ODiplom // Педагогика // 11.12.2018

Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 11.12.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Учебная мотивация рассматривается психологией и педагогикой достаточно давно. Под мотивом в современной науке понимается то, что побуждает человека к действию. Одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность отношения школьников к учению, является совокупность мотивов, определяющая учебную деятельность.

Сущность учебной мотивации

Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Мотивация является довольно широким и общим понятием, так как в качестве психического явления она трактуется с учетом дихотомической природы:

  • система факторов, определяющих поведение индивидуума;
  • процесс, стимулирующий и поддерживающий определенную поведенческую активность на конкретном уровне.

При этом, если система факторов, в первую очередь, детерминирует поведение индивидуума за счет потребностей, мотивов, целей, намерений, стремлений, то процесс стимулирования поведенческой активности обуславливает деятельность индивидуума путем ее объективизации. Таким образом, формирование учебной мотивации происходит на основе критериальной совокупности факторов поведения и условий для осуществления учебной деятельности. Поскольку мотивация характеризует личность и находит выражение в различных внешних проявлениях, в том числе в отношении к окружающему миру и разным конкретным видам деятельности, то через него родители могут влиять на формирование мотивации к учебной деятельности у детей, особенно в младшем школьном возрасте. При этом следует учитывать ряд аспектов:

  • учебная деятельность без мотива не будет осуществляться;
  • учебная деятельность со слабой мотивацией будет крайне неустойчивой, непостоянной, безрезультатной;
  • ощущения младших школьников в разных ситуациях определяются, в том числе, объемом усилий, которые они прикладывают в конкретной ситуации, соответственно, чем выше учебная мотивация, тем больше усилий будет приложено;
  • процесс обучения должен вызывать у детей младшего школьного возраста интенсивное внутреннее побуждение к получению знаний, умственным занятиям, упражнениям, решению поставленных задач и достижению целей;
  • учебная деятельность с сильной, но непостоянной мотивацией будет давать противоречивые результаты и способствовать негативным тенденциям к формированию клипового мышления, мозаичного восприятия и атомизации сознания.

Рассматривая сущность категории учебной мотивации, следует отметить, что ее природа обусловлена общими аспектами, которые проявляются в рамках учебной деятельности в сфере школьного обучения. Следует отметить, что в школьном возрасте учебная мотивация оперирует такими аспектами, как способность ребенка выполнять школьные задания, делая это правильно, вовремя и корректно, а также его способностью воспринимать комментарии и объяснения учителя, активно принимая участие в общей учебной деятельности в рамках учебного процесса.

В соответствии с этим, можно объективно утверждать, что формирование учебной мотивации в период школьного обучения выступает одним из ключевых направлений в современном образовании, представляя собой объективно обусловленный общественный процесс, имеющий высокую социальную значимость. Следовательно, в условиях обновления содержания обучения, вопросы формирования учебной мотивации приобретают особую значимость, так как связаны с различными задачами развития школьников:

  • развитие приемов и навыков самостоятельной работы;
  • повышение интереса к знаниям;
  • развитие познавательной деятельности;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • повышение самостоятельности, учебной компетентности школьников, согласно новым государственным образовательным стандартам.

Данные вопросы приобретают особую актуальность в современных условиях общественного развития и требуют пристального внимания со стороны педагогов уже на начальных этапах школьного обучения.

С точки зрения формирования учебной мотивации, для учащихся также полезным будет опыт участия в исследовательских проектах, различных творческих занятиях и мероприятиях, спортивных соревнованиях и разовых мероприятиях. В ходе такой деятельности обучающиеся учатся изобретать, понимать, осваивать новые знания, умения, навыки, которые могут быть положительно использованы и для формирования учебной мотивации. Это обусловлено тем, что в итоге они способствуют более открытому выражению мыслей у младших школьников, повышению самостоятельности мышления, развитию способностей принимать решения, помогать друг другу, четко определять и формулировать свои интересы, а также осознавать свои возможности. Благоприятно сказывается на учебной мотивации и возможность дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, отличий в организации учебного процесса в начальной, основной и старшей школе. Вместе с тем, именно младшие школьники осваивают умение учиться в первую очередь, так как для данного возраста первостепенным аспектом выступает как раз формирование учебной мотивации для дальнейшего обучения.

