ODiplom // Блог // 23.03.2018

Журналистика блогов

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Блог

Опубликовано: 23.03.2018

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Журналистика блогов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Блоги прочно вошли в нашу жизнь. Одни блоги посещаются тысячами людей, другие – только десятком читателей. Однако они несут информацию, заполняя Интернет индивидуальными мыслями и переживаниями. В последние годы блогосфера становится все более влиятельной. Однако журналистская ценность блогов по-прежнему не всеми воспринимается всерьез.

Блог: что это

Блог и журналистика

В последние годы отмечен рост влияния блогов в масштабе не только российского, но и мирового медиапространства. В силу того, что Интернет постоянно эволюционирует, для журналиста в сети очень сложно удержать аудиторию посредством только статей. Требуется больше личного, персонального, то есть "блоггерского".

Несмотря на то, что в последнее время блоггерство стало позиционироваться как самостоятельная ветвь журналистики, большая часть сегодняшних блоггеров всего лишь играют в журналистов. Они выражают сугубо личное мнение на определенные вопросы и проблемы.

Что же такое блог?

Блог (сокр. от англ. weblog) – сетевой журнал. По форме – это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий [1].

Веблог – это информационно наполненный дневник, т.е. одна из форм авторского проекта. Авторы блогов – блоггеры, как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, связывая комментарии гиперссылками с источником [2].

Блог может подразумевать под собой сообщество. С самого начала существования блогов их авторы стали объединяться в сообщества посредством публикации списков читаемых блогов. У блога, как нетрудно догадаться, предполагаются читатели, причем часть из них знает автора лично. Это делает блог уникальным по своей ненавязчивости и информативности инструментом общения с широким кругом знакомых, друзей, клиентов и так далее, с возможностью получить коллективную обратную связь.

Необходимо помнить, что блоги существуют во времени. Все записи появляются в хронологическом порядке. Однако это не мешает автору группировать их по разным признакам, например, по темам. В этом и состоит отличие блога от обычного сайта. Блог дискретен, в каком-то смысле это путевые заметки.

Зачем нужен блог

Сейчас наличие у человека собственного блога не является чем-то неординарным. Каждый школьник может спокойно вести печатный или видеоблог. Зачем же нужен блог? На рисунке ниже отражены ключевые мотивы человека, которые могли сподвигнуть на создание личного блога.

Зачем нужен блог

Причины появления блога у человека

Прежде чем понять, зачем же миллионы людей заводят личные блоги, следует обратиться к тому, как появились блоггеры в Рунете.

Движение блоггеров – это как бы возвращение пользователей Интернета к святым идеалам первопроходцев Всемирной паутины, мечтавших о свободном обмене мнениями, демократии без вмешательства коммерческих организаций, которым во второй половине 90-х годов удалось-таки поставить интернет себе на службу.

Ретроспективно первым блогом можно назвать веб-страницу изобретателя WWW, Тима Бернерс-Ли. Термин weblog первым использовал Jorn Barger.

В настоящее время блоггеры – это не только энтузиасты, которые хотят общения и несут свои мысли и идеи в массы. Современный блоггер – прежде всего бизнесмен. Умение привлекать читателей влияет не только на популярность, но и на доход. Мнение современных популярных блогеров стоит денег. Многие из них стали появляться на телевидении в качестве политологов, аналитиков и экспертов. Так, популярные блоггеры Павел Шипилин (pavel_shipilin.livejournal.com) и Фриц Морген (псевдоним), ведущий блог fritzmorgen.livejournal.com, регулярно приглашаются на конференции и политические телешоу и высказывают свое авторитетное мнение по многим наболевшим вопросам.

Как и в любом бизнесе – за деньги можно много купить. Так блоггеры регулярно пишут заказные материалы по разным тематикам: от рекламы магазинов, до политических статей на заказ.

Современные блоггеры способны публиковать любую информацию, причем они не скрывают, что их материалы не свободны от личных оценок и пристрастий. А пристрастия могут меняться от гонорара к гонорару. Например, модный блогер, продвигающий один бренд, через некоторое время начнёт расхваливать другой, и принижать третий за определенный гонорар.

Честный популярный блогер скоро может стать редкостью. Приятно осознавать, что есть еще те, кто пишет от сердца и для души. Главное, чтобы золото не победило принципы честности и неподкупности в блогосфере. Надежда все еще есть.

Плюсы и минусы блогов

Стимулируют ли блоги развитие качественной открытой журналистики, или наоборот тормозят.

Многие специалисты полагают, что большинство молодых людей создают блоги, только лишь следуя моде. Для многих блог стал неким показателем "продвинутости".

Вместе с тем, другие эксперты полагают, что блоги стали прекрасным средством для самовыражения, поскольку они позволяют пользователям выражать свои мысли, чувства, идеи и получать комментарии от других пользователей, что в некоторых случаях бывает очень полезно. С другой стороны блоги могут рассматриваться как очередной способ получения прибыли, хотя обычные пользователи пока ещё не используют свои блоги, преследуя подобные цели.

Однако качество материалов, написанных многими блоггерами, остается низким. И тенденции в этой сфере неутешительны. Плохое качества материалов, а соответственно, падение авторитета журналистского слова – это одно из отрицательных последствий неграмотности блоггеров. У большинства из них:

  • низкая квалификация, или полное ее отсутствие;
  • недостаточная подготовка для работы с большой аудиторией, которая есть в Интернете.

Современные блоггеры привыкли работать на эмоциях и на собственных умозрительных заключениях. Однако с изменениями в законодательстве, над собственными умозаключениями следует работать ответственнее. В противном случае можно получить штраф или срок за клевету или оскорбление. Существует надежда, что именно наказание умерит пыл наши либеральных "борцунов" в блогосфере, и они научатся сначала проверять, а потом писать.

Если блоггеры приравнивают себя к профессиональным журналистам, то и нормы профессиональной этики имеют к ним прямое отношение.

В заключение считаю нужным отметить, что блоги имеют все шансы стать журналистикой будущего в силу того, что авторы более открыто говорят о наболевшем, чем журналисты в матерых Интернет-изданиях. Несмотря на то, что появилась тенденция к печати проплаченных статей в блогах, не все, что там пишут, является ложью. Следует учитывать, что читатель блога более чувствителен к фальши, чем читатель печатной прессы.

Однако стиль написания большинства блогов оставляет желать лучшего. Вульгарность и непрофессионализм отрицательно отражается на имидже Интернет-СМИ.

Таким образом, блоги, как и все Интернет-продукты, имеют свои плюсы и минусы. Выбор по-прежнему остается за пользователями.

Литература

  1. Колесникова Е.А. Интерактивность как глобальный признак молодежных масс-медиа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2009
  2. Калмыков А.А Коханова Л.А. Интернет журналистика – М.: Юнити 2005