ODiplom // ГМУ // 08.11.2015

Установление границ населенного пункта

Установление границ населенного пункта.

В настоящий момент не все населенные пункты имеют четко установленные и описанные в Государственном кадастре недвижимости границы. Это создает множество проблем органам местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога и пр.

Граница (черта) населенного пункта устанавливается в соответствии с документами территориального планирования, другой градостроительной документацией, проектами землеустройства, расчетами по обоснования резервных площадей с использованием материалов вычисления площадей земельных угодий, инвентаризации земель, проектно-технической и учетной документацией по населенному пункту.

Установление границ земель населенных пунктов производится с целью передачи этих земель в ведение муниципального образования и обеспечение им возможности осуществлять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в пределах компетенции, определенной Земельным кодексом Российской Федерации, законодательными актами, регулирующими земельные отношения в РФ.

1 Порядок проекта установления границ населенного пункта

1.1 Порядок установления границ населенного пункта

Населенный пункт может располагаться в пределах только одного городского или сельского поселения, городского округа.

В пределах черты населенного пункта не может находиться другой населенный пункт.

Основные работы, которые выполняются для установления и изменения границ сельских населенных пунктов, с использованием геодезической и картографической информации, данных государственного кадастра недвижимости, инвентаризации земель, относятся к работам по территориальному землеустройству.

Правовые основы проведения землеустройства установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве".

Объектами землеустройства могут быть – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов.

Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.

Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих – городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 – 22 Градостроительного кодекса.

Пункт 3 закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).

Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.

Установление границ населенных пунктов, как одна из составляющих работ по землеустройству, может проводиться на основании:

1. Решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

2. Договоров о проведении землеустройства;

3. Судебных решений.

Согласно требованиям Федерального закона "О землеустройстве" в целях проведения землеустройства осуществляются работы по изучению состояния земель, геодезические и картографические работы, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, оценка качества земель, их инвентаризация, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, и другие работы.

На практике действующая редакция Федерального закона "О землеустройстве" позволяет провести процедуры установления границ населенных пунктов путем их описания без определения координат всех поворотных точек границ. И лишь в случае споров между смежными землепользователями установление границ геодезическим способом является необходимым требованием.

Такой подход, безусловно, существенно удешевляет работы по установлению границ населенных пунктов. Вместе с тем, использование метода описания границ населенных пунктов может в дальнейшем привести к территориальным спорам и судебным разбирательствам между землепользователями и администрациями муниципальных образований. Установление границ на местности с закреплением характерных точек межевыми знаками, как правило, исключает земельные споры.

Работы по установлению границ населенных пунктов должны включать в себя:

– сбор информации о границах, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

– определение местоположения границ населенных пунктов;

– определение площади населенных пунктов;

– составление карты (плана) объекта землеустройства.

Материалы по установлению границ населенных пунктов обязаны направляться в государственный фонд землеустроительных данных.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, любые организации, выполнившие работы по установлению границ населенных пунктов, обязаны бесплатно передавать в государственный фонд данных один экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.

Документы государственного фонда данных являются федеральной собственностью, не подлежат приватизации и хранятся в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном фонде и архивах.

Информация, содержащаяся в фонде данных о границах муниципальных образований, населенных пунктов, может быть в дальнейшем использована для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

1.2 Проект установления границ населенного пункта

Проект черты населенного пункта разрабатывается на основе

утвержденных в установленном порядке генерального плана городского,

сельского поселения, городского округа, а также генерального плана

отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского

поселения, городского округа, схемы территориального планирования

муниципального района, в состав территории которого входит поселение, а

также иной градостроительной документации, утвержденной в

установленном порядке.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении или изменении черты населенного пункта, направляют главе местной администрации городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное обращение о рассмотрении вопроса об установлении или изменении черты населенного пункта. В обращении указываются предполагаемые источники финансирования, сроки подготовки документации. В обращении могут содержаться предложения о выполнении функций заказчика по подготовке проекта черты населенного пункта.

