Понятие и сущность арт-терапии
Арт-терапия хорошо показала себя как средство для преодоления кризиса личностного развития, девиантных расстройств, как метод борьбы с депрессией и т.д.
Арт-терапия – это метод коррекции поведения, реабилитации который направлен на то, чтобы человек занимался изобразительным искусством с целью преодолеть свои страхи или выразить свои фобии и проблемы на холсте или бумаге.
Американская арт-терапевтическая ассоциация рассматривает арт-терапию в качестве "лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению".
История арт-терапии началась в двадцатом столетии. В 30-х годах американский психиатр Мэри Хантун стала проводить занятия изобразительным искусством с психиатрическими пациентами на базе клиники Меннингеров в г. Топека (шт. Канзас). Клиника получила известность как один из ярких примеров реализации нового, более гуманного подхода к лечению психически больных.
Психиатр Хилл после Второй Мировой Войны одним из первых стал использовать слово "арт-терапия" при описании своей работы с пациентами в госпиталях послевоенной Великобритании. В 1946 году британский художник Адамсон стал проводить занятия с больными на базе созданной им открытой художественной мастерской, которая находилась при психиатрической лечебнице.
В процесс изучения и внедрения арт-терапии большой вклад сделали специалисты из разных стран мира: В. Моргенталер (Швейцария), Г. Принсхорн (Германия), Л. Нивратил (Австрия), В. Андреоли (Италия), Р. Вольма, Ж. Делей (Франция), И. Харди (Венгрия), А. Якаб, Г. Вилмер, Н. Льюис (США).
В чем состоит сущность арт-терапии ? – Прежде всего, в особой форме работы с пациентами. Арт-терапия основана на теории о том, что "Я" человека нашло отражение в тех зрительных образах, которые человек способен перенести на бумагу или холст или воссоздать под воздействием музыки, кино и т.д. Арт-терапия используется для того, чтобы человек вывел наружу страхи, переживания через образы и символы. Опытный психолог способен корректно истолковать рисунки и цветовые схемы, которые создает человек в процессе терапии. В последние годы арт-терапия стала социальным явлением, способным помочь большому количеству людей справиться с накопившимися страхами и проблемами. Широкое распространение она получила в следующих социальных, образовательных и лечебных заведениях:
- на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности;
- дошкольные образовательные учреждения, массовые и специализированные школы, учреждения дополнительного образования, дома ребенка, школы-интернаты и др.;
- специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные организации и фонды, а также лица, группы и организации, выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов;
- дома творчества, музеи, галереи и т. д.
Виды и задачи арт-терапии
Арт-терапия имеет три формы:
- активная форма;
- пассивная форма;
- смешанная форма.
Активная форма арт-терапии – это когда психолог наблюдает и анализирует то, как и что клиент сам создает на холсте или бумаге. Психолог может увидеть то, какие образы роятся в голове клиента.
Пассивная форма арт-терапии направлена на то, чтобы клиент психолога использовал художественные произведения, созданные другими людьми. Он рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения
Смешанная форма арт-терапии позволяет эффективно использовать для выявления и преодоления проблем как собственные творения клиента, так художественные произведения и картины других авторов.
Арт-терапия не стоит на месте. Появляются различные виды арт-терапии, каждый из которых показал свою эффективность при преодолении определенных проблем.
Задачи арт-терапии сформированы в психологии давно. Они отражены на рисунке ниже.
Задачи арт-терапии
Особенность арт-терапии, состоит в том, чтобы человек через творчество раскрыл природу своих проблем и страхов, смог взглянуть на них по-другому и понять, как с ними бороться.
Присутствие психолога будет способствовать осознанию глубины проблем и адекватной интерпретации символов и знаков, которые можно проследить в работах человека.
Благодаря четкому перечню задач арт-терапии, её используют для решения внутриличностных конфликтов, межличностных конфликтов. Очень часто арт-терапия показывает хорошие результаты при борьбе с кризисными состояниями и ПТСР. Арт-терапия используется школьными психологами для работы с детьми и подростками, так как позволяет без нажима выявить проблемы, тревоги и переживания ребенка.
