ODiplom // Экономика // 21.12.2016

Внешнеэкономические связи

Автор: Андрей Нестеров

Рубрика: Экономика

Опубликовано: 21.12.2016

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Внешнеэкономические связи [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Представляется крайне значимым формирование внешнеэкономической стратегии по развитию и укреплению хозяйственно-экономических связей на основе тенденций внутреннего развития страны, геополитических условий, которые могут влиять на внешнеэкономические связи государства.

Прогнозирование внешнеэкономических связей, представляя собой обязательный структурно-значимый аспект макропланирования, оперирует динамикой внешней торговли, направлениями и установками внешнеэкономической политики.

Основной проблемой в исследуемой области выступает усложнение отношений России с основными центрами геоэкономической и геополитической силы по мере приобретения российским государством и обществом все большего авторитета и влияния в будущем мире.

Развитие этого мира по пути многополярности не обойдется без столкновения интересов отдельных стран и их группировок, борьбы за перестройку общей архитектуры регулирования международных отношений, что наблюдается особенно явно в течение 2014-2016 годов.

В соответствии с этим необходимо раскрыть сущность внешнеэкономических связей и спрогнозировать их развитие для России.

Внешнеэкономические связи страны

Внешнеэкономические связи представляют собой сложный системный комплекс различного рода форм международного сотрудничества разных государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи отражают взаимоотношений всех секторов экономики с зарубежными субъектами.

Основным значением внешнеэкономических связей для страны выступает обеспечение непрерывного процесса экономического воспроизводства в целях поддержания его сбалансированности и эффективности в долгосрочном периоде времени.

Внешнеэкономические связи могут быть реализованы в форме внешней торговли, кредитных взаимоотношений, научно-технического сотрудничества, межгосударственных связей в сфере услуг и валютно-финансовых операций.

Непосредственное осуществление внешнеэкономических связей происходит в результате внешнеэкономической деятельности, основными направлениями которой выступают внешняя торговля и внешнеэкономическая политика. Внешняя торговля характеризуется ее объемом, который определяется суммой оборотов по экспорту (реэкспорту), импорту (реимпорту).

Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных, экономических, политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда, т. е. е это целенаправленная деятельность государства по определению режимов внешнеэкономических связей [4].

Фундаментальным условием развития внешнеэкономической деятельности является повышение экспортного потенциала страны, который отражает ее способность к производству достаточного количества конкурентоспособных на международном рынке товаров и услуг для их непосредственной реализации.

Внешнеэкономические связи государства напрямую отражают внешнеэкономическую деятельность экономических субъектов. Под внешнеэкономической деятельностью понимается "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности и правами на них" [2].

Во внешнеэкономической деятельности различают следующие направления:

  • Экспорт – продажа и вывоз за границу товаров собственного производства страны и передача их в собственность иностранного контрагента.
  • Реэкспорт – вывоз за границу товаров с целью продажи, ранее ввезённых из-за границы (в порядке импорта) без их переработки.
  • Импорт – закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке страны.
  • Реимпорт – ввоз из-за границы отечественных товаров, вывезенных ранее в порядке экспорта, которые не подвергались там переработке.
  • Встречная торговля представляют собой организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. [8]

Наибольшее значение для внешнеэкономических связей имеют экспортные и импортные операции. При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности государства определяются в зависимости от характера и направления совершаемых операций, как это показано в таблице.

Цели внешнеэкономических связей государства

Цели экспорта

Цели импорта

  • Расширение производства, увеличение доходов государства за счет освоения новых рынков.
  • Получение экономии на масштабах производства.
  • Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции.
  • Увеличение валютных ресурсов государства.
  • Диверсификация промышленно-производственных отраслей национальной экономической системы.
  • Расширение производства, увеличение доходов государства за счет освоения новых внутренних рынков.
  • Модернизация и расширение общеэкономического и производственного потенциала отраслей экономики.
  • Экономия на замене сырья и оборудования более эффективной зарубежной продукцией.
  • Расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

Очевидно, что достижение целей внешнеэкономической деятельности государства в рамках осуществления экспортно-импортных операций невозможно без создания проработанной внешнеэкономической политики. Фактически, ключевой целью и основной задачей формирования внешнеэкономической политики является создание законодательной базы внешнеэкономических связей и разработка практических методов ее реализации. Элементами внешнеэкономической политики являются внешнеторговая политика, политика повышения инвестиционной привлекательности и валютная политика государства.

