ODiplom // Педагогика // 24.10.2012

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 24.10.2012

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье рассмотрены современные аспекты организации внеклассной работы в контексте ее новых форм.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. "Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере.

Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа переживает очередной кризис. Этому много причин: и традиционно малое внимание властей к проблемам образования и воспитания детей, и, недостаточная материальная обеспеченность учителя, и, как ни удивительно, - издержки законодательства об образовании, согласно которому школа получила такую свободу действий (в определении содержания, форм и методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании может стать разрушительной.

Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин. Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной работы по русскому языку в современной школе.

Дело в том, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Обращение к проблеме в рамках данного исследования связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не отразиться на видении данного вопроса Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения данной проблемы.

Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы

В.А. Сухомлинский писал: "Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой."

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье "Ответственность школы за воспитание детей" предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

Воспитание – это органическая часть целостного "образования личности", оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

"Реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых.

Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы – дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже Существенно повысить воспитательную отдачу обучения, школа не вправе отказываться от воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к учащимся. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а это большая разница. Важное значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: "Чтобы стать центром сообщества (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы".

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Наряду с внеклассным чтением, в развитии познавательных интересов учащихся и их творчества значительную роль играет внеклассная работа по русскому языку. Внеклассная работа проводится в группе продленного дня, в свободное время учащихся. Она, как правило, носит занимательный характер, увлекает детей. Содержание внеклассной работы не должно быть направлено на расширение программы пот русскому языку, хотя не исключается привлечение интересных фактов, примеров, не обязательных для всех учащихся.

Основные задачи внеклассной работы:

а) развитие у детей интереса к предмету "Русский язык", к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;

в) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

г) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;

д) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;

е) воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

В последние годы наблюдается повышение роли семьи в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы его чрезвычайно возвысившееся участие в жизни школьников не превысило ныне все допустимые нормы.

Внеклассную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная, Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы.

Содержание внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

Содержание внеклассной работы не является чем-то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса (или классов). Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана – личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует:

происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира;

развитие русского языка;

русский язык в современном мире;

словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика;

история письменности, книгопечатание;

наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка;

нормы современного русского литературного языка;

история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком.

Следует заметить, что характерными для лингвистических интересов подростков оказываются две особенности. Одна из них заметна в стремлении школьников познакомиться с разными явлениями истории языка. Вторая особенность заключается в повышенном внимании детей к тем разделам науки о языке, которые определяются различными внеязыковыми факторами. Изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой. Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках, то в настоящее время основой внеурочных занятий по русскому языку можно считать действующую программу, потому что она включает основные аспекты науки о русском языке. Программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории, и на ее основе, и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью). Хотя выбор того или другого направления для внеклассных занятий диктуется особенностями данного класса, условиями работы конкретной школы, следует обратить внимание прежде всего на те разделы, которые важны для каждого ученика, для любого класса или школы. Теоретическое направление требует включения в первую очередь разделов, имеющих большое образовательно-воспитательное значение. Таким в программе является, например, раздел "Общие сведения о языке".

Нельзя, однако, исходить при выборе темы лишь из особенностей лингвистических интересов учащихся. Задачи обучения русскому языку требуют внимания на внеклассных занятиях и к вопросам правописания, фонетики, грамматики, т.е. к тем разделам, которые вызывают у школьников значительно меньший интерес. Эти разделы также обладают немалыми возможностями для показа и богатств языка, и особенностей его как явления изменяющегося, развивающегося.

Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала – теоретического или прикладного.

Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки зрения ученика, тем и таких разделов, которые далеки от его лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении. Во-первых, опорой во внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например: "История письменности и русская орфография", "Грамматика и стилистика", "Образование слов и их этимология" и др. Во-вторых, некоторые особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом. В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматриваться более узко, но раскрываться значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема "Словообразование", может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс.

Привлекательность программной темы достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Однако, это уже область не содержания, а форм работы.

Содержание и методы внеклассной работы по русскому языку

Содержание внеклассной работы не является чем-то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса (или классов). Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана – личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует:

происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира;

развитие русского языка;

русский язык в современном мире;

словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика;

история письменности, книгопечатание;

наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка;

нормы современного русского литературного языка;

история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком.

