ODiplom // Менеджмент // 18.11.2018

Управление вузом

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Менеджмент

Опубликовано: 18.11.2018

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Управление вузом [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Особая природа системы управления вузом обусловлена совокупностью факторов, определяющих эффективность работы вуза, организации образовательного процесса, а также спецификой управления учебным заведением в целом.

Управление вузом

Система управления вузом

Система управления вузом – это форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры учебного заведения, которая определена спецификой его внутренних подразделений, органов управления, их взаимодействием и взаимосвязью.

От того, насколько формализована и объективно обусловлена управленческая деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов высших учебных заведений, зависит результативность развития данной сферы работы вуза. Следовательно, перед высшими учебными заведениями неизбежно встает вопрос, как эффективно организовать деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов, какие действенные меры нужно предпринять, чтобы повысить эффективность системы управления вузом.

Управление вузом ориентировано на достижение целей и задач учебного заведения.

Вуз – это сложный объект управления со слабо формализованной системой разработки управляющих воздействий с одновременно высокой степенью регламентации их реализации.

Данный аспект обусловлен спецификой управленческого процесса в высших учебных заведениях. Система управления в вузах характеризуются явно выраженными тенденциями децентрализации, распространения коллегиальности, расширения общественных форм управления, изменения структуры управленческой вертикали и появления автономных структур управления.

Учреждения высшего образования являются сложными с точки зрения управленческого процесса структурами, обладающими особыми специфическими характеристиками:

  • наличие высокого уровня кадрового потенциала;
  • большая социальная значимость деятельности учреждения;
  • длительный жизненный цикл, как единицы управленческой деятельности, так и внутриорганизационных процессов, так и основной деятельности учебного заведения;
  • исторически сложившаяся высокая степень независимости и обособленности работы профессорско-педагогического состава в рамках выполнения ими основных преподавательских функций;
  • высокая степень свободы преподавателя при выборе методов организации своей преподавательской деятельности, обучения и учебного процесса.

Если система управления коммерческими и производственными организациями во многом определяется характером их основной деятельности, то для высших учебных заведений первостепенным является именно учебный процесс, что и предопределяет специфика их работы. Вместе с тем, ряд особенностей, свойственных для производственных и коммерческих организаций, вполне характерен и для вузов.

К общим особенностям систем управления относятся:

  • учет динамики происходящих изменений внутри и вовне организации;
  • принятие адекватных решений в соответствии с потребностями организации;
  • использование любых благоприятных возможностей для повышения эффективности системы управления, управленческого процесса и деятельности органов управления.

В современных условиях, возрастают требования, которые предъявляются к системе управления организацией, в том числе повышение эффективности управленческой деятельности, результативности работы организации, улучшения труда сотрудников, повышение производительности труда, его результативности и целевой ориентации. Не являются исключением и вузы, однако для них требования видоизменяются в соответствии со спецификой их деятельности. Требования, предъявляемые к системе управления высшим учебным заведением, возрастают по мере повышения уровня образовательного процесса, что ведет к необходимости использования многоуровневых и коллегиальных моделей управления вузом. В результате, система управления вузом трансформируется в сложноструктурированную социально-экономическую систему, ориентированную на общественные процессы и являющуюся социально значимой, что в свою очередь чрезвычайно важно в современных условиях повышения качества образования.

Принципиальным моментом в данной области является необходимость выстроить систему управления вузом в контексте повышения эффективности управленческой деятельности, начиная с низшего звена и уровня управления и учитывая интересы всех участников научного, учебного и образовательного процесса, протекающих в вузе в рамках его основной деятельности.

Специфика управленческого процесса в высших учебных заведениях предопределяет и особенности, свойственные непосредственно системам управления в вузах:

особенности системы управления в вузе

  1. Тенденции к повышению децентрализации и широкое распространение коллегиальности системы управления, что выражается в появлении и развитии коллегиальных структур, в которые входят представители не только администрации и преподавательского состава, но и представители учащихся, выпускников, а также члены образовательных, общественных и профессиональных объединений и организаций;
  2. Внедрение или стремление к расширению общественных форм управления высшим учебным заведением, в том числе путем создания попечительских советов;
  3. Модернизация структуры управленческой вертикали в соответствии с появлением и внедрением перспективных инструментов управления, ориентированных на конкретные целевые показатели, механизмов мониторинга и контроля показателей работы вуза и организации учебного процесса;
  4. Появление автономных структур управления на уровне реализации многоуровневых моделей управления вузом и использовании коллегиальных моделей управления, основанных на современных тенденциях в организации управленческой деятельности в образовательных организациях.