местной администрации городского, сельского поселения, городского округа рассматривает поступившее предложение. местной администрации городского, сельского поселения, городского округа по согласованию с представительным органом городского, сельского поселения, городского округа в течение 14 календарных дней со дня поступления обращения принимает решение о разработке проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта либо направляет мотивированный отказ заявителю. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

Решение об установлении или об изменении черты населенного пункта может быть принято по инициативе главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа.

Правовой акт главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа, является основанием для разработки проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта. В правовой акт в обязательном порядке включается информация об источниках финансирования, заказчике, сроках подготовки проекта черты населенного пункта; определяется структурное подразделение местной администрации городского, сельского поселения, городского округа, ответственное за подготовку проекта черты населенного пункта или внесение изменений в черту населенного пункта.

Нами в ходе выполнения выпускной квалификационной работы подготовлен проект установления границ населенного пункта д. Куреть Ольхонского района Иркуткой области.

Генеральный план Куретского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области утвержден Решением Думы Куретского муниципального образования десятого заседания третьего созыва от 19 декабря 2013 г. № 16.

Куретское муниципальное образование является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, входит в состав Ольхонского районного муниципального района Иркутской области. Куретское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от 12.12.2004 г. №69-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области".

Расширение границ населенного пункта д. Куреть предусматривалось в западном, южном и северном направлении с включением границы землеотводов для индивидуального жилищного строительства, земель сельскохозяйственного назначения.

д. Куреть состоит из двух контуров:

1 контур. На севере: Граница проходит вдоль правого берега р.Анга вниз по течению.

На востоке: граница проходит по границе сельскохозяйственных угодий, пересекает автомобильную дорогу, связывающую между собой части д.Куреть.

На юге: граница проходит по границе с землями лесного фонда до автомобильной дороги Баяндай-Еланцы. Далее вдоль левой стороны дороги, не доходя 300 м до пересечения с второстепенной дорогой на д.Куреть.

На западе: граница проходит ломанной линией, пересекает второстепенную дорогу в д.Куреть, далее по границе с землями лесного фонда до начальной точки описания, расположенной в 114 м южнее правого берега р.Анга.

2 контур. Граница начинается от автомобильной дороги Баяндай-Еланцы на пересечении земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий (пашня), далее проходит в северо- восточном направлении по границе с землями лесного фонда до пересечения с второстепенной дорогой в д.Куреть, затем поворачивает на юго-восток и идет 545 м вдоль дороги, оставляя ее в границах д.Куреть. Затем поворачивает на юго-запад и проходит 235 м до автомобильной дороги Баяндай-Еланцы, далее вдоль ее левой стороны идет 667 м до начала описания (Приложение 1).

1.3 Порядок определения координат объекта землеустройства с указанием системы координат, геодезической основы

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о картографической основе кадастра:

- дата создания соответствующей картографической основы кадастра;

- сведения об организации, создавшей соответствующую картографическую основу кадастра;

- масштаб картографической основы кадастра;

- система координат картографической основы кадастра.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о геодезической основе кадастра:

- каталоги (списки) координат пунктов опорных межевых сетей с указанием системы координат;

- типы знаков опорных межевых сетей;

- описания местоположения пунктов опорных межевых сетей (абрисы).

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 4 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, выбор метода определения координат характерных точек границ объектов землеустройства ( геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений; фотограмметрический метод; картометрический метод, аналитический метод) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства, а также зависит от состояния геодезической сети (сохранности пунктов), плотности пунктов в предполагаемом районе работ, открытости местности и плотности ее застройки. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства. Нормативная точность определения координат характерных точек объектов землеустройства указана в Инструкции по межеванию земель, утвержденной Росземкадастром в 1996 году, и в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, 2003 года.

Если характерная точка границ совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания объектов землеустройства местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка. Исключение составляют случаи, когда сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения. Технические характеристики средств измерения должны соответствовать нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства. При использовании картометрического метода необходимо учитывать точность используемых картографических материалов.

2 Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта

2.1 Подготовка карт (плана) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером (далее – исполнитель).

Карта (план) объекта землеустройства состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, установленных настоящими требованиями, к карте (плану) объекта землеустройства прилагается доверенность.

Текстовая часть карты (плана) объекта землеустройства состоит из титульного листа, содержания и следующих разделов:

- основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные;

- сведения об объекте землеустройства;

- сведения о местоположении границ объекта землеустройства.