Проблема формирования мотивации в младшей школе

Сейчас от школы требуется повышение качества воспитательного и образовательного процесса. На повышение их качества в России сформировался мощный общественный запрос, который объективно обусловлен усложнением всех социальных процессов, которые характерны для развитой страны. При этом данные процессы тесно сопряжены с проблематикой формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте, так как она находится на стыке обучения и воспитания и является одним из важных аспектов современной педагогической психологии. Следовательно, очевидна и роль родителей в формировании учебной мотивации в младшем школьном возрасте, поскольку они также могут влиять на воспитание у школьников идеалов, мировоззрения, системы традиционных ценностей, правил и норм поведения, принятых в современном обществе, с учетом активной жизненной позиции и активного поведения детей. Если в сфере внимания педагогов оказывается непосредственно учебный процесс и базовые аспекты развития личности младшего школьника, то родители преимущественно влияют на развитие личности ребенка и только во вторую очередь на его учебную деятельность. Таким образом, проявляется взаимосвязь педагогов и родителей в формировании учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Непосредственно процесс формирования учебной мотивации представляет собой комплексное воспитание у школьников совокупности идеалов, взглядов на мир, системы традиционных ценностей, общественно одобряемого поведения, что в сочетании с активной жизненной позицией стимулирует интерес к обучению. Вместе с тем, роль родителей в формировании учебной мотивации не ограничивается тем, чтобы заложить готовый набор мотивов в сознание ребенка, напротив, родители должны создавать условия для развития его активной деятельности, становления личности. В таких условиях родители способствуют тому, чтобы ребенок в младшем школьном возрасте сам закладывал набор желательных мотивов и целей, которые будут впоследствии развиваться с учетом прошлого опыта ребенка и в контексте его индивидуальных особенностей.

В целом, проблемы мотивационной сферы рассматривались во многих исследованиях психологии и теории личности. Ряд проблем исследовались 3. Фрейдом, А. Маслоу, К. Роджерсом. Довольно широко данные аспекты анализировались в рамках теории потребностей, которые были дополнены различными мотивационными концепциями, которые рассматривали в своих исследованиях Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен, Г. Келли, Ю. Роттер, Р. Мей и другие. Также отметим теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, общую теорию мотивации Д. Аткинсона, мотивационные теории Ю. Роттера и В. Вроома, в которых в рамках психологических концепциях мотивации, авторы стремились объяснить ряд моментов в поведении человека в целом. Данные вопросы подробно исследовались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, которые акцентировали внимание на мотивации, как психологической категории, а условия формирования учебной мотивации в школьном возрасте в современных условиях исследованы и систематизированы П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.К. Марковой, Д.Б. Элькониным.

Таким образом, очевидна значимость формирования учебной мотивации в школьном возрасте и, особенно, в младшей школе. Мотивация младших школьников оказывает очень большое влияние на продуктивность учебного процесса, определяя успешность, результативность и объективность учебной деятельности. Соответственно, в контексте формирования учебной мотивации родители младших школьников должны учитывать данные особенности, ориентируя своих детей на повышение уровня учебной деятельности за счет формирования у них учебной мотивации. Последствия отсутствия учебной мотивации в младшем школьном возрасте могут быть катастрофичными, вначале приводя к снижению успеваемости, затем к деградации мышления, сознания, восприятия, далее к проблемам развития личности, а в перспективе – к нарушениям общественного порядка. Очевидно, что возможность предупредить данные негативные процессы может только участие родителей в формировании учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Итак, учебная деятельность младших школьников будет более интенсивной и результативной, если в формировании учебной мотивации будут активное участие принимать родители. Для этого дети в младшем школьном возрасте должны быть включены в деятельность, которая будет соответствовать его близкому окружению, вызывать положительные эмоции, а взаимодействие с окружением будет способствовать формированию тяги к знаниям. В результате, взаимодействие с педагогами в рамках образовательного процесса будет более доверительным, повышать роль эмоций и эмпатии.

Роль родителей в формировании учебной мотивации

Рассматривая роль родителей в формировании учебной мотивации в младшем школьном возрасте, следует отметить, что в этом возрасте для детей большое значение имеет отметка. Не всегда дети в младшей школе понимают объективный характер отметки, а родители часто незаслуженно игнорируют его. Без помощи родителей непосредственная связь между отметкой и усвоенными знаниями детям младшего школьного возраста не всегда становится ясна, а часто дети говорят об отметках, что они огорчают или радуют их родителей. В результате, родители упускают возможность участвовать в формировании учебной мотивации, так как в таких случаях дети, не понимая смысл отметки, стараются работать, чтобы получить хорошую отметку, не пытаясь усвоить знания. Происходит искажение учебной мотивации еще в раннем периоде школьного обучения, когда дети младшего школьного возраста при выборе решения задачи на мышление, рассуждение, мыслительную активность или решения задачи на отметку, выбирают последнюю. В конечном счете, это также приводит к искажению восприятия еще в младшем школьном возрасте.

