ODiplom // Менеджмент // 27.03.2018

Управление поведением организации

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 27.03.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Управление поведением организации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Специфика управления поведением организации в том, чтобы на основе принципов рационализма обеспечить ее устойчивое развитие. Системные и функциональные принципы управления поведением организации рассматриваются как комплексный подход к реализации организационных функций и задач.

Управление поведением организации определяется его соответствием требованиям внешнего окружения и внутренним возможностям организации, которое обусловлено рациональным подходом к адаптации в условиях изменения текущих условий. Одним из наиболее эффективных подходов к адаптации поведения организации к изменяющимся условиям является проработка мер по управлению поведением организации в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой находится организации. В результате поведение организации подчиняется принципам рационализма, и она устойчиво развивается в условиях изменения внешней и внутренней среды.

Системные принципы управления поведением организации

Одним из основных направлений в науке управления является изучение и практическое применение управленческих принципов, направленных использование закономерностей в организационных процессах. Поведение организации, как одного из сложнейших и комплексных объектов, подчиняется совокупности системных принципов.

Системные принципы управления поведением организации основаны на практическом применении комплексных управленческих решений, методах постановки целей и разработке планов, программ развития.

Системные принципы управления поведением организации

Системные принципы управления организацией

Системные принципы управления поведением организации являются объективными условиями его осуществления. Они не могут зависеть или быть обусловлены желаниями или потребностями отдельной личности, хотя следует учитывать, что именно отдельные личности определяют поведение организации в некоторые периоды ее развития. Однако трудность применения данных принципов обусловлена исключительно сложной системой отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности.

Вместе с тем, системные принципы являются лишь одним из инструментов управленческой деятельности, следовательно, они могут быть применены на объективной основе для их использования в целях развития организации и определения ее поведения. Системные принципы управления поведением организации включают в себя:

  1. Базовый принцип системного подхода и комплексной формализации;
  2. Принцип регламентации управленческих действий и принимаемых решений;
  3. Принцип оптимизации поведения организации;
  4. Принцип целеполагания.

Принцип системного подхода и комплексной формализации

Принцип системного подхода и комплексной формализации подразумевает, что любая организация, являясь системой, предполагает объединение отдельных частей в единый целостный объект, поддающийся формализованному управленческому воздействию. При этом организация, как единая система, может отличаться своими свойствами от входящих в организацию отдельных элементов и подсистем.

Принцип системного подхода заключается в следующих аспектах:

  1. Снижение или полная ликвидация условий, при которых цели организации не совпадают с целями отдельных подразделений, входящих в данную организацию.
  2. Повышение эффективности предпринимаемых в организации действий за счет интеграции усилий внутри системы, которые приводят к улучшению конечного результата деятельности организации.
  3. Обеспечение рациональной реализации управленческих решений и конкретных действий, предполагающих повышение эффективности организации.
  4. Обеспечение устойчивого развития организации, недопущение чрезмерной и нецелесообразной сложности или простоты организационной структуры.
  5. Поддержание способности организации к адаптации к внешним и внутренним условиям при их изменении за счет внутренних возможностей саморегулирования организации как целостной системы.
  6. Формирование условий для взаимного согласования внутренних подсистем организационной системы.
  7. Повышение эффективности обратной связи от внутриорганизационных подразделений.

Таким образом, принцип системного подхода и комплексной формализации позволяет определить наиболее значимый набор подсистем организации, которые являются взаимно зависимыми и связанными с целями организации в целом.

Принцип регламентации управленческих действий и принимаемых решений

Регламентация управленческих действий и принимаемых решений должна преследовать цель однозначного восприятия предпринимаемых действий внутри организации всеми заинтересованными группами. В соответствии с этим регламентация решений может осуществляться с помощью их документирования и доведения до сотрудников организации. Другое предназначение данного принципа заключается в том, что любые действия и решения, принимаемые руководством, должны соответствовать действующим нормально-правовым и законодательным регламентам их деятельности.

Любые решения должны являться законными и находится в правовом поле легальных действий.

Принцип оптимизации поведения организации

Принцип оптимизации поведения организации подразумевает, что любая система должна развиваться, совершенствоваться и модернизироваться в соответствии с меняющимися условиями или выявляемыми резервами повышения эффективности организации. Основное предназначение данного принципа сводится к оптимизации структуры организации, прав, ответственности, полномочий, властных решений и других аспектов внутреннего устройства организации. Достижение максимальной эффективности согласно данному принципу невозможно, поэтому процесс оптимизации не может быть остановлен по достижении какого-либо уровня эффективности. Поэтому можно согласится с утверждением:

Принцип оптимизации поведения организации лежит в основе любой организационной системы независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Принцип целеполагания

Принцип целеполагания в рамках управления поведением организации исходит из утверждения, что в структурированных организационных системах цель определяет и регулирует все действия внутри организации, подчиняя себе все аспекты управленческих воздействий. Следовательно, и поведение организации должно подчиняться стоящим перед ней целям. Целеполагание реализуется на стратегическом, тактическом и текущем уровнях, а в зависимости от внутренних подсистем организации – на организационном, научном, техническом, технологическом и социально-экономическом уровнях.

