Понятие антитеррористической безопасности
Терроризм является одним из бичей двадцать первого столетия. Он известен очень давно, однако вскормлен современный терроризм за океаном. В этой связи борьба с терроризмом стратегическая задача любого государства, серьёзно относящегося к своему суверенитету.
В Российской Федерации важным аспектом национальной безопасности является антитеррористическая безопасность. Что же это такое? В настоящее время под антитеррористической безопасностью принято понимать противодействие террористическим деяниям в государстве на всех уровнях.
Чтобы осознать важность антитеррористической безопасности на государственном уровне следует отдельно выделить, что включает в себя террористическая деятельность. Направления террористической деятельности отражены на рисунке ниже.
Направления террористической деятельности
Понятие антитеррористической безопасности включает в себя все мероприятия по борьбе и предотвращению терроризма.
Виды терроризма
Терроризм отрицательно сказывается на работе любого государства. Он многолик. Существует несколько видов терроризма:
- политический терроризм
- националистический терроризм
- религиозный терроризм
- уголовный терроризм.
Борьба с каждым видом терроризма требует серьёзных антитеррористических мер, направленных на защиту граждан России иеё суверенитета.
Правовое регулирование антитеррористической безопасности в РФ
Борьба с терроризмом – это общемировая проблема. В этой связи следует отметить, что антитеррористическая деятельность регулируется как международными, так и локальными нормативными актами. Так на международном уровне действуют следующие документы:
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27.01.1977
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников,1979 год
- Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняет конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. 1988 год
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, 2007.
События начала двухтысячных подстегнули Россию на ужесточение антитеррористического законодательства. После 2014года, когда США и их союзники стали более масштабно спонсировать террористические группировки по всему миру, стало очевидным, что необходимы особые документы, направленные на обеспечение
Правовая основа борьбы с терроризмом в РФ определена в ФЗ "О противодействии терроризму", Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, а также в принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах других федеральных органов государственной власти.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ. В ред. от 23.04.2018
- Уголовный кодекс РФ
- ФЗ "О противодействии терроризму" – 2006 г.
- ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" – 2006 г.
- Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 19.01.2018) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".
- Указ Президента РФ "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" – 1996 г.,
- Постановление Правительства РФ "О мерах по противодействию терроризму" – 1999 г.
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Рассмотрим полномочия каждого уровня власти отдельно.
Президент РФ:
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти
- принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.
Правительство РФ:
- определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма;
- организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В целях наиболее эффективного и комплексного подхода обеспечения антитеррористической безопасности на государственном уровне в 2002 году была создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которая явилась координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В 2006 году был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Он создан Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму". Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.
Структура аппарата Национального антитеррористического комитета РФ
Помимо единой антитеррористической системы управления на федеральном, региональном и местном уровне в сфере обеспечения безопасности задействованы и другие институты, ведомства, организации, ведущие антитеррористическую деятельность на местном уровне. Это региональные отделения Федеральных органов исполнительной власти, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ. А также органы МСУ, в которых созданы антитеррористические комиссии, как организационная форма противодействия терроризму, и которые подотчетны Национальному антитеррористическому комитету.
Принципы противодействия терроризму в РФ
Противодействие террористической угрозе в Российской Федерации строится на основе принципов закрепленных в нормах действующего законодательства. К числу принципов можно смело отнести следующее:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве, привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической операции;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с террором, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация или ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.