Следует заметить, что характерными для лингвистических интересов подростков

оказываются две особенности. Одна из них заметна в стремлении школьников познакомиться с разными явлениями истории языка. Вторая особенность заключается в повышенном внимании детей к тем разделам науки о языке, которые определяются различными внеязыковыми факторами. Изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой. Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках, то в настоящее время основой внеурочных занятий по русскому языку можно считать действующую программу, потому что она включает основные аспекты науки о русском языке. Программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории, и на ее основе, и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью). Хотя выбор того или другого направления для внеклассных занятий диктуется особенностями данного класса, условиями работы конкретной школы, следует обратить внимание прежде всего на те разделы, которые важны для каждого ученика, для любого класса или школы. Теоретическое направление требует включения в первую очередь разделов, имеющих большое образовательно-воспитательное значение. Таким в программе является, например, раздел "Общие сведения о языке".

Нельзя, однако, исходить при выборе темы лишь из особенностей лингвистических интересов учащихся. Задачи обучения русскому языку требуют внимания на внеклассных занятиях и к вопросам правописания, фонетики, грамматики, т.е. к тем разделам, которые вызывают у школьников значительно меньший интерес. Эти разделы также обладают немалыми возможностями для показа и богатств языка, и особенностей его как явления изменяющегося, развивающегося.

Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала – теоретического или прикладного.

Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки зрения ученика, тем и таких разделов, которые далеки от его лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении. Во-первых, опорой во внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например: "История письменности и русская орфография", "Грамматика и стилистика", "Образование слов и их этимология" и др. Во-вторых, некоторые особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом. В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматриваться более узко, но раскрываться значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема "Словообразование", может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс.

Привлекательность программной темы достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Однако, это уже область не содержания, а форм работы.

Методы обучения в дидактике и частных методиках рассматриваются применительно к работе в условиях классно-урочной системы. Внеклассная работа использует тот же, что и урок, арсенал способов с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой. Так, традиционно выделяемые методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические), приложимы во внеклассной работе без существенных изменений в основном, при проведении групповых форм занятий (в кружке, секции клуба и др.). Что же касается, например, преломления установившихся методов в массовых формах, то заметны значительные отклонения от их канонических вариантов. Возьмем, для примера, один из распространенных методов, который носит обобщенное наименование "слово учителя". Оно служит "для всех видов более или менее развернутых высказываний учителя на уроке с целью объяснения нового материала, разъяснения чего-то непонятного, ответа на вопросы учащихся, дополнений к материалу учебника, расширения круга сведений по тому или иному разделу программы". Слово (рассказ, сообщение, школьная лекция) на внеклассных занятиях по русскому языку занимает большее место, чем на уроке. Существенным отличием является то, что слово на внеурочных занятиях по русскому языку далеко не всегда произносится учителем: лекцию может читать приглашенный специалист, доклад делает, обычно, ученик, подготовленный учителем, с рассказом может выступить очевидец, участник.

Слово на вечерах, утренниках выполняет не столько функцию сообщения, сколько функцию воздействия. Здесь оно служит по существу материалом для другого метода – демонстрации. На диспутах, конференциях доля участия школьников также велика, хотя слово выступает уже в иной, по сравнению с вечером, функции.

Методы работы с учебником на внеклассных занятиях существенно отличаются от того же метода на уроке. По некоторым темам учебник может быть исключен вовсе. Если тема внеклассных занятий совпадает с программой, то он часто служит базой, отправным моментом в дальнейшей разработке темы. Материал учебника служит, подчас, основой для иных, обобщающих упражнений. На внеклассных занятиях учебник может выступать и как справочное пособие. В групповых и особенно в индивидуальных формах распространена работа с научно-популярной и научной книгой, со справочной литературой (различными словарями).

Метод упражнений, весьма активно "работающий" на уроках русского языка, заметно теряет на внеклассных занятиях свой удельный вес, на них чаще используется метод наблюдений над языком, активно применяется в групповых формах работы метод эксперимента. Воспитание у школьников самостоятельности, инициативы, развитие их творческих возможностей, трудно представить без использования методов, включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающих умение принять их в новых условиях, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

Классифицируя методы обучения русскому языку, Л.П.Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико-практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка. Эта группа методов (в нее Л.П.Федоренко включает объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой) приложима в процессе внеклассных занятий к любой выбранной теме, но более всего группа методов связана с работой над нормами литературного языка, с воспитанием культуры речи.

Приобщение учащихся к творческой деятельности, к элементарной исследовательской работе происходит чаще всего при использовании методов теоретико-практического изучения языка, путем решения школьниками различных задач. Овладение языком, продолжающееся у человека на протяжении всей жизни, постоянно ставит пред ним различные языковые задачи: выбор из нескольких вариантов слов, форм, конструкций одного, умение объяснить, доказать себе и другим оправданность выбранного варианта, оценка отбора языковых средств в речи собеседника в художественном произведении и т.д. Этой цели служат разного рода задачи на языковом материале, которые ставят ученика в позицию активного участника, самостоятельно познающего новое содержание, приобретающего навыки пользования им в незнакомых условиях, знакомящегося с методами лингвистического анализа.

В связи с совершенствованием процесса обучения стал широко распространенным термин "познавательная задача". "Это, - пишет И.Я.Лернер, - задача, решение которой обращено на получение новых знаний с помощью уже известных способов решений или новых способов решения ".

Однако на внеклассных занятиях по русскому языку очень часто применяются задачи, основанные на имеющихся у детей знаниях, почерпнутых на уроках, во внеурочной работе, а также, приобретенных самостоятельно. Эти задачи можно было бы включить в группу тренировочных, но они имеют заметное своеобразие, так как обычно служат для проверки осознанности учениками полученных ранее знаний, умение применять их в незнакомой ситуации для укрепления приобретенных навыков.

Задачи могут быть использованы в разных формах внеклассных занятий по русскому языку. Цепочка связанных между собой задач способна составить основу целого внеклассного занятия: эвристической беседы, часа занимательной грамматики, тура олимпиады и др.

Целенаправленное применение учителем различного рода задач помогает воспитанию у школьников осознанного отношения к языковым фактам, осмысленного отбора их в той или иной речевой ситуации, способствует выработке умения видеть разные проявления языка, умения оперировать этими фактами, устанавливать и обосновывать некоторые закономерности.

Некоторые направления внеклассной работы по русскому языку дают возможность включать школьников в активную исследовательскую деятельность на более или менее длительный промежуток времени. Наиболее перспективной с этой точки зрения областью является лингвистическое краеведение.


Пример внеклассного занятия по русскому языку для 3 класса

Тема. Ты наш друг, русский язык!

Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ведущий. Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда - 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске). По итогам брейн-ринга выявиться победитель.

Ведущий:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Сейчас попробуем играть.

2. Конкурс "Путаница".

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Результаты конкурса заносятся на табло.

3. Конкурс "Дополни пословицу".

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.

Задание выполняется устно.

1. Пословицы для первой команды:

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

2. Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

3. Пословицы для третьей команды:

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

Результаты конкурса записываются на табло.

4. Конкурс "Отгадай слово".

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

• 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

• 2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ - ЗАВЯЗКА)

• 3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

Данные очки заносятся на табло.

5. Конкурс капитанов.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда – 5 очков.

Задание проводится устно по очереди с каждым.

1. Для капитана первой команды:

А) рукой подать;

Б) во весь дух;

В) морочить голову;

Г) путаться под ногами;

2. Для капитана второй команды:

А) прикусить язык;

Б) водить за нос;

В) прибрать к рукам;

Г) ни в зуб ногой;

3. Для капитана третьей команды:

А) пропустить мимо ушей;

Б) как снег на голову;

В) падать с ног;

Г) скалить зубы;

Результаты конкурса капитанов записываются на табло.

6. Конкурс "Волшебный круг".

Каждая команда получает листок, на котором изображен круг с буквами. Задание: за 3 минуты составить слова из данных букв. За каждое составленное слово команда получает 5 очков. Слова записываются на отдельном листке, потом зачитываются.

7. Конкурс "ОСЫ".

Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 15 очков, второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

1. Для первой команды:

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.

ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

2. Для второй команды.

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.

_О_С_ _ _ _А А эта по классу крадется, как мышь.

3. Для третьей команды:

_ОС_ _ _А_ _ Эта оса на луну улетает.

_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

Результаты конкурса заносятся на табло.

8. Итог игры.

Подсчитываются очки каждой команды, занесенные на табло, и объявляется победитель брейн-ринга.

Выводы

Внеклассная работа является необходимостью для школьников уже в начальных классах.

Эффективность внеклассной работы по русскому языку зависит от:

а) целей и задач внеклассной работы;

б) содержания внеклассной работы;

в) правильно выбранных методов внеклассной работы;

г) принципов организации внеклассной работы;

д) разнообразия форм внеклассной работы.

Систематическое использование нестандартных форм работы по русскому языку во внеклассной работе способствует развитию у детей:

а) интереса к русскому языку;

б) потребности в приобретении знаний;

в) пытливости, любознательности каждого ученика;

г) интереса к познавательной деятельности; потребности самообразования.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера, Киев, Избранные произведения в 5 томах, т№5, 1980

2. Лиферов А.П. Образование будущего: глобальные проблемы. Рязань, "Педагогический поиск", 1997

3. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.

4. Панов Б.Т.Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1989

5. Шмидт В.П. Ярмарка // Начальная школа. – 1998. - №2.

6. Текучев А.В.,Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение. 1990

Лернер И.Я.Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы). – В кн.: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М., 1982.

8. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 2003