Графическая часть карты (плана) объекта землеустройства состоит из раздела "План границ объекта землеустройства".

Составные части карты (плана) объекта землеустройства комплектуются в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, графическая часть и приложение.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.

Карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.

В случае если карта (план) объекта землеустройства оформлена в виде электронного документа на электронном носителе, ее передача в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства оформляется сопроводительным письмом, в котором указываются характеристики соответствующего электронного носителя и параметры электронного документа.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства на бумажном носителе производится с применением средств компьютерной графики, а также комбинированным способом. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в карте (плане) объекта землеустройства должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати исполнителя.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Нумерация листов карты (плана) объекта землеустройства является сквозной в пределах документа.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах. В указанном случае на каждом листе соответствующего раздела приводятся слова "Карта (план)", наименование соответствующего объекта землеустройства и наименование соответствующего раздела карты (плана) объекта землеустройства.

Общее количество листов карты (плана) объекта землеустройства указывается на титульном листе.

Незаполненные реквизиты разделов карты (плана) объекта землеустройства не исключаются, в таких реквизитах проставляется прочерк.

Текстовая часть карты (плана) объекта землеустройства оформляется на листах формата A4.

На титульном листе карты (плана) объекта землеустройства приводятся следующие сведения о заказчике землеустроительных работ (далее – заказчик):

- в отношении физического лица – фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии);

- в отношении органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского или иностранного юридического лица – полное наименование. В отношении иностранного юридического лица дополнительно указывается страна регистрации (инкорпорации).

На титульном листе карты (плана) объекта землеустройства приводятся личная подпись заказчика с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы) и дата.

В случае если заказчиком является орган государственной власти, орган местного самоуправления, российское или иностранное юридическое лицо, на титульном листе приводится личная подпись его уполномоченного представителя с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы), указываются дата и занимаемая должность, а в случае, если представитель действует по доверенности, – реквизиты доверенности.

Подпись уполномоченного представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского или иностранного юридического лица, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского или иностранного юридического лица.

На титульном листе карты (плана) объекта землеустройства приводятся следующие сведения об исполнителе:

- в отношении индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), идентификационный номер налогоплательщика, контактный телефон и почтовый адрес. Если исполнителем является кадастровый инженер, дополнительно указывается номер квалификационного аттестата кадастрового инженера;

- в отношении юридического лица – полное наименование, основной государственный регистрационный номер, контактный телефон и почтовый адрес, фамилия и инициалы уполномоченного представителя юридического лица, его должность, а в случае, если представитель действует по доверенности, – реквизиты доверенности. В указанном случае доверенность (ее заверенная копия) включается в приложение. В случае подготовки карты (плана) объекта землеустройства кадастровым инженером, являющимся работником юридического лица, в строке, предусмотренной для внесения сведений о кадастровом инженере, дополнительно указываются фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии) и номер квалификационного аттестата кадастрового инженера.

На титульном листе указывается дата составления карты (плана) объекта землеустройства исполнителем.

Карта (план) объекта землеустройства заверяется личной подписью исполнителя с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы), а в случае, если исполнителем является юридическое лицо, – личной подписью его уполномоченного представителя.

В случае подготовки карты (плана) объекта землеустройства кадастровым инженером, являющимся работником юридического лица, карта (план) объекта землеустройства заверяется личной подписью кадастрового инженера с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы).

Подпись и оттиск печати исполнителя проставляются на титульном листе карты (плана) объекта землеустройства и на графической части карты (плана) объекта землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию в порядке, предусмотренном для согласования землеустроительной документации.

Допускается оформлять согласование карты (плана) объекта землеустройства на титульном листе. В указанных случаях в реквизите "Сведения о согласовании карты (плана) объекта землеустройства" титульного листа приводятся полное наименование органа (организации), с которым осуществляется согласование, личная подпись его уполномоченного представителя с расшифровкой подписи (фамилия и инициалы), занимаемая должность и дата согласования. Подпись представителя заверяется оттиском печати органа (организации), с которым осуществляется согласование.