Внешнеторговая политика состоит из трех фундаментальных составляющих: экспортная политика, импортная политика и политика стимулирования экспорта. Экспортная политика ориентирована на интенсификацию экспорта товаров и услуг в страны с наиболее емким рынком и повышение научно-технического развития страны-экспортера. Импортная политика направлена на привлечение в страну товаров, производство которых не представляется возможным или целесообразным в стране-импортере. Политика стимулирования экспорта предполагает своей целью повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей на мировом рынке, а также рост масштабов производства внутри страны конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт. Политика повышения инвестиционной привлекательности учитывает возможности увеличить приток иностранных инвестиций, чтобы обеспечить внедрение передовых технологий, увеличить объемы национального производства продукции, ориентированной как на внутренний, так и на международный рынок, а также создать экспортоориентированные предприятия. Валютная политика предполагает своей основной целью развитие внешнеэкономического взаимодействия путем применения регулятивных мер в отношении курса национальной валюты и операций по обмену валюты.

Внешнеэкономические связи являют собой квинтэссенцию всех возможных направлений активизации внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя следующие аспекты:

  • обеспечение роста объемов экспорта товаров и услуг за счет повышения их конкурентоспособности при повышенных темпах роста объемов экспорта по сравнению с объемами импорта;
  • целевое и приоритетное развитие экспорта услуг и наукоемких, технологичных товаров;
  • стимулирование производств, которые ориентированы на создание экспортной продукции, за счет мер финансово-кредитного характера;
  • развитие инфраструктуры внешнеэкономических связей, включая создание организаций, выступающих посредниками при экспорте промышленной продукции;
  • освоение выпуска принципиально новой продукции, ориентированной на экспорт, за счет внедрения новых технологий, а также повышение конкурентоспособности уже выпускаемой продукции;
  • стимулирование внедрения перспективных технологий на предприятиях для увеличения в общем объеме экспорта доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции и услуг;
  • развитие форм международного сотрудничества в околоторговой сфере;
  • рационализация структуры импорта, обеспечение защиты производителей из стратегически важных отраслей экономики на внутреннем рынке;
  • реализация стратегии импортозамещения и улучшение структуры внешнеторгового оборота.

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым и фундаментально значимым для внешнеэкономических связей страны выступает создание условий, в которых на международный рынок поставляются высококачественные продукты, пользующиеся спросом, в идеале, не имеющими аналогов из других стран. Вместе с тем, для внутреннего рынка в других странах должны закупаться только те товары и услуги, производство которых внутри страны не представляется целесообразным или является невозможным в силу объективных причин.

Прогнозирование внешнеэкономических связей

Прогнозирование внешнеэкономических связей, в целом, основывается на изучении и анализе внешних рынков по отдельным видам товаров, работ, услуг, при этом учитываются стоимость и объемы возможного производства продукции, которые могут быть или уже являются предметами экспорта или импорта.

Прогнозирование внешнеэкономических связей состоит из 4 этапов: определение целей прогнозирования, выявление и анализ тенденций в развитии внешнеэкономических связей, формирование целевого прогноза и разработка вариантов развития внешнеэкономических связей в предстоящей перспективе.

В современных условиях, прогнозирование внешнеэкономических связей невозможно без учета специфики текущего уровня развития страны, ее социального, экономического, политического, технологического уклада, а также геополитических условий, в которых она существует. Вместе с тем, прогнозирование может дифференцироваться по группам стран, являющихся партнерами данной страны. В системе макропланирования прогнозирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью методов, основанных на экспертных оценках, а также различного рода трендовых моделей, комплексных моделей и методов сценарного развития.

Экспертные оценки представляют собой методы неформализованного анализа динамики и тенденций внешнеэкономических связей.

Трендовые модели основаны на экстраполяции тенденций изменения конкретных показателей, на основе которых можно судить о предполагаемых изменениях внешнеэкономических связей. Основой для прогнозирования выступает влияние выявленных тенденций на будущее развитие внешнеэкономических связей.

Различные комплексные модели оперируют зависимостью между макроэкономическими показателями национальной экономической системы и внешнеторговым оборотом. Данные модели позволяют осуществлять прогноз динамики внешней торговли в зависимости от показателей ВВП, объемов инвестиций и т.п., в соответствии с которым составляются комбинаторные прогнозы развития внешнеэкономических связей государства.