Данный феномен объясняется тем, что отметка выражает как непосредственную оценку знаний учащегося, так и "общественное мнение" о нем, поэтому в младшем школьном возрасте дети стремиться получить хорошую отметку не ради знаний, а ради "общественного признания". В особо сложных случаях младшие школьники могут использовать неприемлемые способы получения желаемых отметок, в том числе списывать. Но чаще всего, дети склонны к переоценке результатов своей учебной деятельности, считая, что заслуживают более высоких отметок, но учителя занижают их или одноклассники "мешают" получать более высокие отметки. Еще одним проявлением такого искажения является привыкание к собственным неудачам, утрата веры в свои силы и полное безразличие к получаемым отметкам. С развитием личности, данные проявления обычно только усиливаются.

В связи с этим, необходимо, чтобы отметка приобрела для младших школьников другой смысл, в этом должны принять активное участие родители, чтобы ребенок рассматривал отметку именно в качестве показателя уровня своих знаний, умений и навыков. Роль родителей в формировании правильной отметочной мотивации параллельно требует и внимания педагога, чтобы избежать опасности формирования эгоистических побуждений и связанных с ними эгоистических черт характера.

С точки зрения побуждений к учебной деятельности индивидуум должен находится в состоянии психической активности, тогда будет возможно осуществление осмысленных действий в рамках процесса обучения, что будет способствовать правильному усвоению получаемых знаний. "Побуждение представляет собой особый двигательный импульс, волевое устремление или эмоциональное стремление к чему-либо" [28, с.81]. При этом основу всех побуждений составляют определенные потребности. Потребность следует понимать как особую форму переживания индивида, которая отражает его нужду в чем-либо, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Таким образом, к учебной деятельности побуждает потребность в получении знаний, познании нового и развитии личности. Данный стимул будет выступать одним из основных факторов для младшего школьного возраста в рамках учебной деятельности, определяя особенности соответствующего поведения.

Соответственно, в данном аспекте родители младших школьников должны способствовать формированию правильных устойчивых побуждений к учебной деятельности, которые будут определять цели, к которым они будут стремиться в процессе обучения. Выступая также источником осознанной учебной деятельности, правильные побуждения у детей младшего школьного возраста играют роль смыслообразующих факторов в рамках процесса их обучения, выступая в качестве мотивов. В этом плане родители должны способствовать объективизации мотивов, дать ответ на вопрос, зачем вообще нужно учиться, т.е. ради чего дети должны выполнять данную конкретную деятельность. Особенно важен этот аспект из-за того, что учебная деятельность без правильных побуждений будет крайне неустойчивой и малопродуктивной.

Основные мотивы учебной деятельности представлены на рисунке 3.

Мотивы учебной деятельности

Мотивы учебной деятельности

Реализация данных мотивов, способствуя в значительной степени объективизации учебной деятельности, формирует у детей в младшем школьном возрасте позиции общественно значимой деятельности. В результате, они воспринимают все, что происходит в школе, как нечто важное, имеющее значение для них лично, обладающие смыслом, что является отражением позиции общественно значимой деятельности. Родители во многом этому способствуют, объясняя детям, что, когда ребенок начинает ходить в школу, он уже занимает важную социальную позицию, становится взрослее. Однако, долго такая основа мотивации учебной деятельности не может ее поддерживать и со временем теряет свое значение либо постепенно, либо резко, вследствие каких-либо масштабных событий. Далее обычно происходит подмена новой социальной позиции позициями принуждения или соперничества, однако роль родителей в данном процессе не должна отходить на второй план. В младшем школьном возрасте важно преодолеть противоречие между общей социальной позицией, которая является новой для ребенка, и содержанием учебной деятельности, которое требует позиции принуждения, соперничества, целеустремленности, ориентации на результат и т.д. С помощью родителей ребенок в младшем школьном возрасте может сформировать устойчивые внутренние побуждения и мотивы, которые будут соответствовать процессу обучения и содержанию учебной деятельности. Формирование учебной мотивации достигается путем воспитания у младших школьников системы традиционных ценностей, мировоззрения, общественно одобряемых норм поведения в сочетании с активным поведением детей. В результате обеспечивается прочная взаимосвязь осознаваемых младшими школьниками мотивов и реально действующих, при этом роль родителей будет проявляться в формировании новой социальной позиции ребенка.

Условия формирования учебной мотивации младших школьников включают в себя следующие:

  • развитие самостоятельности;
  • повышение уровня самоконтроля;
  • предоставление свободы выбора;
  • разумное устранение внешнего контроля (в первую очередь, излишнего);
  • задачи обучения должны исходить (или, как минимум, учитывать) из интересов и устремлений ребенка;
  • занимательное и необычное изложение учебного материала, разнообразие учебной деятельности;
  • включение ребенка в совместную деятельность в процессе обучения;
  • продуманная система поощрений и наказаний в учебной деятельности;
  • дифференциация обучения;
  • личностные взаимоотношения с ребенком.