В случае если согласование карты (плана) объекта землеустройства оформлено в виде письма на бланке соответствующего органа (организации), на титульном листе карты (плана) объекта землеустройства приводятся полное наименование указанного органа (организации) и реквизиты соответствующего письма (дата и номер).

На титульном листе (при наличии соответствующих сведений) приводится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В содержание карты (плана) объекта землеустройства последовательно включаются наименования разделов карты (плана) объекта землеустройства и номера листов, на которых располагаются указанные разделы.

В раздел "Основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные" включаются сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов, а также сведения об органе (организации), который их подготовил или принял).

В отношении использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов в графу "Наименование и реквизиты документа" включаются масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.

В строке "Местоположение объекта землеустройства" раздела "Сведения об объекте землеустройства" приводится описание местоположения объекта землеустройства с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта.

В случае если карта (план) объекта землеустройства оформляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации в строке "Местоположение объекта землеустройства" приводятся слова "участок границы между" и далее указываются наименования смежных субъектов Российской Федерации.

Если карта (план) объекта землеустройства оформляется в отношении границ муниципального образования или населенного пункта в строке "Местоположение объекта землеустройства" приводится слово "граница" и далее указывается наименование соответствующего муниципального образования или населенного пункта.

Если карта (план) объекта землеустройства оформляется в отношении границ территориальной зоны в строке "Местоположение объекта землеустройства" указываются наименования муниципальных образований либо населенных пунктов, в границах которых расположена соответствующая территориальная зона, индивидуальное обозначение такой зоны (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) и иные сведения, позволяющие идентифицировать соответствующую территориальную зону.

Если карта (план) объекта землеустройства оформляется в отношении границ зоны с особыми условиями использования территорий в строке "Местоположение объекта землеустройства" указываются наименования муниципальных образований либо населенных пунктов, в границах которых расположена соответствующая зона с особыми условиями использования территорий, индивидуальное обозначение такой зоны (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) и иные сведения, позволяющие идентифицировать соответствующую зону с особыми условиями использования территорий (например, наименование водного объекта, объекта культурного наследия или иного охраняемого объекта, в целях охраны которого установлена соответствующая зона).

В строке "Площадь объекта землеустройства +/- величина погрешности определения площади (P +/- Дельта P)" раздела "Сведения об объекте землеустройства" указываются площадь объекта землеустройства и предельно допустимая погрешность определения такой площади, если определение площади объекта землеустройства предусмотрено соответствующим договором подряда, заключаемым между заказчиком землеустроительных работ и исполнителем.

Площадь объекта землеустройства указывается в кв. метрах с округлением до 1 кв. метра в случае, если такая площадь не превышает 100 гектаров, либо в гектарах с округлением до 0,01 гектара в иных случаях.

В строке "Иные характеристики объекта землеустройства" раздела "Сведения об объекте землеустройства" в зависимости от вида объекта землеустройства указываются содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территорий либо реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, перечень видов разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики объекта землеустройства.

В разделе "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства" указываются:

- система координат, в которой определены координаты характерных точек границ объекта землеустройства (система координат, используемая для ведения государственного кадастра недвижимости);

- сведения о характерных точках границ объекта землеустройства;

- сведения о частях границ объекта землеустройства.

Для обозначения характерных точек границ объекта землеустройства используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ объекта землеустройства применяется сквозная нумерация.

Список характерных точек границ объекта землеустройства в реквизите "Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства" должен завершаться обозначением начальной точки. Значения координат характерных точек границ объекта землеустройства приводятся в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат.

В зависимости от примененных при выполнении землеустроительных работ методов определения координат характерных точек границ объекта землеустройства в реквизите "Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства" указываются:

- геодезический метод (метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);

- метод спутниковых геодезических измерений (определений);

- фотограмметрический метод;

- картометрический метод.

Графа "Описание закрепления точки" реквизита "Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства" заполняется в случае, если характерная точка закреплена долговременным межевым знаком. В остальных случаях в графе проставляется прочерк.

В графе "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" в виде связного текста приводится описание прохождения отдельных частей границ объекта землеустройства, расположенных между двумя характерными точками, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов.