Методы сценарного развития предполагают проработку нескольких сценариев развития внешнеэкономических связей страны на основе полученных в ходе прогнозирования результатов, которые оцениваются по характеру их влияния на будущее государства. На основе таких сценариев в перспективе осуществляются различные расчетные пропорции развития национального экспортного потенциала и потребности в импорте.

Ключевыми факторами прогнозирования внешнеэкономических связей выступают объемы экспорта и импорта, внешнеторгового оборота, структура экспорта и импорта.

Критериальный подход к прогнозированию внешнеэкономических связей чаще всего использует комбинацию методов экспертных оценок, трендов и сценарного развития.

При этом показателями эффективности внешнеэкономических связей выступают соотношения объемов экспорта и импорта к валовому внутреннему продукту, структура экспорта и импорта, а также размер внешнеторгового сальдо страны. Следует отметить, что чем меньше доля готовой продукции и выше доля сырья, природных ресурсов, полуфабрикатов в структуре экспорта, тем ниже уровень вовлеченности страны в систему международного разделения труда. Вместе с тем, обратная тенденция свидетельствует о высокой степени интеграции в международный рынок, следовательно, о более качественном развитии внешнеэкономических связей.

Прогнозирование внешнеэкономических связей предполагает необходимость обосновать альтернативные пути перехода от сложившихся тенденций развития внешнеэкономических тенденций к новым трендам, которые формируются под воздействием изменяющихся условий в мировой экономической системе. Следовательно, ключевым моментом выступает согласование конкретных целей развития внешнеэкономических связей и национальной экономики в целом, с учетом объективных условий интеграции в мировое хозяйство. При этом сделанный прогноз должен соответствовать социально-экономическому развитию страны в целом, тогда как внешнеэкономические связи и их прогнозируемая динамика должны отражать темпы развития различных отраслей экономики с учетом их потребностей в импортных продуктах и экспортных возможностей.

Специфика прогнозирования внешнеэкономических связей проявляется в существовании институциональных методик прогнозного развития внешнеэкономических связей.

  • Методика Института национальных экономических стратегий
  • Методика Института экономики РАН
  • Методика Всемирного экономического форума
  • Методика ИМЭМО РАН

Методика Института национальных экономических стратегий оперирует показателями экспорта и импорта в разрезе товарных групп и различных стран, внешней торговли, а также использует экспортные и импортные цены, развитие интеграционных связей и т.д. Преимуществом методики выступает широкий перечень показателей, которые учитываются при составлении прогнозов. Однако, в известной мере, это является и недостатком, так как делает сомнительными результаты прогнозов в среднесрочном и долгосрочном периодах, так как на эти показатели оказывают влияние значительное число факторов, что сводит ценность прогнозирования к нулю.

Методика Института экономики РАН изначально была рассчитана на прогнозные периоды с 2005 по 2010 год и с 2011 по 2025 год. Аспектный характер методики предполагает критериальный подход, согласно которому в каждом из указанных периодов приоритетное влияние оказывают факторы, основанные на структуре товарных групп внешней торговли России. При этом согласно методике основными прогнозными вариантами развития внешнеэкономических связей России выступают инерционный и инновационный сценарий.

Инерционный сценарий предполагает сохранение и экстраполяцию тенденций, преобладающих во внешнеэкономических связях России.
Инновационный сценарий учитывает в большей степени новые факторы, способные качественно изменить структуру внешней торговли РФ.

Данная методика нашла широкое распространение и была использована в рамках других исследований.

В рамках данной методики, критериальный подход выражается в виде формирования следующих ключевых аспектов, с позиции оценки которых осуществляется прогноз:

  • тенденции в экспорте сырья;
  • изменения в экспорте машин и оборудования;
  • изменения структуры экспорта сырья;
  • изменения структуры экспорта машин оборудования;
  • внедрение в структуру экспорта принципиально новых продуктов.

Основным преимуществом методики выступает возможность прогнозирования будущей динамики внешней торговли в зависимости от ее внутренних и структурных изменений, что позволяет в известной мере учитывать геополитическое и геоэкономическое положение России в структуре мирового хозяйства. Недостатком можно считать недостаточно сбалансированный подход к критериальной оценке будущих изменений внешнеэкономических связей национальной экономики.