"Главная особенность процесса управления вузом в настоящее время – это стремление к инновациям и смена управленческой парадигмы, без чего ни один вуз в условиях рынка и социальной неопределенности выжить не сможет" [1]. Ориентация на совершенствование управления вузом и повышение результативности образовательного процесса очевидна. Однако, в этой связи нужно указать на тот факт, что социальная неопределенность не оказывает прямого влияния на систему управления вузом. Вместе с тем, появление экономики знаний, коммерциализация образования, снижение роли государства в образовательной сфере не способствовали повышению качества образования, о чем свидетельствует европейский опыт.

Специфика системы управления вузом должна в наибольшей степени учитывать необходимость модернизации содержания и организации образовательного процесса с целью повышения его результативности, что выражается через получаемые учащимися знания. Также требуется стимулирование научно-исследовательского процесса, инновационных исследований, разработок, прикладных проектов, что должно осуществляться параллельно с развитием кадрового потенциала преподавательского состава и учебного потенциала обучающихся студентов. Соответственно, нельзя игнорировать и необходимость модернизации инфраструктуры высших учебных заведений, совершенствования деятельности органов управления вузом, что также напрямую относится к вопросам эффективности системы управления образовательным учреждением.

На уровне системы управления вуза необходимо создание условий для обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Система управления высшим учебным заведением должна соответствовать данному критерию. Вместе с тем, практика управления вузами должна быть направлена на дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями.

Органы управления вуза

К органам управления вузом относится ученый совет, ректор, его заместители, а также попечительский и наблюдательный совет.

Попечительский совет создается в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития вуза, а также для осуществления контроля использования дополнительно привлекаемых финансовых ресурсов. Наблюдательный совет рассматривает предложения других органов управления вуза и дает свои рекомендации, в основном, в сфере финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Все аспекты деятельности коллегиальных органов управления высшего учебного заведения должны быть урегулированы уставом вуза, при этом коллегиальные органы могут так же, как и ректор, выступать от имени вуза.

Ректор вуза является единоличным исполнительным органом вуза, что в совокупности с деятельностью ученого совета, который является коллегиальным органом, соответствует реализации модели сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единство данных принципов устанавливает баланс системы управления с учетом сфер деятельности этих органов в соответствии с сущностью их полномочий.

Управление высшим учебным заведением регулируется положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" [2], основные аспекты, касающиеся системы управления вузом, приведены в таблице.

Система управления вузом в соответствии с 237-ФЗ

Положение

Характеристика

Описание

Ст. 26 п. 2

Принципы организации системы управления

Система управления вузом функционирует на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Ст. 26 п. 3

Исполнительные органы вуза

Единоличным исполнительным органом вуза является ректор, в сферу деятельности которого входит осуществление текущего руководства деятельностью вуза.

Ст. 26 п. 4

Коллегиальные органы вуза

Коллегиальные органы управления вузов создаются в обязательном порядке и в соответствии уставу образовательной организации, при этом закон закрепляет порядок, который должен быть для разных органов.

К числу коллегиальных органов, которые должны быть созданы в обязательном порядке, относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации и ученый совет.

Согласно уставу вуза могут создаваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы.

Ст. 26 п. 5

Формирование системы управления

Структура, порядок формирования, полномочия, компетенция органов управления и порядок принятия ими решений устанавливаются уставом вуза.

Ст. 26 п. 6

Расширение участия коллегиальных органов вуза в локальном нормотворчестве

В целях учета мнения обучающихся и преподавательского состава вуза по вопросам управления вузом и принятия локальных нормативных актов в вузах создаются студенческие советы и профессиональные союзы работников вуза, являющиеся представительными органами обучающихся и работников.

Ст. 27

пп. 1-2

Формирование структуры управления

Вузы самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь различные подразделения с учетом направлений образовательного процесса,

Ст. 30

пп. 1-2

Регламентация локальных нормативных актов и локального нормотворчества

Вузы вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Локальное нормотворчество осуществляется по основным вопросам деятельности организации в рамках образовательного процесса.

