Анализ психопатологии обыденной жизни З.Фрейда

Авторское эссе включает в себя взгляд на ключевые аспекты текста З.Фрейда Психопатология обыденной жизни. Ряд важных цитат анализируется для глубокого понимания текста.
Рубрика: Психология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.06.2024

Нестерова И.А. Анализ психопатологии обыденной жизни З.Фрейда // Энциклопедия Нестеровых


Природа забывания в обыденной жизни

Анализ психопатологии обыденной жизни

Текст "Психопатология обыденной жизни был написан З. Фрейдом в 1901 году. Автор использовал большое количество практических примеров. Это делает текст более доступным и понятным. При помощи вкраплений в оригинальный текст (на немецком языке) слов на иностранном, З. Фрейд показывает свой интерес к эффектам языка. Его интересует акустическая сторона речи больше чем смысловая. Он понимает, что значение слов возникает в ассоциативных цепочках.

Несмотря на то, что книга считается доступной для понимания, у меня она вызвала много вопросов, так как мое мышление еще не полностью перестроилось на психоаналитический лад. Дальнейшие прочтения, надеюсь, помогут понять и глубже вникнуть в этот текст.

"Психопатология обыденной жизни" посвящена проблеме памяти, которая является одной из важнейших в психоанализе. Психоанализ интересует сам механизм забывания. Вытесненное забывается навсегда или возвращается? Меня всегда интересовало, почему иногда забываются имена коллег? Почему я не могу вспомнить не то что имен, даже лиц своих одноклассников, но при этом хорошо помню тех, кто жил со мной на одной улице у бабушки. Хотя я там бывала только летом и далеко не со всеми дружила. В "Психопатологии обыденной жизни"

З. Фрейд показывает, что бессознательное связано с тем, что человек помнит, а что забывает. Забывание – это не случайность.

Помимо имен, лиц, фамилий мы часто забываем, где храним те или иные вещи, адреса, улицы или исторические события.

Существует различие забывания событий, имен и переживаний, от забывания намерений. Например, раз за разом человек забывает выключить будильник или купить батарейки для кухонных весов. В основе забывания намерений лежит мотив неудодовольствия (Unlustmоtiv). Это связано с мотивом удовольствия. Человеку свойственно вытеснять в бессознательное то, что неприятно, болезненно или просто не приносит удовольствия. Боль, страдания не подпитывают психику. Они только истощают ее, поэтому то, что не приносит удовольствие вытесняется.

Особенности детских и покрывающих воспоминаний

В процессе прочтения текста З. Фрейда "Психопатология обыденной жизни" я снова вернулась к пониманию того, что ничего не помню о своем детстве. В детский сад я не ходила. Первые два года обучения в школе не 2 помню, как будто там пустота. З. Фрейд называет это "инфантильной амнезией". Однако сохранились незначительные воспоминания о дошкольном детстве, но они размыты и порой совершенно бессмысленные. С полугодовалого возраста родители оставили меня на воспитание бабушке и уехали покорять дальние гарнизоны, папа был военнослужащим. Казалось бы, приезды ко мне матери или отца должны были стать яркими моментами, которые отложились в памяти, но их нет. Зато есть воспоминание о том, как я лежу в детской коляске с погремушкой в руке и смотрю на небо. Есть воспоминания о цвете и запахе яблони, о велосипеде и т.д. Все они неяркие и невыразительные. Есть несколько ярких воспоминаний.

После прочтения текста я уже сильно сомневаюсь, что это было на самом деле или было именно так, как я помню, а не иначе. З. Фрейд указывает на то, что у человека отсутствуют детские воспоминания. Все, что мы помним, сгенерировано с опорой на фотографии, рассказы взрослых и текущее состояние нашей психики. З. Фрейд указывает на то, что у нас нет воспоминаний из детства, но есть воспоминания по поводу детства. Никто не знает, воспоминание это или фантазия. Что касается незначительных воспоминаний, то они являются результатом вытеснения каких-то неприятных событий. Эти воспоминания называются покрывающими. Они показывают нам момент до, после или во время вытесненного события.

Покрывающее воспоминание – показывает нам момент до, после или во время вытесненного события.