Методика Всемирного экономического форума опирается на оценку зависимости развития внешнеэкономических связей России от четырех основных факторов:

  1. Качество государственного управления и способности политического руководства проводить необходимые для страны реформы;
  2. Способность государства обеспечить нерушимость частной собственности в энергетическом и неэнергетическом секторах экономики;
  3. Развитие социальной ситуации в России, способности государства снизить разрыв между богатыми и бедными и не допустить связанных с этим конфликтов; улучшения демографической ситуации в нашей стране;
  4. Политических отношений России с зарубежными странами.

Ключевыми вопросами прогнозирования выступает способность достижения эффективного государственного управления и способность диверсифицировать экономики, избавившись от нефтяной зависимости. Согласно данной методике было сформировано три сценария развития экономики России до 2025 года, которые не потеряли в настоящий момент актуальность.

  1. "Длинный марш" – диверсификация экономики оказалась неудачной и основу экспорта составляют сырье и энергоносители, однако за счет формирования успешной системы государственного управления, достигается относительно стабильное экономическое положение;
  2. "Нефтяное проклятие" – создание критической зависимости экономики от экспорта сырья в условиях неэффективного государственного управления, результатом чего является фатальное замедление экономического роста и стагнация в развитии страны;
  3. "Возрождение" – характеризуется созданием условий для успешных изменений государственного управления с одновременными изменениями в национальной экономической системе и ростом конкурентоспособности российских производителей, результатом чего будут являться высокие темы экономического роста и развитие национальной экономической системы.

Ключевым отличием данной методики является существенный упор на политические факторы, которые должны выступать катализатором экономического развития. С одной стороны, это делает прогноз более достоверным, однако, политические факторы отличаются высокой степенью неопределенности и трудно поддаются непосредственному анализу, тем более на столь длительные промежутки времени.

Методика ИМЭМО РАН ориентирована на долгосрочные прогнозы и основана на экспертных оценках, которые позволяют сделать итеративную оценку различных отраслей, стран и экономических проблем на основе суждений, сформированных рядом экспертов. Согласование оценок производится не по усредненным параметрам, а по минимально прогнозируемым значениям. Методика характерна своим консервативным подходом к составлению прогнозов, что делает ее наиболее приспособленной к долгосрочному прогнозированию. Основные параметры для оценки основаны на динамике валового внутреннего продукта и производных от него показателей. Также может оцениваться прирост населения, прирост производительности труда, темпы роста ВВП и отраслевые сдвиги в национальной экономической системе.

Достоинством данной методики является широкий диапазон прогнозных показателей, что делает ее универсальным подходом к оценке будущего развития внешнеэкономических связей страны. Вместе с тем, параметры развития внешнеэкономических непосредственно не оцениваются, а прогноз осуществляется на основе производных показателей, что делает ее зависимой от темпов экономического роста и развития экономики страны.

Прогнозирование внешнеэкономических связей России

С точки зрения текущего развития внешней торговли России рассмотрим возможность реализации базисных моделей внешней торговли.

1. Индустриальная модель:

  • внешняя торговля – главный локомотив экономического развития
  • узкая международная специализация и высокий уровень вовлеченности страны в мировую экономику
  • стремительный рост экспорта
  • экспортные отрасли основа экономики
  • необходимые факторы производства: дешевая рабочая сила, выгодное географическое положение, наличие определенных природных ресурсов или их импорт
  • крайняя зависимость экономики от импорта сырья и экспорта готовой продукции
  • применялась в Японии и в азиатских индустриальных странах

2. Китайская модель:

  • ориентация на масштабное производство широкого спектра дешевых потребительских товаров
  • внешняя торговля – важный фактор экономического развития
  • экспорт всевозможных готовых товаров – источник валютной выручки и средств для перестройки экономики
  • высокая степень государственного регулирования внешнеэкономических связей
  • постепенный или поэтапный переход к более открытой экономике
  • высокое значение ограничительных мер
  • увеличение внешнего долга очень осторожное из-за возможности попасть в зависимость от внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации
  • экспорт сырья и топливно-энергетических товаров невелик
  • наличие сильной государственной власти
  • применялась в Китае, Вьетнаме.