Pаконом обеспечивается значительная степень расширения полномочий в управлении вузом со стороны исполнительных и коллегиальных органов, что также соответствует увеличению самостоятельности высших учебных заведений, а также вовлечению представительных органов в систему управления вузом.

Система управления высшим учебным заведением в значительной степени влияет на эффективность, результативность и вузовские позиции по сравнению с другими образовательными учреждениями высшего образования. Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [3] были закреплены следующие аспекты, касающиеся повышения качества систем управления высшими учебными заведениями:

  1. Осуществление мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений. В полной мере это касается и высших учебных заведений. Данное направление было утверждено для проведения в 2012 году, однако, впоследствии Министерство образования и науки Российской Федерации перешло к осуществлению мониторинга на постоянной основе, что выразилось, в том числе, в отзыве лицензий у неэффективных вузов.
  2. Разработка и последующая реализация мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. При этом к 2020 году в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно Указу, должны были войти не менее пяти российских университетов. По факту данный целевой показатель был достигнут в 2015 году [4]. В рейтинге же образовательных систем британской исследовательской компании Economist Intelligence Unit [5] уже в 2014 году Россия заняла 8-е в Европе, сразу после Германии, и 13 место в мире, опередив такие страны как США, Австралия, Израиль, Бельгия, Чехия, Швейцария.

В ряде случаев следование традиционным стратегиям управления и концепциям организации деятельности вуза становится ограничивающим фактором дальнейшего развития образовательного учреждения, либо приводит к усложнению управленческой деятельности, не принося существенных результатов ввиду разного рода объективных факторов.

В современных условиях сильно возрастает роль эффективной организации работы законодательных, исполнительных и коллегиальных органов высших учебных заведений, что находит выражение в повышенном интересе к структурированию работы образовательного учреждения и повышению эффективности модели управления вузом. Постепенно происходит расширение распространения перспективных моделей управления вузами, более широко используются преимущества различных моделей управления, применяются подходы, основанные на дифференцированном разделении работы исполнительных и коллегиальных органов управления вуза и диверсификации каналов управления, в целях повышения эффективности систем управления высшими учебными заведениями.

Управление университетом

Система управления университета должна быть регламентирована в уставе и соответствовать действующим положениям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Органы управления университета:

  • конференция работников и обучающихся;
  • ученый совет,
  • ректор,
  • попечительский совет.

Система управления вуза

Система управления вуза

Конференция работников и обучающихся является коллегиальным органом управления университетом и действует в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729. "Общее собрание (конференция) работников образовательной организации является одним из коллегиальных органов управления образовательной организацией. Общее собрание создается на основании Устава образовательной организации в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления, реализации права работников организации на участие в управлении, а также развития и совершенствования образовательной деятельности организации. Общее собрание считается собранным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников образовательной организации" [6]. Конференция работников и обучающихся созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.

К компетенции конференции работников и обучающихся университета относятся:

  1. избрание ученого совета Университета;
  2. принятие программы развития Университета;
  3. обсуждение проекта и принятие решения о заключении и изменении коллективного договора, утверждение отчета о его исполнении.

Ученый совет является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом. Количество членов Ученого совета ФГБОУ ВО ЧГПУ определяется конференцией работников и обучающихся университета. Действующий состав Ученого совета должен быть опубликован на официальном сайте вуза.

Ученый совет обладает следующими компетенциями:

  • определяет политику университета в области образовательной, научной, финансово-экономической деятельности, а также международного сотрудничества;
  • рассматривает изменения и дополнения к Уставу университета;
  • утверждает перспективные планы развития университета;
  • утверждает Положение о процедуре выборов ректора, иные положения;
  • рассматривает вопросы об открытии образовательных программ;
  • определяет направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучающихся в университете;
  • рассматривает научные программы, тематику и результаты научно-исследовательских работ, выполненных в университете;
  • утверждает Правила приема в университет;
  • выполняет другие функции, вытекающие из Устава.

Председателем Ученого совета является ректор университета. Срок полномочий Ученого совета составляет 5 лет. Заседания Ученого совета проводятся не реже чем 1 раз в 3 месяца, кроме летнего периода.

