Арт-терапия в работе с подростками

В чем сложность подросткового возраста. Поему именно арт-терапия способствует мягкой, эффективной коррекции поведения, мировосприятия подростка. Основные методы арт-терапии.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 22.07.2023

Нестерова И.А. Арт-терапия в работе с подростками // Энциклопедия Нестеровых


Особенности подросткового возраста

Арт-терапия в работе с подростками

Подростковый возраст – это период включающий в себя не только взросление, но и становление приоритетов и формирование будущих векторов развития. Человек начинает ощущать себя не просто как членом общества, но и значимым элементом социума. В этот период значение социума резко возрастает, и подросток отдает предпочтение друзьям. Влияние родителей на ребенка снижается. В подростковом возрасте проявляет себя один из самых сложных кризисов личностного развития человека. От того, как он будет пройден, во многом зависит дальнейшее становление подростка как личности.

В подростковом возрасте человек расстается с детским восприятием мира и появляется новое мироощущение, которое не сразу приживается, а требует определенного периода для адаптации ребенка.

По мнению Ст. Холл, подростковый период характеризуется амбивалентностью и парадоксальностью его жизненного восприятия.

Ж. Пиаже описывает особенность подросткового возраста, как процесс перехода к стадии формальных действий, на которой проявляются способности к оперированию абстрактными понятиями, формулировке гипотез и логическому исследованию.

По мнению Л.С. Выготского, основным содержанием подросткового периода развития является переход к высшим психическим функциям, которые представляют собой продукты культурно-исторического развития личности, которые, по его мнению, приобретают осознанный интеллектуальный оттенок.

Особенности развития психики ребенка в подростковом возрасте ряд авторов, в числе которых Ш. Бюлер, объясняют с позиции пубертата.

Пубертат – период резкого ускорения физического развития и полового созревания. Пубертат бывает физический и психологический.

В подростковом возрасте выделяют ряд проблем, которые и формируют человека в будущем. В числе этих проблем Л.С. Выгодский назвал проблему интересов, которая основана том, что, старые интересы отмирают, а новые появляются. Меняются доминанты в жизни ребенка:

  • интерес подростка к собственной личности;
  • доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами;
  • тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве;
  • стремление к неизвестному, рискованному.

Новые доминанты в жизни подростка формируют новую мотивацию, которая впоследствии окажет сильное влияние на развитие и социализацию личности. Половое созревание – это ключевой момент психофизического развития подростка. Считается, что половое созревание и полова идентификация два разных процесса, но, на самом деле, это две линии одного и того же процесса психосексуального развития.

В связи с изменениями в психике и физиологии подростка в этом возрасте меняются потребности. Подросток хочет полной самостоятельности. Основным признаком этого является стремление отделиться от взрослых и избавиться от их опеки. Важное место в системе ценностей подростка начинает занимать самореализация, которая выражается в активном поиске занятий внеучебного характера. Общение со сверстниками превращается в важную потребность, которая обязательно должна быть реализована для дальнейшего полноценного психического развития.

Психофизиологические изменения организма способны вызвать следующие нарушения у подростка:

  • Чувство тревоги;
  • Конфликтность;
  • Ранимость;
  • Повышенная возбудимость;
  • Колебания самооценки;
  • Депрессия;
  • Неадекватность реакций.

Методы арт-терапии при работе с подростками

Арт-терапия показала хорошие результаты при работе с подростками, особенно с теми, кто имеет склонность к девиантному поведению. Осипова А.А. выделяет ряд принципов, которые способствуют максимальной эффективности арт-терапии при работе с подростками:

  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип нормативности развития;
  • Принципы психологического развития;
  • Деятельностный принцип коррекции.