3. Модель нефтедобывающих стран:

  • ориентация на экспорт одного-двух видов природных ресурсов
  • экспорт сырья основа социально-экономического развития страны
  • добыча и экспорт сырья – главное содержание экономики
  • переработка сырья либо отсутствует, либо имеет крайне низкий уровень
  • доходы от экспорта сырья исключительно велики и направляются на обеспечение высокого уровня жизни населения
  • возможно развитие ограниченного числа отраслей обрабатывающей промышленности
  • экономическое развитие осуществляется с привлечением иностранных фирм и технологий
  • собственная технологическая база отсутствует
  • владельцы ресурсов накапливают большие личные капиталы
  • модель реализуема при больших запасах ценных природных ресурсов, невысокой численности населения и небольших размерах страны
  • модель реализуется в таких странах, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Норвегия, Катар и т.п.

4. Модель сбалансированного развития:

  • экспорт природных ресурсов, продовольствия и сельскохозяйственной продукции важен на начальной стадии индустриализации и служит источником средств для оплаты импортных промышленных технологий
  • наряду с развитием сырьевой, продовольственной и сельскохозяйственной базы страна постепенно наращивает производственный потенциал
  • после длительного периода такого наращивания экспорт реструктуризируется в пользу роста доли готовых изделий, произведенных на промышленных предприятиях
  • на поздней стадии модели преобладает экспорт готовой продукции, машин, оборудования, технологических товаров и происходит постепенный переход на продукцию следующих уровней технологического прогресса
  • модель была реализована многими странами, в том числе США

При прогнозировании внешнеэкономических связей России следует исходить из следующих положений, касаемо рассмотренных моделей.

Индустриальная модель "азиатских тигров" и модель нефтедобывающих стран неприемлемы для России: мы обладаем огромными природными ресурсами и слишком велики для того, чтобы довольствоваться ролью успешного приложения к мировому рынку. Россия обладает развитой многоотраслевой промышленностью и занимает ведущее геополитическое положение в мире.
Китайская модель требует высокой концентрации власти и государственного управления, а также жесткого регулирования внешней торговли. Учитывая, что подобная модель управления была в СССР, тогда как в современной России она отсутствует, то китайская модель подходит в ограниченном виде.
Привлекательной могла бы быть модель сбалансированного развития, однако Россия давно прошла первые три стадии, а на текущем уровне реализация данной модели затруднительна. Следовательно, данная модель не подходит для российской модели внешней торговли в чистом виде.

Российская модель включает в себя элементы каждой из перечисленных моделей. Кроме того, принципы внешней торговли России в большей мере соответствуют умеренной протекционистской политике. В частности, действуют тарифы и ограничения, защищающие отечественных производителей в тех отраслях, которые признаны государством стратегически важными: например, сельское хозяйство, нефтегазовая отрасль, угольная промышленность, автомобилестроение и другие.

Таким образом, можно судить о формировании российской модели внешней торговли, которая актуальна в данный момент лишь для Российской Федерации. К ее особенностям также отнести различные ставки импортных пошлин для стран или экономических союзов, пользующихся льготами в торговле с Россией, а также в отношении ключевых партнеров. Также Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. В целом же внешнеэкономические связи России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. Во внешней торговле активно используются тарифные и нетарифные методы.

В таблице представлены данные Госкомстата РФ [10] по динамике внешней торговли России.

Внешняя торговля России

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

мрлд. долл. США

Внешнеторговый оборот

460,7

569,6

755,0

481,1

638,4

834,0

863,2

864,6

805,8

Экспорт

297,5

346,5

466,3

297,2

392,7

515,4

527,4

523,3

497,8

Импорт

163,2

223,1

288,7

183,9

245,7

318,6

335,8

341,3

308,0

Сальдо торгового баланса

134,3

123,4

177,6

113,2

147,0

196,9

191,7

181,9

189,7

Динамика показателей

В процентах к предыдущему году

Внешнеторговый оборот

126,6

123,6

132,5

63,7

132,7

130,6

103,5

100,2

93,2

Экспорт

123,9

116,5

134,6

63,7

132,1

131,3

102,3

99,2

95,1

Импорт

131,8

136,7

129,4

63,7

133,6

129,7

105,4

101,7

90,2

Учитывая приведенные данные, составлена диаграмма, которая приведена ниже.