Ученый совет осуществляет деятельность по локальному нормотворчеству в рамках вопросов, относимых к его компетенции и закрепленных в Уставе университета. Ученый совет принимает локальные нормативные акты в порядке, установленном Уставом.

Ректор является единоличным исполнительным органом и осуществляет текущее руководство деятельностью университета. Ректор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью университета. Права, обязанности, компетенции ректора в обязательном порядке закреплены в Уставе.

По вопросам, относящимся к его полномочиям, ректор издает приказы, распоряжения, а также принимает локальные нормативные акты в порядке, предусмотренном Уставом университета.

"Попечительский совет – это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации" [7].

Целями деятельности попечительского совета являются:

  • содействие решению текущих и перспективных задач развития университета;
  • содействие привлечению финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности и развития университета, а также для осуществления контроля за использованием таких средств;
  • содействие совершенствованию материально-технической базы университета;
  • участие в разработке образовательных программ высшего образования, реализуемых университетом, для обеспечения учета в этих программах требований заинтересованных работодателей к выполнению выпускниками трудовых функций;
  • контроль за реализацией программы развития университета.

Попечительский совет создается на срок полномочий ректора. В состав попечительского совета входят представители предпринимательских, финансовых и научных кругов, объединений работодателей, общественных объединений, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физические лица, в том числе выпускники данного университета. Решения попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.

Административным органом управления университета является ректорат. Проректоры осуществляют руководство отдельными направлениями деятельности университета. Распределение обязанностей между проректорами закрепляется приказом ректора, который возглавляет ректорат.

Каждый факультет, входящий в состав университета, возглавляет декан, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования на срок до 5 (пяти) лет. Процедура избрания декана факультета определяется локальным нормативным актом, утверждаемым ректором.

Каждую кафедру университета возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования на срок до 5 (пяти) лет. Процедура избрания заведующего кафедрой определяется локальным нормативным актом, утверждаемым ректором университета.

Представительные органы университета создаются в целях учета мнения обучающихся и педагогических работников по вопросам управления университетом, а также при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Особо нужно отметить, что представительные органы создаются по инициативе обучающихся и педагогических работников университета.

Традиционно, к представительным органам университета относятся:

  1. Студенческий совет, который функционирует в формате студенческого комитета самоуправления. Студенческий совет формируется из числа представителей общественных студенческих объединений университета по 1 представителю от каждого объединения и (или) студентов университета. Студенческий совет возглавляет председатель совета, избираемый из числа членов совета на срок 1 год простым большинством голосов. Студенческий совет ограничен рамками полномочий и компетенций, а также порядком принятия студенческим советом решений и выступления от имени университета.
  2. Профсоюз работников вуза, который действует в формате региональной общественной организации. Профсоюзная организация осуществляет представительство и защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников университета, контроль соблюдения законодательства, способствует улучшению условий труда работников университета.

Такая структура управления университета соответствует действующему законодательству Российской Федерации и отвечает требованиям, предъявляемым к системе управления высшими учебными заведениями.

Органы управления университетом

органы управления университета

Законодательные, исполнительные и коллегиальные органы управления университета

Локальное нормотворчество в вузе могут осуществлять Ученый совет и ректор университета. Локальное нормотворчество университета должно быть регламентировано в Уставе.

Локальное нормотворчество осуществляется в виде разработки и принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, которые регулируют образовательные отношения и иную деятельность, осуществляемую Университетом.

Все принимаемые локальные нормативные акты принимаются Ученым советом и ректором в пределах имеющихся у них компетенций, в соответствии с уставом университета и законодательством Российской Федерации. Базовым условием принятия локальных нормативных актов является их непротиворечивость законодательству Российской Федерации.

Ученый совет и ректор могут принимать несколько видов локальных нормативных актов, поименованных в уставе:

  • приказы,
  • распоряжения,
  • протокольные решения,
  • положения,
  • правила,
  • регламенты,
  • инструкции,
  • стандарты;
  • постановления;
  • решения;
  • типовые рекомендации.

Устав университета, а также изменения, вносимые в него, утверждаются Министерством образования и науки и подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрение и подготовка устава относятся к вопросам компетенции Ученого совета.

