ODiplom // Аудит // 14.09.2012

Завершение аудиторской проверки и подготовка аудиторского заключения

Завершение аудиторской проверки и подготовка аудиторского заключения.

Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности

Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть двух видов: преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала аудируемого лица. Они совершаются в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала аудируемого лица, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала аудируемого лица. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности может быть у аудируемого лица существенным или несущественным.

В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск их необнаружения. При этом аудиторская организация должна учитывать определенные факторы, способствующие повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений. К факторам внутрихозяйственной деятельности аудируемого лица, способствующим появлению искажений, относятся:

• наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;

• несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) аудируемого лица или значительному снижению прибыли;

• зависимость аудируемого лица в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;

• изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;

• нетипичные сделки аудируемого лица, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;

• наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;

• особенности организационно-управленческой структуры аудируемого лица, ее недостатки;

• особенности структуры капитала и распределения прибыли;

• наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся:

• состояние отрасли экономики и экономики страны в целом – кризис, депрессия, подъем;

• отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) аудируемого лица в связи с кризисным состоянием отрасли;

• особенности производственной деятельности аудируемого лица, технологические особенности производства.

При проведении аудиторской проверки, в том числе при планировании аудита, аудиторская организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Исходя из этого, аудиторская организация разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бухгалтерской отчетности. В то же время аудиторской организации не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности.

При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудируемого лица аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений у аудируемого лица, ведущие к появлению искажений, такие, как:

• отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;

• отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

• нарушения гражданского, налогового и валютного законодательств;

• прочие нарушения, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

• вида нарушений, имевшихся в организации и ведущих к появлению искажений;

• степени существенности выявленных искажений;

• риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у аудируемого лица система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений бухгалтерской отчетности. В случае вывода аудиторской организации о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить в связи с этим объем и характер применяемых аудиторских процедур.

Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке, аудиторская организация должна включить сведения о выявленных искажениях в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной целевой направленности. Аудиторская организация ответственна за:

• выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении и (или) отчете руководству аудируемого лица;

• правильность и полноту данных, отраженных в заключении и (или) отчете аудитора, о выявленных им существенных искажениях бухгалтерской отчетности;

• несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации аудируемого лица, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).

Персонал аудируемого лица, в том числе его руководство, несет ответственность за:

• возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;

• непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

• неустранение или несвоевременное их устранение.

Внутренняя проверка качества аудита включает детальное изучение сотрудником аудиторской организации, руководящим рядовыми исполнителями, всех рабочих документов, подготовленных ими. Проверка включает детальное изучение всех проведенных процедур, произведенных расчетов, сделанных выводов и заключений.

Цель проверки состоит в установлении того, что выполнены все пункты общего плана и программы аудита, а по итогам проведения аудиторских процедур рядовые исполнители сделали правильные выводы.

Руководитель проверки должен убедиться в том, что:

- план и программа аудита полностью выполнены, на программе аудита стоят пометки, обозначения, подписи, подтверждающие ее завершение;

- размер аудиторской выборки определен правильно;

- сделанные выводы соответствуют полученным результатам аудиторских процедур;

- оформление рабочих документов соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутренним стандартам аудиторских организаций и аудиторов;

- обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности не превышают по отдельности или в совокупности установленного аудиторской организацией уровня существенности;

- аудиторский файл (комплект рабочих документов аудита) содержит достаточное количество аудиторских доказательств, необходимых для обоснования сделанных выводов;

- аудиторская проверка в целом проведена в соответствии с требованиями внутренних стандартов аудиторской организации.

Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Эти данные необходимы руководству аудируемого лица, чтобы иметь представление недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля. Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.

При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда договором на осуществление инициативного аудита:

• предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора;

• не предусматривается подготовка заключения аудитора, но предусматривается подготовка письменной информации аудитора.

Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и адресуется руководителю и (или) собственнику аудируемого лица, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменный отчет – это конфиденциальный документ, поэтому он может быть передан только следующим лицам:

• лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг;

• лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре на оказание аудиторских услуг;

• любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор на оказание аудиторских услуг.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством аудируемого лица может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора, в котором могут содержаться требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить аудируемому лицу положительное аудиторское заключение.

Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого предприятия не позднее, чем аудиторское заключение. Замечания аудируемого лица принимаются аудиторской организацией, только если аудиторы сочтут это необходимым.

Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками аудируемого лица в порядке выполнения требований аудиторов.

Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская организация должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно-положительного.

Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах.

В случае смены аудиторской организации руководство аудируемого лица обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).

Структура аудиторского заключения

Порядок подготовки, форма, содержание и порядок подписания и представления аудиторского заключения определяются ФЗ "Об аудиторской деятельности" и федеральным стандартом № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Аудиторское заключение – это документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской организации о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Если в результате проверки аудиторская организация обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.

