ODiplom // Педагогика // 15.11.2017

Внеклассное занятие по русскому языку

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 15.11.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Внеклассное занятие по русскому языку [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных школах с их высоким уровне требований и колоссальным уровнем нагрузки внеклассные занятия не потеряли свою актуальность. Они по-прежнему остаются не просто важной частью образовательного процесса, но и творческой отдушиной для педагогов и учащихся.

Внеклассное занятие в дидактике

Внеклассное занятие представляет собой элемент внеклассной работы. Прежде чем приступать к рассмотрению особенностей внеклассных занятий в современной школе следует обратиться к термину "внеклассная работа".

Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

Внеклассная работа представляет собой такую совместную деятельность педагога и учащихся, которая направлена развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала учащихся.

Внеклассная работа – различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

Внеклассные занятия

Внеклассная работа включает в себя различные виды внеклассных занятий, игровые и культурные мероприятия. В условиях, когда ребенка трудно чем-то заинтересовать и удивить именно внеклассная работа остается островком индивидуализма, нестандартных подходов к подаче знаний и возможностью реализовать самые инновационные подходы к подаче учебного материала.

Внеклассная работа проводится в следующих целях:

  1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей в предмете
  2. Определить степень совпадения интересов педагога и учащихся
  3. Выявить роль внеклассной работы в процессе обучения средних и старших классов

Внеклассная работа наделена рядом функций, а именно обучающей, воспитательной и развивающей. Кроме того, нельзя не выделить отдельно роль внеклассной работы. Именно внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового.

Ознакомившись с ключевыми особенностями, формирующими понятий аппарат внеклассной работы, нужно вернуться к сути внеклассного занятия. С точки зрения дидактик, под внеклассным занятием понимается мероприятие, организованное во внеурочное время и направленное на повышение уровня знаний детей в рамках школьной программы. Согласно нормам действующего образовательного стандарта, продолжительность внеклассного занятия должна составлять 15-20 минут для младших классов и 1-2 часа для учащихся среднего и старшего возраста.

Особый интерес в рамках статьи представляют методы внеклассной работы и способы организации внеклассных занятий по предмету "русский язык". Это обусловлено повышенным интересом к уровню обучения русскому языку в школе.

Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку

Организация внеклассной работы по русскому языку имеет ряд особенностей. Прежде всего, содержание внеклассной работы не должно быть направлено на расширение программы пот русскому языку, хотя не исключается привлечение интересных фактов, примеров, не обязательных для всех учащихся.

Цель внеклассных занятий по русскому языку состоит в том, чтобы повысить уровень владения родным языком и привлечь интерес к его истории, особенностям и эволюции, а также повысить уровень грамотности учащихся.

В числе основных задач внеклассных занятий по русскому языку можно назвать следующее:

  1. развитие у детей интереса к предмету "Русский язык", к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;
  2. развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;
  3. развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;
  4. развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;
  5. углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений;
  6. расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;
  7. воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Роль внеклассных занятий по русскому языку состоит в повышении социальной функции обучения. Кроме того, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Содержание внеклассной работы по русскому языку

Содержание внеклассной работы не является чем-то изначально определенным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, которые указанны в учебной программе, а также из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине. Нельзя забывать о том, что при создании и организации внеклассного занятия учитель принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов и учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание несколько факторов, необходимо рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.

Изучение лингвистических интересов школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем.

Детей интересует:

  1. происхождение языка, как средства общения;
  2. возникновение русского языка, языки мира;
  3. развитие русского языка;
  4. русский язык в современном мире;
  5. словарное богатство современного русского языка;
  6. образование слов и их этимология, ономастика;
  7. история письменности, книгопечатание;
  8. наука о русском языке, ее история;
  9. исследователи русского языка;
  10. нормы современного русского литературного языка;
  11. история обучения русскому языку;
  12. учебники русского языка;
  13. практическое овладение русским языком

Изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной работы по русскому языку. Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой.

Внеклассные занятия по русскому языку проводятся в различных формах. Ключевые формы нашли свое отражение на рисунке ниже.

Формы внеклассной работы по русскому языку

Формы внеклассной работы по русскому языку

Методы внеклассной работы по русскому языку

Методы внеклассной работы по русскому языку можно условно разделить на три вида:

  1. инновационные
  2. консервативные
  3. классические

Инновационные методы подразумевают использование информационных технологий и нестандартных подходов к организации внеклассных занятий. Так, инновационным можно назвать введение элементов театрализации в различные мероприятия. Таким образом, мы будем иметь дело с формами организации занятий по русскому языку в виде:

  1. концерта с элементами театрализации;
  2. концерта-беседы с элементами театрализации;
  3. мероприятия со вступительной частью в виде сценического действия;
  4. праздничного мероприятия с театрализованными вставками.

Кроме того, к числу инновационных методов можно отнести проблемное обучение.

Что касается классических методов то к ним можно смело отнести метод лекции, семинара, беседы.

К числу консервативных методов используемых в процессе проведения внеклассного занятия по русскому можно назвать метод самостоятельной работы или же метод работы над ошибками.

В завершении статьи следует подвести итог. Рассмотрев роль и задачи внеклассных занятий, можно с уверенностью утверждать, что в целом внеклассная работа является необходимостью для школьников уже в начальных классах. Эффективность внеклассных занятий по русскому языку зависит от ряда факторов, таких как:

  1. цели и задачи внеклассной работы;
  2. содержание внеклассной работы;
  3. выбор методов организации внеклассных занятий;
  4. принципы организации внеклассных занятий.

Систематическое использование инновационных методов проведения и организации внеклассных занятий по русскому языку способствует развитию у детей:

  1. интереса к русскому языку;
  2. потребности в приобретении знаний;
  3. любознательности каждого отдельного учащегося;
  4. интереса к познавательной деятельности;
  5. потребности в самообразовании.