В университете действует особый порядок принятия локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников университета:

  • локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся, принимаются с учетом мнения студенческого совета;
  • локальные нормативные акты, затрагивающие права работников университета, принимаются в порядке и случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с учетом мнения профсоюза;
  • перед принятием решения о принятии локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся университета, проект акта направляется в студенческий совет, который должен не позднее пяти учебных дней направить мотивированное мнение в Ученый совет или ректору в письменной форме;
  • локальный нормативный акт принимается в том случае, если студенческий совет выразил согласие с проектом акта или не направил мотивированное мнение в установленный срок;
  • если мотивированное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо студенческий совет вынес предложения по его совершенствованию, то Ученый совет или ректор вправе полностью или частично согласиться с данным мнением и внести изменения в проект локального нормативного акта, либо не согласиться с данным мнением и принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции.

Принципиальным аспектом является следующее: нормы локальных нормативных актов, которые так или иначе ухудшают права, положение, условия обучения студентов и труда работников университета, по сравнению с установленными нормами в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве Российской Федерации, а также принятые с нарушением установленного порядка издания локальных нормативных актов высшего учебного заведения, не могут применяться в деятельности вуза и подлежат отмене ректором университета.

Ответственность за неисполнение локальных нормативных актов университета студентами и работниками наступает при выявлении таковых фактов, вследствие которых могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из университета.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор является единоличным исполнительным органом вуза и осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В рамках непосредственной деятельности в качестве единоличного исполнительного органа ректор осуществляет руководство следующими структурными подразделениями:

  • Ректорат;
  • Управление финансов и экономики: бухгалтерия и планово-экономический отдел;
  • Управление кадров: архив, общий отдел, отдел по работе со студентами, отдел по работе с персоналом;
  • Отдел информационных систем;
  • Юридический отдел;
  • Контрактная служба.

Осуществляя руководство образовательным, учебным и научным процессом в университете, ректор отвечает за организацию деятельности по выполнению государственного задания на подготовку специалистов по профилям обучения, которые имеются в вузе. Также утверждает годовые планы научно-исследовательских работ, экспериментальных разработок, опытно-конструкторских и технологических работ. Организация учебно-методической, научно-исследовательской и других направлений деятельности университета осуществляется ректором и проректорами: проректором по учебной работе; проректором по научной и международной деятельности; проректором по воспитательной и социальной работе, проректором по стратегическому развитию, проректором по общим вопросам. В рамках управления финансами и экономическими процессами ректор утверждает план финансово-хозяйственной деятельности университета и отчеты о ее результатах. Осуществляя руководство кадровыми процессами, ректор организует работу управления кадров, утверждает структуру и штатное расписание. При приеме на работу лиц из числа профессорско-преподавательского состава с ними заключается трудовой договор. Заключению трудового договора предшествует избрание по конкурсу. Прием, перевод и увольнение преподавателей осуществляется на основании приказов ректора. Принимает решения о применении к обучающимся и снятии с обучающихся мер дисциплинарного взыскания. Ректор отвечает за соответствие деятельности университета действующему законодательству.

Ректор осуществляет общее руководство контрольной работой по оценке знаний студентов, с целью определения качества знаний по результатам пропедевтических курсов по дисциплинам соответствующего профиля.

Общее руководство и координацию воспитательной работы осуществляет Ученый совет. Непосредственную роль по организации культурно-массовых, спортивных, познавательных мероприятий, разработке программ, а также их утверждение осуществляет Совет по воспитательной работе.

В таблице представлено сравнение деятельности коллегиальных органов управления университета.

Деятельность коллегиальных органов управления университета

Параметр

Конференция работников и обучающихся

Ученый совет

Попечительский совет

Компетенции

Избрание членов ученого совета, принятие программы развития и работа по изменению и заключению коллективного договора университета

Определение политики университета во всех областях, рассмотрение изменений в уставе, утверждение планов развития, положений, образовательных программ, направлений подготовки, научных программ, научно-исследовательской работы, правил приема в университет. Также ученый совет рассматривает иные вопросы и выполняет другие функции, которые определены в уставе и положении об ученом совете.

Способствует решению различных задач развития университета, привлечению средств, совершенствованию материально-технической базы, принимает участие в разработке образовательных программ, контроль реализации программ развития университета.