Отсюда можно судить о широком спектре возможностей для родителей использовать данные условия для успешного формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. К сожалению, родители часто не обращают внимания на то, ради чего учится их ребенок, игнорируя суть учебного процесса в данном контексте, что существенно снижает их роль в формировании учебной мотивации.

Роль родителей в формировании мотивации у ребенка младшего школьного возраста реализуется и через устранение помех, мешающих пробуждению у него интереса к учебе, которые не дают ему полноценно использовать свои ресурсы. Препятствия представлены на рисунке ниже.

Препятствия для формирования учебной мотивации

Устранив данные помехи, родители могут в полной мере реализовать свои возможности по формированию у ребенка адекватной системы побуждений к учебной деятельности, ответственности за свои действия, доверия, а также смогут контролировать общий процесс обучения и воспитания своего ребенка, что очень важно в младшем школьном возрасте. Спорные моменты в учебе необходимо проговаривать с детьми и не решать их в одностороннем порядке. Роль родителей в формировании учебной мотивации также проявляется и в процессе создания установки на результат, которого не бывает без труда, устранения ложных и неправильных целей обучения, а также предоставлении ребенку возможности проявить самостоятельность, которая является важной составляющей успешной учебной деятельности.

Реализация родителями своих возможностей в формировании учебной мотивации у ребенка в младшем школьном возрасте влияет на изменение не только результатов учебной деятельности, но и на развитие самого ребенка. При этом учебная деятельность, содержанием которой выступает овладение общими способами действий и навыками в сфере научных понятий, должна побуждаться адекватными мотивами. К адекватным мотивам, которые могут использовать родители при формировании учебной мотивации у ребенка младшего школьного возраста, относятся мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, мотивы приобретения новых знаний, умений, навыков, мотивы собственного совершенствования и другие. Если удается сформировать совокупность адекватных мотивов учебной деятельности, то будут поддерживаться и развиваться общие мотивы обучения, связанные как с социальной позицией школьника, так и с осуществлением им полезной, социально значимой, общественно одобряемой и оцениваемой деятельности.

Работа психолога с родителями

Семейное воспитание и характер родительской активности в отношениях с детьми является одной из обусловливающих причин низкого уровня учебной мотивации в младших классах. Следует отметить, что на данный аспект оказывает влияние и формирующееся мировосприятие ребенка, в частности, если в семье ребенок еще не осознал или не чувствовал переживания "мы", то процесс адаптации к школе будет протекать с различного рода личностными затруднениями. Эти личностные затруднения отразятся на уровне учебной мотивации детей в начальной школе.

Необходимо учитывать, что конфликт между "я" и "мы" может иметь фактор бессознательного стремления к отчуждению, отказу от понимания любых норм и правил, только ради сохранения неизменного "я". В результате, появление эгоистичного поведения, мировосприятия и понимания любой общности для таких детей ставит вопрос о степени соответствия их действий окружающей среде. Таким образом, стремление к сохранению неизменного состояния "я" является основой низкого уровня учебной мотивации детей, которые воспитываются в семьях с несформированным чувством "мы", в семьях с давление на ребенка при помощи авторитарных методов, а также в семьях, в которых существует атмосфера безразличия, равнодушия, отчуждения и игнорирования детей со стороны родителей.

Еще одной причиной низкого уровня учебной мотивации младших школьников выступает опосредованное восприятие у детей трудностей учебного процесса. Отношение к детям учителя воспринимается ими как субъективное усложнение учебного процесса, в котором дети на уровне собственного восприятия перекладывают на себя, в результате наблюдается очередное проявление школьной дезадаптации. На самом деле, причины дезадаптации и низкого уровня учебной мотивации связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье этого ребенка.

На рисунке ниже представлены направления работы психолога с родителями в младшей школе.

Направления консультативной работы

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку, происходит формирование определенных взаимоотношений между ними.

Литература

  1. Тазиева А.Ш. Работа практического психолога образования с детско-родительскими отношениями в кризисные периоды взросления детей и подростков // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451959218750/Default.aspx
  2. Фомичева, О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке – М.: Гелиос АРВ, 2000
  3. Хоменко, И. Семья как педагогическая система и партнер школы // Народное образование.- 2009.- № 8.- С. 123-128.
  4. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М.: ВЛАДОС, 2014.- 288 с.
  5. Чибисова М.Ю. Психологическое консультирование: от диагностики к путям решения проблем – М.: Педагогический университет "Первое сентября" 2011
  6. Шапошникова, Т.Е. Общественные и личностные функции семьи // Психотерапия.- 2007.- № 10(58).- С. 10-13.
  7. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи – СПб.: Питер, 2012.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Академия, 2007