Ассертивное поведение

Ассертивность, как ключевая характеристика успешной и зрелой личности. Особенности формирования ассертивного поведения.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.10.2021

Нестерова И.А. Ассертивное поведение // Энциклопедия Нестеровых


Понятие ассертивность

Ассертивность – означает уверенность в себе. Термин образовался от английского слова "assert", которое переводится как заявление о себе. Он широко используется в менеджменте, в психологии управления и педагогике. В современном менеджменте ассертивность является одним из важнейших качеств управленца в любой сфере от государственного управления до управления предприятием или иной организацией.

Ассертивность – это способность человека мыслить и действовать независимо от стороннего мнения и оценок, находить компромисс в любых ситуациях и уметь решать сложные задачи без конфликтов.

Ассертивность – качество которое необходимо человеку для успешного и плодотворного существования в условиях современного социума.

Ассертивность в психологии подразумевает наличие в характере человека следующих качеств:

  • Уверенность;
  • Целеустремленность;
  • Эмоциональная стабильность;
  • Самостоятельность;
  • Инициативность;
  • Самоконтроль;
  • Настойчивость;
  • Требовательность к себе и другим;
  • Рефлексивность;
  • Умение доводить начатое до конца.

Ассертивность

Структура ассертивности

Роль ассертивности для успешности человека в социуме обусловлена умением умениями выйти за пределы своего "Я".

Если человек способен находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, то соответственно он способен решить накопившиеся проблемы, выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями и сформулировать выводы, которые предотвратят повторение кризиса. Ассертивность характеризуется также способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Американский психолог Э. Солтер еще в 60-х годах XX столетия подчеркивал важность ассертивности для достижения целей, более высокой мотивации и стрессоустойчивости личности. Дж. Вольпе, Р. Альберти, М. Эммонс заложили общие основы понимания феномена ассертивности как уверенности в себе.

В настоящее время актуальны три подхода к ассертивности. Они отражены на рисунке ниже.

Три подхода к понятию ассертивность

Три подхода к ассертивности

Э. Берн рассматривал ассертивность с точки зрения состояний взрослого человека. Взрослый в состоянии "родитель" воспринимает мир вдумчиво и способен оценивать происходящие и анализовать, формулируя адекватные выводы. Взрослый человек с поведением "Родитель" понимает ответственность. Для него многие решения принимаются на уровне автоматизма, что помогает сберег время и энергию. Человек в состоянии "взрослый" может оценивать мир объективно и непредвзято излагает свои мысли. Взрослый осознает свои эмоции, цели и побуждения. Взрослый человек действует в соответствии с формулой "Я выбираю".

Несформированность ассертивности способствует развитию различных девиаций в поведении, низкому уровню социализации и нарушению коммуникативного процесса личности и социума.

Формирование ассертивного поведения

Формирование ассертивного поведения происходит еще в дошкольном возрасте. Проблема его несформированности может быть актуальной после окончания школьного обучения. Дело в том, что современное образование подразумевает работу психолога, направленную на формирование ассертивного поведения у учащихся. Однако, не всегда удается в полной мере развить ассертивность.

Э. Солтер еще в 1949 году проводил исследование природы не-ассертивности у пациентов склонных к депрессии. Он обнаружил, что ассертивность зависит от физиологических причин. В первую очередь это степень преобладания процессов торможения на процессами активности в центральной нервной системе. Чем выше преобладание торможения, тем хуже проявляется индивидуальность человека и хуже формируется ассертивность.

Формирование ассертивного поведения важно для подросткового возраста. Именно тогда формируется три типа поведения по степени уверенности в себе. Каждый тип усугубляется подростковой дисгармонией и поведенческими девиациями, свойственными данному этапу развития человеческой психики.

Поведение по степени уверенности в себе

Поведение по степени уверенности в себе

Все выше перечисленные на рисунке виды поведения характерны для человека в любом возрасте. Чем раньше поведение станет ассертивным, тем успешней и эффективней будет деятельность. Это касается как учебного процесса школьника или студента, так и деятельности руководителя предприятия или организации.

Формирование ассертивного поведения направлено на совершенствования качества личности и становление и развитие механизма социальной адаптации. Изменения должны затрагивать три основные сферы личности:

  1. Когнитивную;
  2. Эмоциональную;
  3. Поведенческую.

В каждой сфере психического развития личности формирование ассертивности направлено на решение определенных задач.

Формирование ассертивного поведения

Формирование ассертивности

Формирование ассертивного поведения следует начинать на этапе дошкольного обучения.

Оно включает в себя получение знаний, умений, навыков и осознания моральных принципов и этических норм, которыми овладевает дошкольник под контролем взрослого.

Ребенок в дошкольном возрасте должен понимать разницу между дружелюбием и враждебностью, настойчивостью и назойливостью, общительностью и необщительностью. Кроме того ассертивность формируется посредством воспитания уважения в чужому мнению и чужому личному пространству. Старшие дошкольники должны идентифицировать недружелюбие, враждебность.

Обучение социальным навыкам учит детей без агрессии отстаивать свои интересы. Ребенок должен понимать, что он может сказать "нет". В любой ситуации решение остается за ним.

Следующим важным этапом становления ассертивного поведения является подростковый возраст. Ассертивность должна быть уже сформирована до определенного уровня, что позволяет несмотря на "трудный" возраст оставаться адекватным и коммуникабельным. Социальная адаптация приобретает особую важность.

Формирование навыков ассертивного поведения в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько – кем-то навязанными установками.

Уровень притязаний подростка реализуется в стремлении индивидуума на основе оценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе.

Формирование ассертивного поведения в подростковом возрасте требует повышенного внимания к развитию самооценки. Её снижение приводит к развитию фобий и девиаций.

Формирование ассертивного поведения возможно и во взрослом возрасте. Данный процесс сопровождается систематической работой с психологом, регулярным тестированием и участием с специальных психологических тренингах. Дело в том, что недостаточное развитие ассертивного поведения мешает человеку развиваться и добиваться поставленных целей.

Читайте также
Понятие и классификация принципов обучения. Особенности общедидактических принципов и сфера их применения в современной педагогике.
Пример план-конспекта урока по физической культуре для учащихся 7 класса.
Элементы, составляющие здоровый образ жизни, и проблемы, мешающие развитию культуры ЗОЖ.
Понятие и основы инклюзивного образования в современных российских условиях.
План урока русского языка не эффективен без правильной постановки цели.


Добавление комментария:

Имя:

Email: (обязательно!)

smile biggrin tongue wink cool angry sad cry upset tired blush surprise thinking shhh kiss crazy undecide confused down up