ODiplom // Педагогика // 17.05.2017

Воспитание детей

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 17.05.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Воспитание детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Образование и воспитание являются ключевыми категориями в педагогической науке. Образование немыслимо без воспитания и наоборот. В настоящее время меняются подходы к образованию и образовательному процессу. В тоже время воспитание перестает быть вектором развития образования. Для решения современных проблем образования и воспитания нужно четкое понимание понятийного аппарата в данной области.

Зарождение воспитания

Воспитание является одной из ключевых категорий педагогической науки. О её роли давно и яростно спорят педагоги и философы во всем мире. Прежде чем говорить о трактовках термина воспитание, обратимся к истории его появления.

Итак, первые зачатки воспитания отмечены в первобытном обществе. В те времена дети росли сами по себе. Если они выживали – было уже чудо. Воспитанием, как таковым занималась вся община. Однако, с развитием общественного строя и укоренением традиций воспитание начало приобретать все более и более четкие формы. Вожди и старейшины обучали детей основам выживания, передающимся из поколения в поколение.

Важным этапом становления воспитания стало появление школ. Сама по себе школа как социальный институт оформилась в эпоху первых цивилизаций. Из истории Древнего мира мы знаем, что в Древней Месопотамии существовали дома табличек, где мальчики обучались грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению "учебников" – табличек, с которых дети списывали текст [1].

Отдельного внимания заслуживает образование в Древнем Египте и в Античности. В Древнем Египте воспитывали в основном в школах. Школы были при храмах. Важной составляющей школьного воспитания в Египте была дисциплина. Домашнее воспитание также имело место.

История воспитания детей

История воспитания детей

В Древней Греции было зафиксировано воспитание, приближенное к современному. Именно в Греции проблема воспитания детей была вынесена на государственный уровень. В период расцвета Древней Греции в ней процветали наука и исскуство. Детей воспитывали образованными и приобщенными к миру прекрасного. Система воспитания и образования в Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила более утилитарный характер [2].

Все достижения Античности в сфере воспитания детей были утеряны в эпоху средневековья. Человечество было отброшено на столетия назад. Балом правили жестокость и религия. Грамотность и культура не приветствовались даже в среде аристократов. Что касается собственно воспитания, с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов. Приятным исключением были славяне, которые имели собственные традиции воспитания, которые были связаны с развитием у ребенка грамотности, ремесленных навыков и традиционного мировосприятия.

Воскрешение культуры воспитания произошло в Эпоху Возрождения. В дальнейшем появилось множество школ и течений, пропагандирующих всевозможные подходы к воспитанию детей.

Понятие воспитания

Кратко рассмотрев вехи развития воспитания в историческом ракурсе, можно обратиться к понятию воспитания как такового в педагогической науке.

Понятие воспитания

За всю свою эволюцию термин воспитание претерпел ряд изменений. Прежде всего, следует отметить, что воспитание и образование сблизились настолько, что синонимичное использование стало встречаться повсеместно. Это соответствует мнению таких педагогов как Т.И.Шамов, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин, так и взглядам К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина. По их мнению, воспитание имеет глубокий образовательный смысл и трактуется следующим образом: воспитание – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении [3].

Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский трактуют воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

Согласно действующей редакции ФЗ "Об образовании"[4] под воспитанием понимается педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка.

Однако в современной науке воспитание рассматривают как с широкой, так и с узкой стороны. Данный подход отражен в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к термину "воспитание".

Воспитание

В широком смысле

В узком смысле

Социальный

Педагогический

Социальный

Педагогический

Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под "опытом" понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы – т.е. всё духовное наследие человечества.

Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, говорят о "физическом воспитании", "нравственном воспитании" как составных частях целостного воспитательного процесса [Подласый].

Признаки воспитания

Признаки воспитания

Воспитание невозможно без воспитательного процесса. Он является частью воспитания как педагогической категории. Другим элементом воспитания является воспитательная работа.

Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации [5].

Категории воспитания

В современном воспитании большую роль играют его категории. К категориям воспитания относят следующее:

  • Цель воспитания;
  • Закономерности воспитания;
  • Принципы воспитания;
  • Задачи воспитания;
  • Содержание воспитания;
  • Методы воспитания;
  • Формы организации воспитывающей деятельности.

