Особенности и принципы арт-терапии в ДОУ
В дошкольных образовательных учреждениях большая роль уделена развитию когнитивных, коммуникативных навыков. Арт-терапия широко используется в ДОУ для преодоления проблем с выработкой указанных навыков. Арт-терапия дословно переводится как лечение искусства, следовательно, она являет собой один из действенных методов коррекции различных девиаций и проблем развития ребенка.
Цель арт-терапии – гармоничное развитие личности, через развитие способности к самопознанию.
В условиях ДОУ арт-терапия практикуется с опорой на возрастные особенности детей. Психолог должен уметь чувствовать настроение и эмоции детей и подбирать оптимальные виды деятельности. Адекватные подходы к коррекции отклонений в поведении у детей дошкольного возраста способны оказать сильное влияние на дальнейшую жизнь и психологическое здоровья детей. Это обусловлено особенностями дошкольного возраста:
- склонность к подражанию;
- импульсивность;
- неспособность к самоконтролю;
- преобладание чувств над разумом;
- безграничное стремление быть самостоятельным;
- активное познание нового.
Арт-терапия тесно связана с желанием ребенка познать что-то новое. Искусство помогает открывать мир по-новому, освоить новые грани человеческого общения и созерцание прекрасного. Кроме того, искусство способствует помощи детям при наличии психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего "Я" ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
В ДОУ арт-терапия не является занятием. Она является средством, которое помогает ребенку лучше понять себя и свое окружение. У детей появляется опыт совместной творческой деятельности, позволяющий повысить адаптацию к школе. При том дети учатся коммуникации "художник-зритель".
Арт-терапия способствует выявлению, преодолению и профилактике следующих проблем:
- упрямство;
- агрессия;
- страхи;
- тики, заикание, навязчивое поведение;
- нестабильный эмоциональный фон;
- задержки речевого и психического развития;
- кризисные ситуации;
- коммуникативные проблемы в общении со сверстниками и/или взрослыми;
- возбудимости или апатичности;
- застенчивость и неуверенность в себе;
- агрессивность;
- гиперактивность;
- подготовка к школе (старшие группы ДОУ).
Плюсы арт-терапии в ДОУ
В ДОУ занятия с применением арт-терапии способствуют выявлению творческого потенциала, психологического ресурса у детей с проблемами связанными с проявлением чувств и эмоций. Психологами используются упражнения, которые призваны гармонизировать состояние ребенка, и способствуют формированию устойчивой нервной системы. Искусство способствует развитию вкуса. Кроме того, дошкольник обучается наблюдать и осознавать красоту, прислушиваться к самому себе и осознавать и понимать собственные эмоции. Искусство, содействует легкому и плавному выражению эмоций.
Арт-терапия показала высокую эффективность в процессе преодоления негативных эмоций при переломных и стрессовых моментах, таких как адаптация к детскому саду или страх перед публичным выступлением.
Принципы арт-терапии в условиях ДОУ представлены на картинке ниже. Следование им позволит повысить эффективность занятий с детьми.
Принципы арт-терапии в ДОУ
Методы арт-терапии в ДОУ
Арт-терапия в условиях ДОУ обычно реализуется с помощью устоявшейся системы методов:
- изотерапия;
- музыкальная терапия;
- драматерапия;
- сказкотерапия;
- фототерапия.
Изотерапия – это метод арт-терапии, позволяющий посредством рисования выявить и преодолеть нарушения поведения, выявить депрессию или предотвратить негативные последствия кризиса развития личности.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Хорошие результаты в работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет дает игра – разминка "Чудесные превращения"
Цель игры: развивать воображение, образное восприятие, раскрыть творческий потенциал, снять эмоциональное напряжение, тревожность, формировать коммуникативные навыки.
Материал: цветные карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.
Ход игры
Дети садятся напротив друг друга за столы, положив перед собой два карандаша и бумагу. Один ребенок рисует необычную линию, закорючку, зигзаги, беспорядочные значки и просит другого ребенка завершить "чудесное превращение": превратить его каракули во что-нибудь интересное. Затем дети поочередно дополняют рисунок. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Задание выполняется под музыку.
В процессе выполнения этого упражнения возникает огромное количество способов общения.
При рисовании происходит:
- Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание плохого события.
- Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости.