Динамика внешней торговли России

Динамика внешней торговли России

Тенденции внешней торговли России свидетельствуют о следующем:

  1. вплоть до 2008 года наблюдалась повышающая тенденция роста внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта;
  2. в 2009 году вследствие кризиса, резко снизилась интенсивность внешней торговли, однако падение не превысило критический рубеж в 40%, составив 36,3%, затем полностью восстановившись и превысив объемы 2008 года в 2011 году;
  3. начиная с 2009 года, ярко выражена тенденция к росту внешнеэкономических связей, что характеризует потенциал национальной экономической системы России и способность к самовосстановлению и развитию;
  4. вместе с тем, в 2014 году тенденция была прервана, внешнеторговый оборот сократился на 6,8%, экспорт на 4,9%, импорт на 9,8%, что явилось следствием негативной внешнеэкономической ситуации и агрессивных экономических и политических действий против России со стороны стран условного запада и Японии;
  5. на протяжении всего периода наблюдается положительный торговый баланс, что свидетельствует о преобладании экспорта во внешней торговле.

Таким образом, можно сделать вывод, что сохранение текущих тенденций при прочих равных условиях должно привести к поступательному росту показателей внешней торговли России, тренд является повышательным по показателям внешнеторгового оборота, экспорта и импорта. Однако темпы роста с учетом данных тенденций имеют тенденцию к снижению, следовательно, тренд роста будет носить неэкпоненциальный характер, а стремиться к ровной линии даже при условии колебаний данных показателей средней значимости. В отношении сальдо торгового баланса отсутствует выраженная тенденция, следовательно, возможная линия тренда не может носить объективно условный характер, однако, сложившиеся тенденции позволяют судить о безусловном сохранении положительного торгового баланса.

Темпы роста показателей внешней торговли в последние два года существенно снизились и, скорее всего, останутся на таком уровне и по итогам текущего года. В связи с этим можно судить о проективном влиянии темпов роста на будущие тенденции роста показателей внешней торговли в абсолютном выражении.

В соответствии с рассмотренными выше моделями можно сделать ключевой прогноз, выделив ключевым сценарием стремление к сбалансированному типу развития при усилении протекционистской политики в отношении российских производителей и защиты их от негативных тенденций мировой экономики. В соответствии с таким прогнозом можно рассматривать следующие варианты развития внешнеэкономических связей в предстоящей перспективе:

  • рентный сценарий;
  • мобилизационный сценарий;
  • инерционный сценарий;
  • модернизационный сценарий.

Рентный сценарий предполагает усиленную централизацию при перераспределении ренты от экспорта природных ресурсов через государственные трансферты в экономику для улучшения материального компонента уровни жизни российских граждан. В рамках данного сценария предполагается рост социальных обязательств государства и государственных расходов в процентном отношении к ВВП. Такое развитие событий предполагает также укрепление доверия к власти со стороны получателей трансфертов, что будет поддерживать такой политический курс на протяжении 20-25 лет. Кроме того, такой сценарий может быть переходным периодом во время расширения среднего класса за счет активной перераспределительной стратегической инициативе. Такое положение дел должно также привести к стабилизации процесса воспроизводства в масштабах национальной экономической системы. Однако последствиями такого сценария будут являться объективно замедленные темпы качественного развития экономики, отсутствие явных инновационных прорывов и сокращения сферы возможного принятия специальных мер государственного управления по развитию национальной экономической системы.

Мобилизационный сценарий сводится к масштабным процессам активного государственного перераспределения финансовых ресурсов в пользу их концентрации на развитии приоритетных и стратегически значимых отраслей экономики. В результате данного сценария первоочередным выступает развитие инфраструктурных отраслей национальной экономики, энергетики, машиностроения, нанотехнологий, биотехнологий и ряда других. Перераспределение ресурсов будет осуществляться за счет поступлений от донорских отраслей, роль которых отводится добывающей промышленности, металлургии и ВПК. Прямым следствием такого сценария будет снижение реальных доходов населения на период активной мобилизации, что приведет к естественной миграции человеческого капитала в отрасли экономики, демонстрирующие интенсификацию своего развития. Данный сценарий приобретает особую актуальность в условиях усиления внешнего геополитического давления на Россию со стороны западных стран, в первую очередь США и государств-сателлитов. Вместе с тем, планомерная реализация данного сценария в условиях высокой степени вмешательства государства в хозяйственную жизнь субъектов национальной экономической системы позволит реализовать преимущества существования в экономике крупных государственных компаний, способных обеспечить основные направления мобилизационного прорыва. Также этому будет способствовать развитие инструментов государственно-общественного партнерства с целью ориентации частных предпринимателей на достижение стратегических целей государства.

