ODiplom // Право и ТГП // 01.09.2016

Защита деловой репутации

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Право и ТГП

Опубликовано: 01.09.2016

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Защита деловой репутации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В статье рассмотрены ключевые аспекты защиты деловой репутации, как одного из институтов гражданского и уголовного права.

В настоящее время в российской деловой среде значительно возросла роль деловой репутации. Ни одна крупная организация не будет иметь дело с компанией которая считается не добросовестной.

Однако не всегда плохая репутация организации – продукт недобросовестности. Очень часто репутацию портят непроверенные слухи распускаемые конкурентами или просто недоброжелателями. Для опровержения подобной информации и привлечения клеветников к ответственности существует судебная процедура по защите деловой репутации.

Помимо опровержения пострадавшая сторона имеет право на материальную компенсацию. В этой связи серьёзно укрепляется правой институт защиты деловой репутации.

Понятие деловой репутации в праве

Понятие деловой репутации

Само понятие "репутация" ознаменовано в праве констатацией во "Всеобщей декларации о правах человека" [Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)].

Понятия деловой репутации в законодательстве нет. Нет его и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

В настоящее время в Конституции РФ четко прописаны права и обязанности граждан. К одному из ключевых прав граждан можно отнести защиту репутации, в том числе и деловой репутации.

Термин "репутация" в словаре иностранных слов толкуется как создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, общественная оценка [3].


В толковом словаре В. И. Даля репутация трактуется следующим образом:

Слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывёт, общее мнение о ком

В соответствии с такой трактовкой в доктрине сложилось мнение, что значение понятия "деловая репутация" заключается в том, что это общественная оценка, общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его общественной, служебной деятельности, работы.

В современных условиях такая характеристика как деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности. Что касается понятия деловой репутации юридического лица, то под ней подразумевают оценку производственной или иной деятельности в соответствии с правовым статусом юридического лица в условиях предпринимательских и рыночных отношений.

Во многих случаях нарушение деловой репутации юридического лица одновременно дискредитирует членов его трудового коллектива и наоборот, т.е. речь идет о нарушении права на репутацию. Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет сложившееся мнение о качествах коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица, например, в сфере предпринимательства.

Деловая репутация в гражданском праве

В российском гражданском праве деловая репутация регламентируется наряду с такими понятиями как честь и достоинство. О деловой репутации мы узнаем в статье 152 Гражданского Кодекса РФ [ГК РФ].

Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц помимо правоотношений.

  • Эти нормы не только выполняют регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение.
  • Нормы, заложенные в ст. 152 ГК РФ, призваны определять поведение людей в обществе и достойно защищать деловую репутацию.
  • Они выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом.
  • Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.

Вред деловой репутации в уголовном праве РФ

В настоящее время все больший интерес со стороны правоведов вызывает уголовно-правовая ответственность за вред деловой репутации. Чтобы защита деловой репутации была эффективной необходимо понимание вреда. Проблема данного аспекта заключается в том, что ни одна новелла особенной части Уголовного Кодекса РФ не обозначает её в качестве признака состава преступления. Однако, несмотря на это, вред может быть нанесён в результате совершения как изнутри, так и извне ряда преступлений:

  1. экономических,
  2. экологических,
  3. должностных,
  4. прочих.

При этом деловая репутация юридического лица выступает в качестве дополнительного объекта посягательства. Вред деловой репутации может быть причинён в рамках нарушений представленных в статьях ст. 180 УК РФ, 183 УК РФ, ст. 197 УК РФ, ст. 204 УК РФ и совершения других преступлений обозначенных в действующей редакции Уголовного Кодекса Российской Федерации. Защита деловой репутации осуществляется с опорой на данные статьи УК РФ.

Репутационный вред – разновидность тех последствий преступлений, которые выражаются в причинении существенного вреда правам и интересам организации (ст. ст. 201, 285, 286, 288, 292, 293, 330 УК РФ). Часто встречающимся способом причинения вреда деловой репутации юридического лица является распространение о нем ложных, порочащих сведений.

Под ложными и порочащими сведениями подразумевается клевета, ответственность за которую предусмотрена статьёй 129 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Мотив клеветы может быть любой, например:

  • месть,
  • зависть,
  • устранение конкурента,
  • карьеризм,
  • корысть,
  • стремление унизить в глазах окружающих и т.п.

Защита деловой репутации в зарубежной практике

В зарубежных странах, особенно в США, защита деловой репутации имеет весомый багаж судебной практики. Данный институт в Европе и США существует давно, гораздо дольше, чем в Российской Федерации.

В качестве примера можно привести итальянскую цивилистическую доктрину, которая признает право юридических лиц на компенсацию нематериального вреда. При этом в Гражданском кодексе Италии компенсация нематериального вреда прямо не предусмотрена, но в отношении данного института сделана ссылка на иное законодательство. В Италии компенсацию неимущественного вреда могут требовать как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица, а также и публичные образования [4].

В странах континентального права распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, является, прежде всего, основанием для применения норм уголовного права. Отсюда можно сделать вывод, что защита деловой репутации очень высоко ценится в зарубежных странах. Что касается Российской Федерации, то необходимо развивать законодательство, отвечающее за защиту деловой репутации.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998

2. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". // База справочно-правовой системы "Гарант"

3. Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина

4. Манукян  В.  Компенсация за "страдания" в Европе. Возмещение морального вреда в континентальной Европе: умеренность и рационализм // Юридическая практика. 2007. № 33. С.37.