Графическая часть карты (плана) объекта землеустройства оформляется на листах формата A4 либо в случае необходимости на листах больших форматов.

План границ объекта землеустройства оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ объекта землеустройства.

При невозможности отображения в масштабе плана границ объекта землеустройства отдельных характерных точек границ допускается отображать их местоположение с использованием выносок, оформляемых в том числе на отдельных листах.

Допускается оформлять план границ объекта землеустройства на отдельном листе для каждой части границ объекта землеустройства.

В данном случае в составе графической части карты (плана) объекта землеустройства приводится обзорная схема границ объекта землеустройства.

План границ объекта землеустройства оформляется в виде, совмещенном с картографической основой.

На плане границ объекта землеустройства отображаются:

- границы объекта землеустройства (характерные точки и части границ);

- установленные границы административно-территориальных образований;

- границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ объекта землеустройства определено через местоположение указанных объектов);

- границы и кадастровые номера земельных участков (если местоположение границ объекта землеустройства определено через местоположение границ указанных земельных участков);

- необходимые обозначения;

- используемые условные знаки;

- масштаб.

В случае если карта (план) объекта землеустройства оформляется в отношении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, населенного пункта, на плане границ объекта землеустройства в виде таблицы приводится список смежных объектов землеустройства с указанием смежных частей границ и наименований соответствующих смежных объектов землеустройства.

2.2 Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее – установленная система координат).

Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.

Выбор метода определения координат характерных точек границ объектов землеустройства (геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометрический метод, аналитический метод) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства.

Если характерная точка границ объекта землеустройства совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка, за исключением случаев, если сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее – административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" < *>.

При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" раздела "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются:

- для административных границ – материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;

- для иных объектов землеустройства – материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная записка;

- документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

- карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

2.3 Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, правил землепользования и застройки.

Такие документы направляются в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия соответствующего решения (часть 6 статьи 15 Закона о кадастре).

Филиал осуществляет внесение в ГКН сведений, поступивших в соответствии с правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требованиями к формату таких документов в электронной форме, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 (далее – Правила).

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве".

Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации (пункт 17 Правил).

Ведение и сохранность государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, на территории Иркутской области, обеспечивает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

В соответствии с пунктом 18 Правил при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).

При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать СМЭВ документы направляются в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.

В случае направления на электронных носителях документы предоставляются с сопроводительным письмом.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 №503 "Об установлении требований к формату документов, предоставляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости".

Для внесения соответствующих сведений в ГКН лицо, являющееся участником информационного взаимодействия (орган местного самоуправления), направляет следующие документы, удостоверенные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП):

для внесения сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов:

- электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте уполномоченного органа об установлении или изменении границ населенных пунктов, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

- электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

- электронный образ решения представительного органа местного самоуправления поселения (городского округа) (представительного органа местного самоуправления муниципального района) об утверждении генерального плана поселения (городского округа) (схемы территориального планирования) в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления);

- выписка (в виде электронного образа документа) из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, – выписка из схемы территориального планирования), содержащего в материалах по обоснованию генерального плана перечень земельных участков (с указанием кадастровых номеров в соответствии со сведениями ГКН о таких земельных участках), которые включаются в границы населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа, или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенная ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления;

для внесения сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий:

- электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

- электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

для внесения сведений об утверждении правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений:

- электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

- электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

Обращаем внимание, что карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Полагаем необходимым обратить особое внимание на следующие положения законодательных и иных нормативных правовых актов в сферах земельных отношений и осуществления градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 6 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 (далее – Порядок) при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать требования следующих пунктов Порядка:

6.1 граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий;

6.2 границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о таких земельных участках;

6.3 административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о таких земельных участках.

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

При этом в целях оказания содействия органам местного самоуправления во внесении сведений о границах населенных пунктов в ГКН Филиал считает возможным предварительно рассматривать соответствующие документы на наличие возможных пересечений границ объектов землеустройства с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в информационном ресурсе, и (при необходимости) предоставлять рекомендации по устранению таких пересечений. Для проведения органом кадастрового учета названной предварительной проверки на адрес электронной почты Филиала заинтересованным лицам необходимо представить следующие документы:

- электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;

- электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

4 Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

Эффективность проекта в целом определяется на основе строительных эксплуатационных показателей. Выводы о целесообразности применения проекта основываются на определении показателей общей (абсолютной) и сравнительной эффективности и капитальных вложений.

