ODiplom // Педагогика // 12.10.2017

Значение образования

Автор: Ирина Нестерова

Рубрика: Педагогика

Опубликовано: 12.10.2017

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.

Понятие образования

Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.

В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.

В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона, Аристотеля и Сократа. Подходы представлены на рисунке 1.

Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

Высказывания об образовании и образованности в античности

Философ

Подход к образованию и обучению

1

Гераклит

Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать [1].

2

Сократ

Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными [1].

3

Платон

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой [2].

4

Петроний

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя [3].

5

Аристотель

Корни образования горькие, но плоды сладкие [4].

Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.

Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт:

  1. Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
  2. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей [5].

Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:

Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта [6].

В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования

Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.

Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых [7] делят функции образования на две большие группы:

  1. Социальные
  2. Личностные

Также в науке существует классификация [7], которая включает в себя следующие функции:

  1. Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
  2. Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
  3. Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
  4. Функция укрепления национальной безопасности.
  5. Функция укрепление демократического общества.

Ступени образования в России

Ступени образования в Российской Федерации строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[8]. Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [8].

В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования. Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.

Ступени образования в Российской Федерации

Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации

Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.

Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.

Принципы образования

Рисунок 3. Принципы образования

Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.

В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.

После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.

С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.

Литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
  3. Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
  4. Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
  5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
  6. История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
  7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
  8. Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
  9. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"