Виды арт-терапии

Виды арт-терапии

Арт-терапия применяется при работе с подростками для решения широкого спектра проблем, связанных с отклонениями поведения, восприятия и кризисными явлениями, а также для формирования социально адаптированной личности, творческой и коммуникабельной. Методы арт-терапии используют в следующих случаях:

  • развитие творческих способностей;
  • формирование позитивного образа "я" и повышение самооценки;
  • улучшение навыков межличностной коммуникации;
  • снижение уровня стресса;
  • снижение тревожности и работа со страхами;
  • преодоление агрессии;
  • психосоциальная адаптация;
  • эмоциональное развитие;
  • профилактика девиантного поведения;
  • реабилитация после психических травм;
  • различные зависимости;
  • профилактика экстремистского поведения.

В числе самых актуальных методов арт-терапии которые применяют при работе с подростками можно смело назвать изотерапию, куклотерапию, кинотерапию и сказкотерапию. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Изотерапия – это метод арт-терпии, который основан на воздействии на поведении и эмоции посредством изобразительного искусства.

Изотерапия включает в себя классическое рисование, лепку, декоративно прикладное искусство, нетрадиционное рисование (рисование руками, ветками, спонжами, мелом и т.д.).

Изотерапию используют если у подростка отмечено наличие эмоциональной депривации (нехватка возможности получить те или иные эмоции), конфликтность, переживание чувства одиночества, высокий уровень тревожности, различные фобии, низкой или искажённая самооценка.

Куклотерапия – это метод арт-терапии, который использует куклу, как промежуточное звено между подростком и взрослым.

Использование кукол в арт-терапии основано на том, что куклы помогают клиенту имитировать взрослый многогранный и реальный мир, подготавливая его к взрослым взаимоотношениям и самостоятельности.

Кукла – это средство воспитания, обучения. Она используется психологами для работы не только с детьми, но с подростками взрослыми людьми. Кукла используется как инструмент для адаптации к определенным ситуациям и выработки адекватных паттернов в рамках социума. Кукла является инструментом психолога в арт-терапевтической практике.

Кукла в процессе терапии используется, как инструмент способный повторять образ человека, выполнять разные роли, "одевать" разные социальные маски. В этой связи кукла рассматривается в качестве помощника и проводника в подсознание клиента. Человек пытается взаимодействовать с куклой так, как ему хочется с целью реализации своих желаний и потребностей.

Для взрослого человека кукла становится проводником для познания себя на определенном жизненном этапе, а также способствует менее болезненному переживанию кризисных ситуаций.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. (Фараонова Н.М.)

Польза куклотерапии для подростков:

  • куклотерапия представляет собой тренинг для аутичных и стеснительных подростков;
  • куклотерапия представляет собой адекватный способ проиграть и проработать конфликтные ситуации, которые появляются в жизни подростков;
  • куклотерапия помогает проработать и "отрепетировать различные сценарии образов желаемого будущего;
  • куклотерапия используется в тренингах по самоконтролю и по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
Кинотерапия представляет собой такой метод который предполагает просмотр и обсуждение кинофильма или мультфильма с помощью психолога. В процессе просмотра и анализа собственного восприятия его образов участники исследуют свои личностные особенности.

Цели кинотерапии в работе с подростками состоят в следующем:

  • Эмоциональное переживание и проживание участниками важных на данный момент жизни ситуаций и проблем;
  • Взгляд на себя со стороны и переосмысление своих ценностей, приоритетов и целей;
  • Формирование навыка самонаблюдения и самоанализа, а также умения быть честным с самим собой, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации;
  • Совершенствование навыка самораскрытия, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей;
  • Духовный рост;
  • Формирование позитивного мышления и способности видеть многогранность и многозначность своих мотивов.
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, который направлен на коррекцию поведения, психического состоянии и мировосприятия посредством чтения специально подобранной литературы.

В работе с подростками сказкотерапия использует в случаях, когда имеет место:

  • Агрессия;
  • Проблемы с коммуникацией;
  • Низкая социальная активность;
  • Проблемы с самовосприятием и самоидентификацией;
  • Высокий уровень конфликтности;
  • Апатия и депрессия.

Материалы по теме

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)