Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это период включающий в себя не только взросление, но и становление приоритетов и формирование будущих векторов развития. Человек начинает ощущать себя не просто как членом общества, но и значимым элементом социума. В этот период значение социума резко возрастает, и подросток отдает предпочтение друзьям. Влияние родителей на ребенка снижается. В подростковом возрасте проявляет себя один из самых сложных кризисов личностного развития человека. От того, как он будет пройден, во многом зависит дальнейшее становление подростка как личности.
В подростковом возрасте человек расстается с детским восприятием мира и появляется новое мироощущение, которое не сразу приживается, а требует определенного периода для адаптации ребенка.
По мнению Ст. Холл, подростковый период характеризуется амбивалентностью и парадоксальностью его жизненного восприятия.
Ж. Пиаже описывает особенность подросткового возраста, как процесс перехода к стадии формальных действий, на которой проявляются способности к оперированию абстрактными понятиями, формулировке гипотез и логическому исследованию.
По мнению Л.С. Выготского, основным содержанием подросткового периода развития является переход к высшим психическим функциям, которые представляют собой продукты культурно-исторического развития личности, которые, по его мнению, приобретают осознанный интеллектуальный оттенок.
Особенности развития психики ребенка в подростковом возрасте ряд авторов, в числе которых Ш. Бюлер, объясняют с позиции пубертата.
Пубертат – период резкого ускорения физического развития и полового созревания. Пубертат бывает физический и психологический.
В подростковом возрасте выделяют ряд проблем, которые и формируют человека в будущем. В числе этих проблем Л.С. Выгодский назвал проблему интересов, которая основана том, что, старые интересы отмирают, а новые появляются. Меняются доминанты в жизни ребенка:
- интерес подростка к собственной личности;
- доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами;
- тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве;
- стремление к неизвестному, рискованному.
Новые доминанты в жизни подростка формируют новую мотивацию, которая впоследствии окажет сильное влияние на развитие и социализацию личности. Половое созревание – это ключевой момент психофизического развития подростка. Считается, что половое созревание и полова идентификация два разных процесса, но, на самом деле, это две линии одного и того же процесса психосексуального развития.
В связи с изменениями в психике и физиологии подростка в этом возрасте меняются потребности. Подросток хочет полной самостоятельности. Основным признаком этого является стремление отделиться от взрослых и избавиться от их опеки. Важное место в системе ценностей подростка начинает занимать самореализация, которая выражается в активном поиске занятий внеучебного характера. Общение со сверстниками превращается в важную потребность, которая обязательно должна быть реализована для дальнейшего полноценного психического развития.
Психофизиологические изменения организма способны вызвать следующие нарушения у подростка:
- Чувство тревоги;
- Конфликтность;
- Ранимость;
- Повышенная возбудимость;
- Колебания самооценки;
- Депрессия;
- Неадекватность реакций.
Методы арт-терапии при работе с подростками
Арт-терапия показала хорошие результаты при работе с подростками, особенно с теми, кто имеет склонность к девиантному поведению. Осипова А.А. выделяет ряд принципов, которые способствуют максимальной эффективности арт-терапии при работе с подростками:
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип нормативности развития;
- Принципы психологического развития;
- Деятельностный принцип коррекции.
Виды арт-терапии
Арт-терапия применяется при работе с подростками для решения широкого спектра проблем, связанных с отклонениями поведения, восприятия и кризисными явлениями, а также для формирования социально адаптированной личности, творческой и коммуникабельной. Методы арт-терапии используют в следующих случаях:
- развитие творческих способностей;
- формирование позитивного образа "я" и повышение самооценки;
- улучшение навыков межличностной коммуникации;
- снижение уровня стресса;
- снижение тревожности и работа со страхами;
- преодоление агрессии;
- психосоциальная адаптация;
- эмоциональное развитие;
- профилактика девиантного поведения;
- реабилитация после психических травм;
- различные зависимости;
- профилактика экстремистского поведения.
В числе самых актуальных методов арт-терапии которые применяют при работе с подростками можно смело назвать изотерапию, куклотерапию, кинотерапию и сказкотерапию. Рассмотрим каждый метод подробнее.
Изотерапия – это метод арт-терпии, который основан на воздействии на поведении и эмоции посредством изобразительного искусства.
Изотерапия включает в себя классическое рисование, лепку, декоративно прикладное искусство, нетрадиционное рисование (рисование руками, ветками, спонжами, мелом и т.д.).
Изотерапию используют если у подростка отмечено наличие эмоциональной депривации (нехватка возможности получить те или иные эмоции), конфликтность, переживание чувства одиночества, высокий уровень тревожности, различные фобии, низкой или искажённая самооценка.
Куклотерапия – это метод арт-терапии, который использует куклу, как промежуточное звено между подростком и взрослым.
Использование кукол в арт-терапии основано на том, что куклы помогают клиенту имитировать взрослый многогранный и реальный мир, подготавливая его к взрослым взаимоотношениям и самостоятельности.
Кукла – это средство воспитания, обучения. Она используется психологами для работы не только с детьми, но с подростками взрослыми людьми. Кукла используется как инструмент для адаптации к определенным ситуациям и выработки адекватных паттернов в рамках социума. Кукла является инструментом психолога в арт-терапевтической практике.
Кукла в процессе терапии используется, как инструмент способный повторять образ человека, выполнять разные роли, "одевать" разные социальные маски. В этой связи кукла рассматривается в качестве помощника и проводника в подсознание клиента. Человек пытается взаимодействовать с куклой так, как ему хочется с целью реализации своих желаний и потребностей.
Для взрослого человека кукла становится проводником для познания себя на определенном жизненном этапе, а также способствует менее болезненному переживанию кризисных ситуаций.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. (Фараонова Н.М.)
Польза куклотерапии для подростков:
- куклотерапия представляет собой тренинг для аутичных и стеснительных подростков;
- куклотерапия представляет собой адекватный способ проиграть и проработать конфликтные ситуации, которые появляются в жизни подростков;
- куклотерапия помогает проработать и "отрепетировать различные сценарии образов желаемого будущего;
- куклотерапия используется в тренингах по самоконтролю и по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
Кинотерапия представляет собой такой метод который предполагает просмотр и обсуждение кинофильма или мультфильма с помощью психолога. В процессе просмотра и анализа собственного восприятия его образов участники исследуют свои личностные особенности.
Цели кинотерапии в работе с подростками состоят в следующем:
- Эмоциональное переживание и проживание участниками важных на данный момент жизни ситуаций и проблем;
- Взгляд на себя со стороны и переосмысление своих ценностей, приоритетов и целей;
- Формирование навыка самонаблюдения и самоанализа, а также умения быть честным с самим собой, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации;
- Совершенствование навыка самораскрытия, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей;
- Духовный рост;
- Формирование позитивного мышления и способности видеть многогранность и многозначность своих мотивов.
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, который направлен на коррекцию поведения, психического состоянии и мировосприятия посредством чтения специально подобранной литературы.
В работе с подростками сказкотерапия использует в случаях, когда имеет место:
- Агрессия;
- Проблемы с коммуникацией;
- Низкая социальная активность;
- Проблемы с самовосприятием и самоидентификацией;
- Высокий уровень конфликтности;
- Апатия и депрессия.