Комплексы и суеверия

В тексте З. Фрейд уделяет внимание такому явлению как "непрерывный ток "самоотношения" ("Eigenbeziehung"). По словам автора, этот ток идет через мышление каждого человека. Именно он порождает забывание, путаницу в понятиях. Говоря о непрерывном токе "самоотношения", З. Фрейд употребляет слово "комплекс": "Я словно принужден сравнивать все, что слышу о других людях, с собой самим, словно при всяком известии о других приходят в действие мои личные комплексы".

Под комплексами З.Фрейд подразумевает круги мысли, ассоциативные цепочки.

Человек постоянно пропускает через себя потоки информации, при этом он постоянно сравнивает, анализирует и таким образом взращивает сомнения внутри себя. Человек также сомневается и в других людях, пропуская их поведение через себя. Дело в том, что все, что происходит с другими, говорится о других людях, все это переживается через представление о себе. Другой человек проходит не только через сознательное, но и бессознательное. Вот откуда берутся резкие однозначные осуждения поведения другого человека или же наоборот безоговорочная поддержка.

В процессе чтения текста возник вопрос, а есть что-нибудь случайное в жизни человека? Все, что мы вспоминаем, тот или иной момент, не случайно. Проскользнувшее событие, мысли, имя имеют определенное значение. Все, что мы вспоминаем в определенный момент, в бессознательном уже соотнесено с определенными местами, действиями. Выбор числа, имени или действия не бывает настолько спонтанным, как человек думает. Мнимая свобода выбора на самом деле предопределена бессознательным. Некоторые незначительные действия, неважные решения человек реализует на основе "свободы воли". В тексте "Психопатология обыденной жизни" автор обсуждает три фигуры: суеверный, психоаналитик и параноик.

Суеверный человек всегда переносит свои внутренние проблемы на внешний мир. Он заранее готовит себя к неудачам, ответственность за которые он возлагает на черную кошку, пустое ведро, упавшую вилку. Чтобы пережить неудачи, человек заранее ищет способ облегчить психические переживания. Например, не халатно сделанный перевод, а черная кошка виновата в том, что перевод книги не принят заказчиком. При этом человек бессознательно знает, что попытка отдать некачественный перевод обречена на провал. Проще перенести ответственность за свою ошибку на черную кошку. Тогда психика воспримет неудачу менее болезненно.

Суеверный, параноик и психоаналитик

Параноик отбрасывает случайность. Он все может объяснить. Например, такси опоздало на 5 минут – не случайно, автобус поменял маршрут из-за аварии на теплотрассе – это тоже не случайность. Параноик ждет подвох в любой ситуации. Для него характерна хорошая память. У него отсутствует граница между внешним и внутренним. Они придают значения тем мелочам, на которые обычные люди не обратят внимание. Фигура психоаналитика характеризуется тем, что его взгляд направлен на самого себя. Он погружен в анализ своих описок, оговорок и ошибок. Для него ничто не происходит случайно. Все оговорки, ошибочные действия связаны с тем, что вытеснено в бессознательное.

Комментарии к цитатам из текста Психопатология обыденной жизни

Детерминация психических феноменов происходит все же без пробелов.

З. Фрейд говорит о пробелах, под которыми понимается возможное наличие случайных или неконтролируемых элементов в психической детерминации. Все события сохняются в человеческой памяти. Одни находятся в сознательном, а другие по тем или иным причинам вытесняются в бессознательное. Воспоминания не исчезают, не стираются. Есть то, о чем мы не знаем, так как это нам не доступно, и оно находится в бессознательном. Бессознательное содержит воспоминания, о которых мы даже не подозреваем.

...Если я и верю во внешний (реальный) случай, то не верю во внутреннюю (психическую) случайность.

В этой цитате З. Фрейд подчеркивает то, что случайностей не бывает. Мы можем не помнить или не знать, о том, что привело к той или иной ошибке или оговорке, описке. В зависимости от состояния нашей психики мы можем переживать наши ошибки по-разному. И это тоже обусловлено бессознательным.

Граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны.

Грань между нормой и патологией очень размыта и подвижна. Она во многом обусловлена культурой. То, что для одной культуры норма, для другой – серьезное отклонение. При этом существует еще индивидуальная граница между тем, что нормально, а что нет. Что такое нервозность? Откуда она появляется? Нервозность – это симптом. Если не обращать внимание на симптомы, то появляются запущенные неврозы, психозы, которые нельзя отнести к норме. Хотя изначально определенные симптомы есть у каждого.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)