Общая экономическая (абсолютная) эффективность – это отношение эффекта к капитальным вложениям, связанным с осуществлением проекта.

Главным в совершенствовании проектного дела является применение системы технико-экономической оценки, экономической и социальной целесообразности инвестиций. Под технико-экономической оценкой понимается выполнение расчетов, характеризующих решения и выявляющих их экономическую эффективность, с целью выбора наилучшего варианта. В результате оценки отражается влияние функциональных, технических, технологических и организационных факторов проекта на экономические результаты.

Технико-экономическое обоснование проектов проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций. Результаты обоснования инвестиций являются основой для разработки основания экспертизы проекта. Определяется экономия капитальных затрат при повышении этажности застройки на высвобождающейся территории за счет затрат на инженерную подготовку, инженерное оборудование и благоустройство, на подводящие (к этой территории) инженерные и транспортные коммуникации, определяется строительные затраты по жилым зданиям различной этажности и разница в этих затратах. В связи с повсеместным применением смешанной жилой застройки в зависимости от ее этажности необходим расчет средней этажности (или плотности жилого фонда). На стоимость жилищного строительства влияет также секционность жилых зданий. Экономическое обоснование дает возможность рассчитать не только окупаемость затрат на строительство проекта, но и получение экономического, и социального эффекта от применения данного проектного решения.

Повышение эффективности капитальных вложений путем наиболее целесообразного использования территорий, объединения промышленных предприятий в группы, применение рациональной в архитектурном и экономическом отношении этажности застройки, осуществления индивидуального строительства зданий и сооружений, очередности осуществления строительства, комплекса мероприятий по инженерной подготовке, инженерному оборудованию и благоустройству территорий.

При составлении проекта планировки и застройки сельского населенного пункта соблюдают установленные правила, нормы и требования, направленные на создание лучших условий для труда, быта и отдыха жителей. Он должен удовлетворять интересам и потребностям хозяйства, соответствовать местным природным условиям, обладать четкостью построения, компактностью, архитектурной целостностью и завершенностью. Отмеченные качества закладываются в проект в процессе его разработки (при выборе участка, функциональном зонировании, определении планировочной структуры, строительном зонировании, размещении застройки и т.д.). Это обеспечивает общую целесообразность проектно-планировочного решения в целом. При оценке составленного проекта планировки и застройки его тщательно проверяют.

Виды технико-экономических показателей. Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки подразделяются на:

– абсолютные;

– относительные.

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Период времени в оценке эффективности проектов играет огромную роль, т.к. в условиях рыночной экономики происходят инфляционные процессы, с течением времени меняются цены, существующая зависимость от внешнего рынка влияет на конъюнктуру отечественного рынка, что обусловливает изменение процентных ставок на капитал и перелив его в другие отрасли и проекты. Поэтому в зависимости от учета фактора времени при сравнении разновременных результатов и затрат различают:

– фактические;

– расчетные показатели эффективности.

Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности. Величина фактической эффективности выявляется путем составления фактической организации территории с намечаемой в составленных проектах, сравнения отчетных данных с проектными показателями, нормативными. Фактическая эффективность проекта проявляется неодинаково от различных мероприятий, зависит от объективных и субъективных факторов. Наиболее быстро она проявляется при осуществлении организационно-хозяйственных мероприятий сразу после перенесения проекта в натуру. Осуществление мероприятий, требующих инвестиций в форме капитальных вложений, зависит от детальности инвестиционного цикла, а фактическая эффективность чаще определяется после освоения рабочих проектов.

Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.

Прежде чем перейти к расчету затрат необходимых при включении земель в границы населенного пункта необходимо определить потребную площадь земли для развития поселка, выявить потребность в количестве жилья и соответственно площадей, необходимых для строительства.

Городские и сельские поселения необходимо проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

Расчет перспективной численности может быть выполнен с использованием двух методов расчета: метода трудового баланса и демографического прогноза.