Основные цели фундаментальных подсистем организации

Подсистема

Цели подсистемы

Технико-экономическое планирование

Разработка системы сравниваемых, наглядных технико-экономических показателей, основных плановых и производственных задач

Оперативное управление

Разработка оперативного графика выполнения основных производственных задач при высокой производительности труда и качестве продукции

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение графика поставки материально-технических ресурсов и комплектующих

Маркетинг

Обеспечение стабильного сбыта выпускаемой продукции

Таким образом, принцип целеполагания подразумевает, что каждое действие должно иметь ясную и определенную цель, поэтому управление поведением организации не может осуществляться без учета данного принципа и его действия во времени и пространстве.

Функциональные принципы управления поведением организации

Функциональные принципы управления поведением организации предполагают, что управленческий подход к управлению поведением организации основан на исключительном преобладании системных принципов в сфере стратегических аспектов развития организации и наиболее важных вопросов в данной сфере. Одновременно с этим, функции и ключевые задачи в отношении конкретных целей по управлению поведением организации должны решаться в соответствии с текущими стратегическими установками.

Функциональные принципы управления поведением организации являются отражением внутренних управленческих процессов, связанных преимущественно с обеспечением текущих потребностей организации в рамках стратегических целей развития организации в целом.

Функциональные принципы управления поведением организации

Функциональные принципы управления поведением организации

  1. Принцип делегирования полномочий;
  2. Принцип соответствия;
  3. Принцип постановки новых задач;
  4. Принцип обеспечения.

Принцип делегирования полномочий

Принцип делегирования полномочий основан на том, что руководитель передает часть своих служебных функций, возложенных на него в соответствии с формальными отношениями в организации, а также часть своих полномочий и ответственности своим компетентным сотрудникам. При этом руководитель оставляет за собой ответственность за общую схему управления и полномочия по влиянию на процессы в сфере своих компетенций. Делегирование может иметь длительный характер или являться разновидностью разового поручения. В соответствии с функциональным принципом делегирования полномочий в отношении управления поведением организации могут быть делегированы рутинная работа, отдельные виды специальной деятельности, частные вопросы, малозначимые аспекты и подготовительные действия. Вместе с этим, руководитель не может делегировать полномочия по установлению целей организации, принятию решений относительно ее поведения, выработки общей политики организации.

Значение принципа делегирования полномочий в рамках управления поведением организации проявляется в условиях доминирования экономических и социально-ориентированных методов управления.

Благодаря проявлению самостоятельности, инициативы и творческому подходу сотрудники, которым были делегированы полномочия, могут влиять на поведение организации в части выполняемых ими функций. Иными словами, если делегировать полномочия, учитывая функциональное назначение подразделения, в котором работает данный сотрудник, то руководитель косвенно влияет на поведение организации через деятельность данного подразделения.

Принцип соответствия

Принцип соответствия заключается в оценке способностей работника занимать определенную должность и справляться с возлагаемыми на него обязанностями. Необходимо отметить, что через функции подразделений и отдельных сотрудников, которые входят в это подразделение, проявляется влияние данного подразделения на эффективность организации в соответствии с принципами системного подхода, с которым напрямую связан функциональный принцип соответствия.

Принцип соответствия означает, что в функциональном плане выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

Поэтому принцип соответствия должен выполняться на объективной основе. Каждый руководитель должен оценить кандидатов на определенную должность в рамках организационной структуры в процессе подбора и расстановки управленческих кадров, которые должны соответствовать выполняемой работе. Принцип соответствия – это один из наиболее древних принципов управления поведением организации, который как органичное дополнение системным принципам отражает способность руководителя дать конкретному человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.

Принцип постановки новых задач

Принцип постановки новых задач, чаще всего, связан с поздними этапами развития организации в рамках ее жизненного цикла. Когда организация подходит к необходимости активного обновления в целях обеспечения ее выживания, потребность в постановке новых задач возрастает, что позволяет организации преодолеть трудности данных этапов и перейти на новый виток развития. Кроме того, данный принцип применяется и в рамках основной деятельности организации, когда требуются новаторские подходы к оптимизации и повышению эффективности организации.

Принцип постановки новых задач влияет на поведение организации, стимулируя инновационную активность, использование нестандартных подходов к решению тривиальных задач, что влияет и на инновационность самой организации и ее развитие в рамках своего рынка.

Принцип обеспечения

Данный принцип подразумевает, что каждое управленческое решение должно быть обеспечено документально и материально.

Принцип обеспечения основан на стремлении к реальному соответствию всех действий в организации заявленным руководителем показателям, срокам, суммам и т.д.

Обеспечение управленческих решений должно основываться на реальных материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и экономических ресурсах, а не субъективной уверенности в каком-либо предполагаемом результате. Результатом является ответственный подход к управлению поведением организации, которая становится надежным экономическим агентом и занимает устойчивое положение на рынке.

Выводы

Управление поведением организации опирается на системные и функциональные принципы.

  1. Системные принципы управления поведением организации включают в себя базовый принцип системного подхода и комплексной формализации, принцип регламентации управленческих действий и принимаемых решений, принцип оптимизации поведения организации и принцип целеполагания.
  2. Функциональные принципы управления поведением организации сосредоточены в областях делегирования полномочий, обеспечения соответствия потенциала сотрудников занимаемым ими должностям, постановки новых задач и реального обеспечения принимаемых решений.