- Развитие воображения, творческих способностей, мелкой моторики.
Использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Следствием того, что в ДОУ применяется изотерапия, становится, то, что дети начинают самостоятельно справляться с избыточными и сложными эмоциями, а так же пытаются самостоятельно воплотить в жизнь творческие замыслы и проявить познавательный интерес.
В процессе занятий изотерапией воспитатель и психолог добиваются следующего:
- устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
- у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
- воспитывается умение и желание работать в коллективе;
- отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- у детей повышаются коммуникативные навыки;
- развивается умение четко и ёмко излагать свои мысли;
- наблюдается снижение уровня тревожности, агрессивности.
Одним из широко применяемых методов арт-терапии в ДОУ является музыкотерапия.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия хорошо показала себя в работе с детьми дошкольного возраста. Её высокую эффективность отмечали О.А.Ворожцова, Г.В. Иванченко, В.И. Петрушин, Е.В., Свистунова, Е.В.Шипилова.
Правильно подобранные мелодии и звуки могут оказывать положительное воздействие на организм ребенка, что способствует общему улучшению самочувствия, оздоровлению, повышению работоспособности, поднятию настроения. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Музыкотерапия позволяет снять напряжение, утомление, повысить эмоциональный тонус, способствует коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыка может выступать в качестве метода стимуляции, направленного на пробуждение удивления, любопытства, интереса к излагаемому материалу. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание детей и помогает быстрее запомнить новый материал.
В ДОУ часто используют драматерапию, которая позволяет прорабатывать всевозможные жизненные ситуации и таким образом корректировать поведение ребенка.
Драматерапия являет собой обыгрывание с негативных и положительных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей подросткового возраста с помощью постановок, спектаклей и представлений.
В арсенале психолога в ДОУ, который использует метод драматерапии, следует выделить использование следующих упражнений, которые хорошо себя показали в работе с детьми:
1. Упражнение "После грозы". Только что отгремела майская гроза и дети аккуратно обходят воображаемые лужи, стараясь не промочить ноги. Но вскоре то один, то другой попадает ногой в воду, что приводит их в неописуемый восторг и вот уже все веселятся и прыгают с такой силой, что попадают под летящие во все стороны брызги;
2. Упражнение "Цветок". Под теплыми лучами солнца, прогревшими землю, зародилась жизнь в попавшем в нее семечке. Вот на поверхности появился росток. Он тянется вверх все выше и выше, а его конец уже украшает цветок. Цветок нежится в лучах солнца, подставляет им свою головку. Ребенок, изображающий цветок искренне радуется тому, что он растет и развивается.
3. Упражнение "Кошка готовится к броску". Кошка, гуляющая по улице, увидела стаю голубей и застыла в напряженной позе. Вот она внимательно всматривается в добычу, пригнув тело в земле. Вот готовится к броску, совершая задней частью характерные движения из стороны в сторону. Прыжок.
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, который направлен на смулирование адекватной интеграции личности ребенка в общество, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Метод сказкотерапии вводит ребенка в мир героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за них, входят в их образ и т.д. Занятия развивают воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.
Работа со сказкой в ДОУ на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника:
- активный речевой запас;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- развивает вербальное и невербальное воображение.
Фототерапия – это один из методов арт-терапии, который представляет собой набор психотехник, которые связаны с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.
В условиях ДОУ фототерапия показала хорошую эффективность при работе с детьми старшего дошкольного возраста, так решает ряд сложных задач при работе с дошкольниками.
- Развитие детского воображения и мышления.
- Способствует развитию познавательной деятельности детей за счет использования ярких образов.
- Активизирует и стимулирует их речевую активность. Это происходит, так как дети учатся описывать каждую фотографию с помощью специалиста, а также сочинять истории на тему фотографий.
- Фототерапия способствует улучшению качества внимания ребенка. Яркий образ фотографии и детальное описание обеспечивает стимуляцию детского внимания.
- Фототерапия способствует творческому развитию ребенка и формирует чувство прекрасного.
- Способствует снижению уровня тревожности у детей.
Фототерапия широко применяется для преодоления у детей страхов перед разными животными, насекомыми и растениями. Соприкасаясь со своим страхом через фотографию, ребенок легче и спокойнее проживает интенсивные чувства и эмоции.