Инерционный сценарий предполагает соблюдение экономической стабильности, жертвуя при этом преимуществами внешнеэкономического влияния. В то же время, такой сценарий означает полный отказ от интенсивного развития стратегически значимых и системных отраслей экономики. Данный сценарий основан на сознательном и достаточно быстром отказе от каких-либо радикальных экономических изменений, социально-политических трансформаций и общественной модернизации. Последствием данного сценария в долгосрочной перспективе является возможная утрата каких бы то ни было конкурентных преимуществ на мировом рынке и превращении национальной экономической системы в малозначимый элемент мирового рынка. Вместе с тем, следует отметить, что вероятность реализации данного сценария практически сводится к нулю, так как последние 10 лет в стране взят курс на стратегически значимые экономические преобразования без радикальных экономических экспериментов.

Модернизационный сценарий представляет собой промежуточный вариант между рентным и мобилизационным сценарием и сводится к проведению комплексных институционально-значимых преобразований в экономической, общественной, государственной и политической сфере. Суть таких преобразований сводится к использованию сложившихся тенденций в преобладании экспорта энергоносителей для изменения национальной экономической системы не на основе жестко регламентированного перераспределения ресурсов в стратегически значимые отрасли, а за счет стимулирования инвестиционной активности участников рынка для развития приоритетных отраслей. Вместе с тем сценарий предполагает более длительный период его реализации из-за более сложного переходно-преобразовательного процесса. Учитывая сложившиеся геополитические условия, в которых на Россию оказывается беспрецедентное давление в ущерб национальным интересам, можно объективно полагать, что на реализацию данного сценария у государства нет времени. Однако данный сценарий может быть скоординирован с мобилизационным сценарием за счет создания ощутимых стимулов вести интенсивную модернизацию внутри отраслей экономики силами их участников, как крупных, так сравнительно небольших предприятий.

Выводы

  1. Перспективы российских внешнеэкономических связей во второй четверти XXI века будут зависеть от того, будет ли в ближайшие 10 лет национальная экономическая система развиваться по инерционному экспортно-сырьевому сценарию, либо перейдет к непосредственной реализации инновационно-ориентированного сценария в какой-либо его вариации.
  2. Инновационно-мобилизационный сценарий представляется наиболее целесообразным в условиях существенного давления на Россию в геополитическом плане.
  3. В этой связи переориентация экспорта энергоносителей и экономический разворот в целом в сторону азиатских стран следует рассматривать больше как временную меру поддержания стабильности в социально-экономическом плане.
  4. Приток финансовых ресурсов от экспорта энергоносителей на новые рынки должен быть использован на финансирование технологического роста всех стратегически важных отраслей экономики и постепенный отказ от поддержания донорского положения отраслей добывающей промышленности и оборонно-промышленного комплекса.
  5. Развитие технологического уровня должно быть реализовано, в первую очередь, в энергетике и в машиностроении.

Представляется объективно обоснованным, что в случае такого развития и в условиях низкой динамики мирового спроса на топливно-сырьевые товары и замедления темпов роста обновления основных фондов в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности темпы роста российского экспорта окажутся на более низком уровне, чем в прошлые периоды. Однако в силу реструктуризации экономики структура экспорта должна измениться в пользу продукции отраслей машиностроения, энергетики и постепенного перехода к ориентации на экспорт высокотехнологичной продукции.

Список использованной литературы

  1. Арменский А.Е., Кочубей С.Э., Устюгов В.В. Экономика устойчивого развития. Прорывные идеи и технологии. – М.: Социальный проект, 2009. – 424 с.
  2. Афанасьев В.С. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014. – 416 с.
  3. Воронин А.Ю. Общая теория экономического развития. – М.: Дрофа, 2014. – 486 с.
  4. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014. – 576 с.
  5. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2011. – 608 с.
  6. Ларионов И.К. Национальные экономические системы: формирование и развитие. – М.: Дашков и К, 2012. – 876 с.
  7. Медведев Д.А. Вопросы национального развития России. – М.: Ленанд, 2007. – 224 с.
  8. Чистякова Е.А., Бочкарев Г.И., Асон Т.А., Алтухов П.Л. Мировая экономика: тенденции развития. – М.: Научная книга, 2009. – 260 с.
  9. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2013. – 728 с.
  10. Федеральная служба государственной статистики РФ. Официальный сайт. // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/