ODiplom // Педагогика // 06.11.2018

Урок русского языка в начальной школе

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 06.11.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Урок русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Урок русского языка в начальной школе должен содержать в себе не только познавательный, но и воспитательный аспекты. Это становится очевидным после рассмотрения примера урока по теме словообразование.

Требования к уроку русского языка в начальной школе

Урок русского языка в начальной школе

К уроку русского языка в начальной школе предъявляют серьезные требования. Это обусловлено возрастом учащихся и растущей ролью родного языка в воспитании будущих поколений. Действующий ФГОС предъявляет следующие требования к урокам русского языка в начальной школе:

  • Урок русского языка в начальной школе обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • На уроке русского языка необходимо активно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся
  • В процессе урока необходимо осуществлять практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок русского языка в начальной школе должен быть направлен на развитие универсальных учебных действий.
  • Взаимоотношения между учителем и учениками должно строиться в демократическом, а не в авторитарном стиле.

Пример конспекта урока русского языка

Представленный ниже план-конспект был использован на уроке русского языка в общеобразовательной школе.

Тема урока: "Состав слова". Урок для 3-го класса средней школы

Цель урока: развивать умение находить в слове окончание, основу, корень, приставку, суффикс, создавая ситуацию успеха на уроке и вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.

Задачи:

  • Образовательная – комплексное повторение материала по теме "Состав слова"
  • Развивающая – продолжить сопоставлять, сравнивать, выделять главное; развивать память, мышление, речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • знать основы состава слова в русском языке;
  • знать место приставки, суффикса, корня, окончания и основы в структуре слова;
  • узнавать каждую часть слова и уметь находить её в словах;

2. Метапредметные:

  • сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  • классифицировать приставки, суффиксы;
  • проверять правильность выполнения задания;
  • работать в паре.

3. Личностные:

  • осознавать роль каждой части слов в словообразовании;
  • осознавать важность правильного выделения приставки, суффикса, корня, окончания в слове.

Оборудование: доска, мел, учебник "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г для 3 класса, Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 3 класса, Рабочая тетрадь, толковый словарь Ожигова.

Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Структура урока:

  • Организационный.
  • Мотивация и постановка целей урока
  • Актуализация знаний
  • Работа с учебником
  • Работа со словарем
  • Самостоятельная работа в парах
  • Самопроверка
  • Повторение и закрепление материала
  • Рефлексия
  • Домашнее задание
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный

Учитель:

С добрым утром начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать.

 Итак начинаем наш урок

Школьники стоят возле своих парт и хором приветствуют учителя. Затем садятся

II

Мотивация и постановка целей урока

 Учитель пишет на доске числовой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель: Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

На доске ярким мелом большими буквами написана пословица.

 "Кто думает – тот всегда додумается"

Учитель: Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее.

В чем смысл этой пословицы? Давай те попробуем понять пословицу, так как она будет девизом нашего урока.

Учащиеся хором читают пословицу.

Учащиеся высказывают свои трактовки пословицы.

Учитель размещает на доске плакат со структурой слова и пишет тему урока. Затем спрашивает учащихся: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Цель нашего урока изучить и закрепить строение слова

III

Актуализация знаний

Учитель: Давайте перечислим все части слова, которые мы знаем.

Учитель: Что мы знаем о корне (окончании, приставке, суффиксе, основе)?

Учащиеся: суффикс, приставка, корень, окончание, основа.

Учащиеся характеризуют каждую часть слова.

IV

Работа с учебником

Учитель: А теперь открываем учебники на странице 101 и смотрим упражнение 1.

Прочитайте задание вслух.

Учитель: Так чем мы сейчас займемся?

Один из учеников зачитывает задание: "Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова".

Учащиеся: Будем учиться находить корень, приставку, суффикс, окончание.

Учитель: Сможете справиться с упражнениями 1, основанное на уже полученных Вами знаниях?

Учащиеся: Да, мы можем справиться самостоятельно, так как есть вопросы и слова для справок.

Если будет трудно, поможем друг другу или обратимся за помощью.

Учитель: Приступайте к упражнению.

Дети работают  самостоятельно

V

Работа со словарем

Пока дети работают с учебником, учитель пишет 12 слов на доске: помидор, подстанция, корешок, предложение, дедукция, кавалерист, бабочка, пирожок, загадочный, чистюлю, обозреватель, кармашек.

Учащиеся открывают словарь и находят толкование каждого слова. После этого, дети проводят разбор слова.

VI

Самостоятельная работа в парах.

Самопроверка.

Организация работы по закреплению полученных знаний на базе упражнения 2 стр.101

Учащиеся работают в парах и устно, готовятся к выполнению письменного задания.

Письменно выполняют задания к упражнению.

Проверяют свою работу.

Коллективно исправляют ошибки.

Учитель: Итак, упражнение выполнено есть желающие проверить свои работы прямо у доски.

Учитель вызывает учеников, и они пишут свои варианты, весь остальной класс проверяет и исправляет ошибки.

VII

 Повторение и закрепление материала

Учитель: А теперь давайте еще раз повторим, из каких частей состоят слова в русском языке.

Учитель: Какая часть слова является самой важной, если таковая имеется.

Учащиеся перечисляют части слова.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос.

VI

Рефлексия

Учитель: Удалось нам, ребята, достичь цели нашего урока?

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Где можно применить эти знания?

Учащиеся: Да конечно!

Учащиеся: Мы освоили разбор слов. Научились работать с толковым словарем совершенно самостоятельно.

Эти знания помогу стать более грамотными.

VII

Домашние задание

Учитель: А теперь запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить задание на странице 101. Кроме того, составьте 10 слов в которых есть все части слова и разберите их.

Спасибо за урок.