Срок полномочий

На время созыва

5 лет

На срок полномочий ректора

Период

Не реже 1 раза в 5 лет

Не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением летнего периода.

Не реже 1 раза в год

Характер принятия решений

Коллегиальный.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% делегатов при явке не менее 2/3 списочного состава

Коллегиальный.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов ученого совета, при условии явки более 50% от списочного состава ученого совета.

Коллегиальный.

Решение принимается большинством голосов присутствующих членов совета. При равенстве голосов, голос председателя решающий.

Форма принятия решения

Открытое или тайное голосование.

Определяется делегатами.

Открытое или тайное голосование. Определяется в зависимости от сферы решения.

Тайное голосование проводится по решениям по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, избранию деканов факультетов, заведующих кафедрами и представлению к ученым званиям.

Все остальные решения принимаются открытым голосованием.

Открытое голосовое на открытом заседании.

Компетенции разных органов не дублируют друг друга, пересечения и противоречия в осуществляемых функциях, таким образом, отсутствуют.

Вместе с тем, превалирующее значение в системе коллегиального управления имеет Ученый совет, что предопределено структурой и системой управления университета. Однако, высшим органом управления является Конференция работников и обучающихся, которая определяет наиболее важные вопросы жизнедеятельности университета.

Конференция работников и обучающихся созывается Ученым советом. Следует отметить, что характер деятельности и созыва Конференции работников и обучающихся обуславливает одновременно необходимость участия в ее работе членов Ученого совета и ограничения их числа в ее составе. Порядок избрания делегатов на Конференцию, предусматривающий участие в её работе представителей всех категорий работников, обучающихся, определяется Учёным советом, при этом члены Учёного совета должны составлять не более 50% общего количества делегатов.

Спектр полномочий Конференции работников и обучающихся университета включает:

  • определение ключевых вопросов развития университета;
  • избрание членов Учёного совета;
  • заключение коллективного договора;
  • избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам и иные подобные вопросы;
  • трудовые и иные социально-экономические вопросы решаются в рамках коллективного договора.

Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет, который является коллегиальным выборным органом управления. Данный коллегиальный орган возглавляется ректором и имеет превалирующее значение в рамках многоуровневой модели управления. При таком подходе в университете в полной мере обеспечивается взаимная интеграция многоуровневой и коллегиальной модели управления, что объективно соответствует действующему законодательству и нормам развития государственно-общественного управления высшим учебным заведением.

Спектр полномочий Ученого совета включает рассмотрение вопросов деятельности вуза:

  • стратегические направления и перспективы развития университета,
  • штатное расписание,
  • утверждается бюджет и его исполнение,
  • происходит утверждение учебных планов и программ,
  • открытие новых специальностей и направлений,
  • анализируется организация и результаты формирования контингента обучающихся,
  • анализируется состояние и перспективы научной и учебной работы,
  • решаются вопросы избрания преподавателей по конкурсу и т.д.

Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях ученого совета, в целом определяют все направления деятельности вуза и соответствуют целям деятельности данного коллегиального органа.

В отличие от Конференции работников и обучающихся и Ученого совета, Попечительский совет выступает совещательным коллегиальным органом, решения которого не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный и консультативный характер. Следовательно, результатом деятельности Попечительского совета, как особого коллегиального органа управления университета, является выработка предложений, способствующих повышению уровня развития и качества работы вуза в целом. Результатом работы Попечительского совета является протокол, которым оформляются итоги заседания. Фактически, члены Попечительского совета наблюдают за деятельностью вуза, дают советы, рекомендации, помогают финансовыми, материальными средствами, связями, а имена членов Попечительского совета могут использоваться для повышения имиджа высшего учебного заведения. Формально, в отсутствии наблюдательного совета в вузе, попечительский совет может частично выполнять его функции, которые не противоречат действующему законодательству и уставу вуза.

Литература

  1. Богомолова И.С., Бечвая М.Р. Исследование основ коллегиального управления в образовательных организациях высшего образования. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – №4 – С.213-218
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №599. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
  4. 5 российских вузов вошли в 100 лучших по мировым рейтингам [Электронный ресурс] / Проект 5-100. Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://5top100.ru/news/12287/
  5. UK 'second best education in Europe' [Электронный ресурс] / BBC. – Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-27314075
  6. Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования") // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2017.
  7. Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования") // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2017.