Цель воспитания

Будучи одной из ключевых категорий, цель воспитания имеет достаточно богатую историю. Еще с древних времен, как только человечество стало задумываться о воспитании, как важной части человеческой жизни, появились различные подходы к формулировки цели воспитания.

Цели воспитания – системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное – это средства, содержание, формы, методы, деятельность, внешняя и внутренняя среда, система отношений, организационные условия, обеспечивающие реализацию целей [3].

Основания для определения цели воспитания

Основания для определения цели воспитания

Все педагогические цели делятся на 2 группы, а именно идеальные цели воспитания и актуальные.

В настоящее время образовательные учреждения формулируют свои цели с опорой на общевоспитательные цели. Что касается учащихся, то для них педагогические цели скрытые. Перевод педагогических целей в цели деятельности детей составляет основу педагогического мастерства.

Педагогические цели представляют собой предвидение педагогами и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований [6].

Задачи воспитания

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Они представлены на рисунке ниже.

группы задач воспитания детей

Задачи воспитания, как категория

Следует отметить, что в современной России в образовательной системе очень велика роль цели и задач воспитания. От того, как выполняются задачи воспитания в образовательном учреждении зависит будущее воспитанников.

Очень часто встречается классификация задач воспитания в соответствии с видами деятельности. Деятельность бывает познавательная, трудовая и досуговая. С опорой на данный подход, задачи ориентированы на максимальное использование возможностей вышеупомянутых видов деятельностей.

Закономерности воспитания

В рамках современной системы образования, воспитание занимает важное место за счет системы закономерностей, которые позволяют контролировать развитие ребенка и направлять его в сферу просвещенности и гуманизма.

  1. воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с его окружающей средой;
  2. единство образования и воспитания;
  3. целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непртиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитания и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы воспитания

Современное воспитание детей немыслимо без методичного следования определенным принципам. Принципы воспитания формировались долго и болезненно. В историческом процесс не раз возникали ситуации, когда воспитание пытались обесценить и лишь четко сформулированные принципы, помогали воспитанию остаться важнейшим элементом образования.

Принципы воспитания – общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.
  1. Принцип гуманистической ориентации воспитания – рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой в которых является гуманность. Принцип требует уважения к каждому человеку.
  2. Принцип социальной адекватности воспитания – соответствие содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
  3. Принцип индивидуального воспитания учащихся – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социального закаливания детей – включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  5. Принцип создания воспитывающей среды – требует создания в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребенка [7].

Методы воспитания

Методы воспитания эволюционируют вместе с самим пониманием сущности воспитания. Разные ученые и педагоги рассматривают множество различных подходов к воспитанию. Методы воспитания эволюционируют вместе с общественным сознанием.

В настоящее время под методами воспитания понимают способ реализации целей воспитания. Способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

В современных условиях наука имеет в своем распоряжении множество различных методов воспитания об эффективности которых регулярно спорят как в научных, так и в педагогических кругах.

Методы воспитания классифицируются по различным признакам и в соответствии с различными принципами. На настоящий момент известны десятки их классификаций, одни из которых пригодны больше для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В данной статье приведем классификацию методов воспитания И.Я. Щукиной. Она делит методы на три группы:

  • методы формирования сознания;
  • методы организации деятельности и формирования опыта;
  • методы стимулирования.

Также особого внимания требует классификация М.И. Рогожкина. Он называет методы воспитания бинарными и выделяет возможность создания пар методов по принципу "воспитание – самовоспитание" [8].

Таблица 2. Методы воспитания по М.И. Рогожкину

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Доминирующий метод самовоспитания

Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

Мотивационная

Стимулирование

Мотивация

Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

Волевая

Требование

Упражнение

Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

Предметно-практическая

Воспитывающая ситуация

Социальные пробы

Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

Как выбрать метод воспитания? Это зависит от многих факторов. Особая зависимость выявлена от целей воспитания и уровня постановки воспитательных задач. Не менее важными являются и индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Они во многом определяют эффективность воспитания детей.

Литература

  1. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов – М.: Владос, 2011
  2. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии. – 2000. – №2.
  3. Педагогика / Под ред. В. А.Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф – М.: 2017
  5. Мирза Н.В., Иванова В. Сущность и понятие воспитательной работы в условиях школы // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_NIC_2016/Pedagogica/3_207158.doc.htm
  6. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. // Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 336 с.
  7. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. – М.: Школа-Пресс, 2007
  8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогическое общество России, 2003.