Арт-терапия интересна психологам, арт-педагогам и психиатрам по причине того, что открывает простор для творческих поисков, а именно открывает возможности для любых видов психокоррекции, расширения диагностических методов, развития личности, семейных и детско-родительских отношений и т.д. и т.п.
Методы арт-терапии
Диагностические и оценочные процедуры в арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным "языком". Определенная информация может быть усвоена сознанием лишь благодаря ее передаче посредством образов, и эта информация не может быть передана словами. В процессе формирования и создания визуальных образов происходит оживление воспоминаний и фантазий, и клиент зачастую не осознает, какое психологическое содержание раскрываются в образах. Поэтому содержащаяся в образах информация не подвергается цензуре.
В современной практике арт-терапии следует различать методы, которые эффективны с детьми и те, которые показывают хорошие результаты при работе с взрослыми. Для работы с подростками и детьми хорошо показали себя разнообразные рисуночные тесты, которые, по сути, являются арт-терапевтическими техниками: "рисунок семьи", "рисунок несуществующего животного", "злое, счастливое, несчастное животное", "красивый рисунок" и др.
Техника "Семейное пространство", предложенная Coppersmith (1980), обеспечивает семейного терапевта важной информацией по поводу организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения.
Метод "Песочная терапия" широко используется в арт-терапии и показывает хорошие результаты при работе с трудными детьми и подростками, особенно беспризорниками. Ряд психологов рекомендуют данный метод для работы с взрослыми бездомными. Ценность песочной терапии, прежде всего, в том, что песочница представляет собой определенный трансовый инструмент, позволяющий установить связь с бессознательной сферой клиента. Этот вид терапии психологически является более щадящим и зачастую более эффективным чем всевозможные техники гипноза. Значимым моментом является возможность одновременно находиться в контакте с сознанием клиента. Задачей психолога является обращение клиента к его подсознанию, активация процессов трансформации ситуации на символическом уровне и анализ смысла происходящего совместно с клиентом.
Самым распространенным методом арт-терапии является метод рисунка. Но клиенты не всегда соглашаются на этот метод, так как считают, что плохо рисуют. По этой причине в начале консультации психологу следует подготовить клиента к работе, а имено, пояснить, что качество рисунка никак не влияет на результат терапии. Преимуществом рисуночной терапии является возможность создания образа в том виде, который наиболее точно отражает рассматриваемую проблему.
Метод коллажирования, как термин включает в себя три семантических компонента:
- изготовление и восстановление чего-либо разбитого, сломанного, разорванного;
- составление чего-либо из каких-либо частей;
- один фрагмент, покрывающий другой.
Метод коллажирования – это метод создания единого целого из кусочков, обрывков. Данный метод применяют как во время индивидуальной терапии, так и при работе психолога с группой. Могут использоваться такие техники, как журнальный коллаж, фотоколлаж и близкая коллажу техника ассамбляжа.
Большой интерес вызывает метод кинотерапии. Его основным преимуществом является возможность вовлечения в арт-терапию тех, кто не готов заниматься художественной деятельностью. Степень включенности таких клиентов в процесс кинотерапии может быть неглубоким, тем не менее, психологическая работа в период и после просмотра фильмов может осуществляться на бессознательном уровне.
Метод музыкальной терапии оказывает положительное воздействие на физиологическом уровне. Звук может выступать в качестве динамического фактора регуляции саногенеза.
Саногенез – комплекс защитно-приспособительных механизмов, направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.
Метод музыкальной терапии способствует адекватной коррекции эмоциональной, когнитивной, коммуникативной и духовной сфер личности. Формы работы психолога с клиентом при использовании данного метода следующие:
- прослушивание готовых музыкальных произведений,
- собственное сочинение музыки,
- игра на музыкальных инструментах,
- вокалирование.
Обязательным для музыкальной терапии является наличие цели и терапевтических отношений. В свою очередь само по себе прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах могут иметь благоприятный психологический эффект для клиента, но это не будет являться психотерапией.
Использование арт-терапии в консультировании может быть непродуктивным. Низкая продуктивность отмечается, если клиенты являются профессиональными художниками. Это обосновано тем, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызывать ощущения того, что человек работает. Подобный барьер может быть преодолен, если таким клиентам предложить виды деятельности, которые очень сильно отличаются от их профессиональной сферы.