Основные элементы аудиторского заключения:

а) наименование;

б) адресат;

в) сведения об аудиторе:

- организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им деятельности без образования юридического лица;

- место нахождения;

- номер и дату свидетельства о государственной регистрации;

- членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

г) сведения об аудируемом лице:

- организационно-правовая форма и наименование;

- место нахождения;

- номер и дату свидетельства о государственной регистрации;

- сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

д) вводная часть;

е) часть, описывающая объем аудита;

ж) часть, содержащая мнение аудитора;

з) дата аудиторского заключения;

и) подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно иметь наименование "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и/или договором о проведении аудита. Обычно аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам, учредителям), совету директоров и др.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной бухгалтерской отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными стандартами аудиторской деятельности, внутренними методическими рекомендациями аудиторской деятельности, действующими в саморегулируемых аудиторских объединениях, членом которых является аудитор.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

- изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки бухгалтерской отчетности; определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке бухгалтерской отчетности;

- оценку общего представления о бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для выражения аудиторского мнения используются слова: "По нашему мнению..."

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.

Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения бухгалтерской отчетности руководством аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае, если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой бухгалтерской отчетности.

Виды аудиторских заключений

Согласно федеральному стандарту № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на безоговорочно-положительные и модифицированные.

Безоговорочно-положительное мнение в аудиторском заключении должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

- факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской отчетности;

- факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части привлекающей внимание к ситуации, влияющей на бухгалтерскую отчетность, но рассмотренной в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Аудитор в случае необходимости должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица. Аудитор также должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения части указывающей на значительную неопределенность (иную, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на бухгалтерскую отчетность.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Включение привлекающей внимание части с описанием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерывности деятельности или со значительной неопределенностью, обычно является достаточным с точки зрения выполнения аудитором своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения. Тем не менее, в некоторых случаях, например в случае большого числа факторов неопределенности, значительных для бухгалтерской отчетности, аудитор может посчитать уместным отказаться от выражения мнения о ее достоверности вместо включения части, привлекающей внимание.

Аудитор также должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей существенного влияния на бухгалтерскую отчетность и не раскрытой (недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорректно в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Например, если, по мнению аудитора, необходимо изменить либо дополнить какие-либо пояснения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, а аудируемое лицо отказывается внести такие изменения или дополнения, аудитор может включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание к такой ситуации.

Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно-положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности:

а) имеется ограничение объема работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

- допустимости выбранной учетной политики;

- метода ее применения;

- адекватности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Обстоятельства, указанные выше, могут привести к выражению мнения с оговоркой, к отказу от выражения мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно-положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: "...за исключением влияния обстоятельств..." (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Отрицательное мнение выражается, если влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер бухгалтерской отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно-положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на бухгалтерскую отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Иногда ограничения объема работы аудитора могут устанавливаться аудируемым лицом (например, если условия аудиторского задания предусматривают, что аудитор не может выполнять процедуры аудита, которые он считает необходимыми). Если ограничение, предусмотренное условиями задания, таково, что аудитор считает необходимым отказаться от выражения мнения, он обычно не принимается за выполнение такого задания, за исключением случаев, когда выполнение задания обусловлено требованиями законодательства РФ. Кроме того, аудитор не должен приниматься за выполнение аудиторского задания, когда такое ограничение препятствует выполнению установленных законодательством РФ обязанностей аудитора.

Ограничение объема аудита может быть следствием обстоятельств (например, если время назначения аудитора не позволяет ему наблюдать за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов). Ограничение объема также возможно, если, по мнению аудитора, учетная документация аудируемого лица отсутствует либо не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации или если аудитор не может осуществить процедуры аудита, которые считает необходимыми. При этих обстоятельствах аудитор должен выполнить возможные альтернативные процедуры, чтобы получить достаточные доказательства. Если ограничение объема работы аудитора требует выражения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения, аудиторское заключение должно включать описание этого ограничения и возможных корректировок бухгалтерской отчетности, которые могли бы оказаться необходимыми, если бы не существовало данного ограничения.

Аудитор может иметь разногласия с руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. Если такие разногласия являются существенными для бухгалтерской отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

В ФЗ "Об аудиторской деятельности" дается определение заведомо ложного аудиторского заключения – это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внутрифирменный контроль качества аудита

Правило (стандарт) № 7 "Внутренний контроль качества аудита" устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита.

В правиле (стандарте) используются понятия:

"руководитель аудиторской проверки" – аудитор, несущий основную ответственность за проведение аудита;

"работники" – руководящие сотрудники и иные специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;

"ассистенты аудитора" – сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:

- аудиторы должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

- аудиторы должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью;

- проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

- необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

- в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

- необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами;

- необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской организации так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.

Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную компетентность аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о проведении ими аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.

Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны осуществлять контроль за ходом аудита с тем, чтобы определить:

- обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

- понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

- выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;

- получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться по следующим вопросам:

- была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

- были ли выполненная работа документально оформлена;

- были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;

- были ли достигнуты цели аудиторских процедур:

- соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Минфином РФ создана целостная система организации и проведения проверок деятельности аудиторских организаций, организована система предупредительного контроля. Минфин РФ может проводить проверки своими силами или силами аккредитованных аудиторских объединений в отношении участников данных объединений. В Минфин представляется также отчет аудиторских организаций, в котором даются сведения о повышении квалификации аудиторов, проведенных проверках и пр.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора.