ODiplom // Менеджмент // 13.03.2018

Управление рабочим временем

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 13.03.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Управление рабочим временем [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В организациях управление рабочим временем применяется для повышения эффективности его использования и улучшения результативности работы руководящих работников.

Управление рабочим временем в организации

Применение методологии планирования рабочего времени и работы руководителя необходимо не только для повышения личной эффективности. Наоборот, рационализация и научно-объективный подход к управлению рабочим временем руководителей в организации должны применяться службами управления персоналом для повышения производственно-экономического потенциала в целом.

Управление рабочим временем

С точки зрения потребностей предприятия, эти задачи возлагаются на отдел научной организации труда и управления рабочим временем. Объективно такой подход с выделением в оргструктуре такого отдела применяется на крупных промышленных предприятиях. Даже для средних предприятий оптимально иметь специалиста по научной организации труда, в обязанности которого будет входить и управление рабочим временем руководителей, должность относится к штату отдела кадров или службы управления персоналом.

Во всех остальных случаях при отсутствии на предприятии отдела научной организации труда и управления, часть его функций исполняет служба управления персоналом.

В целом, служба управления персоналом должна повышать внимание к уровню навыков руководящих работников и их развитию. Оптимальная форма обучения управлению рабочим временем руководителей – тренинги и деловые игры. Такой подход достаточно эффективен для совершенствования навыков управления своим временем, что позитивно сказывается на применении принципов тайм менеджмента руководителями.

Таким образом, корпоративный подход к управлению рабочим временем предполагает, что инициатива повышения эффективности труда руководителей должна исходить от службы управления персоналом организации.

Цели и задачи управления рабочим временем

Управление рабочим временем

Служба управления персоналом в организации должна выполнять в данном случае три основные цели:

  1. Повысить производительность труда;
  2. Увеличить интенсивность труда;
  3. Улучшить использование рабочего времени.

Показатели для оценки использования рабочего времени приведены в статье Тайм менеджмент

Учитывая, что эффективность управления рабочим временем руководителей не может быть прямо выражено показателями производительности труда, следует применять коэффициенты для анализа рабочего времени.

Достижение указанных целей достигается за счет решения двух задач управления рабочим временем.

Задачи управления рабочим временем

Задача

Комментарий

1.

Необходимо отслеживать возможные варианты и перспективные приемы повышения эффективности личного планирования рабочего времени всех руководящих работников в организации

Следует отметить обязательный характер применения методов планирования личной работы всеми руководящими работниками организации, чтобы соблюдать принципы системной ориентации на конечную эффективность и интенсивность управленческой деятельности.

2.

Необходимо на регулярной основе производить повышение квалификации руководящих работников в сфере планирования личной работы и рационального использования рабочего времени.

Для этого не требуется прибегать к существенным затратам на образовательный процесс, с помощью внутриорганизационных тренингов, деловых игр и т.п. служба управления персоналом организации может объективно выявлять и ликвидировать проблемные места в процессе планирования использования рабочего времени как отдельными руководителями, так и аппаратом управления в целом.

Для более полной реализации этих функций службам управления персоналом следует выявлять и внедрять новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса в целях совершенствования планирования личной работы руководящими работниками организации. От этого будет зависеть не только их личная эффективность как профессионального управляющего, но и производительность труда в организации в целом, так как такой руководитель сможет добиться наибольшей отдачи и интенсивности труда от своих подчиненных.

Развитие навыков управления рабочим временем и планирования личной работы у руководителей позволят организации повысить эффективность своей основной деятельности вне зависимости от сферы или отрасли, в которой функционирует компания.

Также ознакомьтесь с публикацией – Как заставить себя работать

Дополнительной целью работы службы управления персоналом в сфере повышения эффективности использования рабочего времени сотрудников выступает сокращение потерь рабочего времени по причине существования непроизводительных факторов, затрудняющих рабочие процессы.

Определение потерь рабочего времени руководящих работников в организации служба управления персоналом на регулярной основе должна осуществлять по трем основным направлениям:

  1. Нерациональное планирование задач, превышение реальных, объективных лимитов времени на выполнение.
  2. Выполнение малозначимых или не срочных задач вместо приоритетных и требующих немедленного решения вопросов.
  3. Дисбаланс в распределении рабочего времени, срывы сроков, хроническое выполнение задач в сверхурочное время.

В случае, если выявлено существование потерь рабочего времени по одной из указанных причин, служба управления персоналом организации обязана провести работу с руководящим работником, испытывающим трудности с планированием своего рабочего времени, чтобы ликвидировать все выявленные негативные факторы и помехи к выполнению его прямых обязанностей.

Экономическим эффектом от предпринимаемых службой управления персоналом мер, направленных на совершенствование планирования рабочего времени руководителей, для организации выступает улучшение коэффициентов эффективности использования рабочего времени. При этом ключевым показателем эффективности реализованных мероприятий в сфере планирования личной работы руководителя выступает снижение коэффициента потерь рабочего времени, которые зависят от менеджера, и коэффициента соотношения выполнения менеджером свойственных и несвойственных ему функций.

Вывод

Научный подход к управлению рабочим временем в организации, основанный на принципах управления рабочим временем, позволяет организовать работу с наибольшей результативностью, чтобы все действовали в интересах организации и для достижения стоящих перед ней целей. В этой связи возрастает роль службы управления персоналом в повышении эффективности управления рабочим временем за счет ликвидации условий и факторов, способствующих его нерациональному использованию.