Аудит прочих доходов и расходов

Цели, задачи, методика и программа аудиторской проверки прочих доходов и расходов. Самые распространенные ошибки бухгалтерского учета прочих доходов и расходов. Расчет уровня существенности при аудите прочих доходов и расходов. Основные направления совершенствования учета прочих доходов на предприятии.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 09.11.2016

Нестеров А.К. Аудит прочих доходов и расходов // Энциклопедия Нестеровых


Цели и задачи аудиторской проверки прочих доходов и расходов

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов соответствует общей четырехуровневой системе регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению учет прочих доходов и расходов осуществляется с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Отражение учета прочих доходов и расходов в учетной политике организации сопряжено с рядом аспектов, которые имеют существенное значение для учетного процесса в коммерческой организации.

Следовательно, проведение аудиторской проверки прочих доходов и расходов является элементом осуществления контроля хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Следует отметить, что рациональность, достоверность и точность бухгалтерского учета прочих доходов и расходов невозможна без адекватного, объективного и систематического контроля учетной деятельности со стороны независимых экспертов. Наиболее эффективным и действенным средством и способом осуществления такого контроля является аудит хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Целями аудиторской проверки прочих доходов и расходов являются предоставление объективной оценки полноты отражения в учете хозяйственных операций и подтверждение достоверности их отражения.

В этой связи аудит прочих доходов и расходов предполагает формирование мнения о правильности организации учетного процесса на данном участке бухгалтерского учета. Следовательно, в ходе проверки проводится оценка соответствия учета прочих доходов и расходов положениям нормативных актов и представленных в системе учета данных. При этом в рамках аудиторской проверки контролируется целостность бухгалтерского учета операций, формирующих прочие доходы и расходы, и полнота их отражения, а также оценивается правомерность отнесения тех или иных доходов и расходов к категории прочих.

"Основной целью аудита прочих доходов и расходов является установление достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам РФ" [1].

Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки прочих доходов и расходов аудитор комплексно оценивает состояние данного участка бухгалтерского учета коммерческой организации и формирует аудиторское заключение на основе полученных результатов на основе объективизации проведенного аудита.

В процессе аудита прочих доходов и расходов решается ряд взаимосвязанных задач, которые представлены на рисунке.

Комплекс задач аудита прочих доходов и расходов

Комплекс задач аудита прочих доходов и расходов

Решение данного комплекса задач затрагивает проверку следующих аспектов:

  • корректность распределения доходов и расходов по основному виду деятельности и прочим согласно положениям учетной политики;
  • законность отражения в учете доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов и расходов;
  • оценка учетной политики коммерческой организации с позиции организации учета прочих доходов и расходов, в том числе вариантного характера учета таких доходов и расходов, в отношении которых по действующему законодательству допускается применение различных вариантов;
  • корректное соблюдение принципа отнесения поступлений и затрат к прочим доходам и расходам в соответствии со временем их возникновения в рамках отчетного периода;
  • обоснованность, целесообразность и правомерность отнесения различных затрат к прочим расходам;
  • рациональность признания различных поступлений в качестве прочих доходов;
  • оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • корректность документального оформления операций, связанных с прочими доходами и расходами;
  • полнота, своевременность, достоверность операций, связанных с прочими доходами и расходами;
  • корректность учета затрат, формирующих прочие расходы, и включения их в налогооблагаемую базу.

Аудиторская проверка прочих доходов и расходов может проводиться в рамках инициативного аудита и как аудит отдельных операций. По отдельным операциям проверка может проводиться, например, по группам проводок в бухгалтерском учете. В этом случае проверке подлежит, преимущественно, соответствие проведенных операций действительности.

Особое значение в рамках аудита прочих доходов и расходов имеет проверка соответствия ведения учета требованиям нормативных документов, при этом в случае незначительных нарушений аудитором могут быть даны устные разъяснения и составлено модифицированное аудиторское заключение [2].

В рамках аудита прочих доходов и расходов затрагивается также корректность отражения результата по ним. Для этого осуществляется проверка по данным, приведенным по счету 91 "Прочие доходы и расходы", и устанавливается правильность отнесения и списания сумм.

Следует отметить, что поскольку деятельность любого предприятия сопряжена с получением доходов и совершением различных расходных операций, то вопросы, связанные с прочими доходами и расходами, обусловлены природой их возникновения и отличием от доходов и расходов по основному виду деятельности коммерческой организации. В этой связи аудит прочих доходов и расходов является весьма значимым направлением аудиторской проверки.

"Аудиторская проверка прочих доходов и расходов позволяет руководству предприятия подтвердить правильность ведения учета, выявить имеющиеся нарушения и в дальнейшем строить учетную политику на предприятии, избегая неправильного отражения финансовых результатов" [2].

Аудиторская проверка прочих доходов и расходов направлена на выявление корректности, полноты и достоверности отражения в бухгалтерском учете поступлений и расходований, которые относятся к категории прочих доходов и расходов предприятия. В ходе аудита прочих доходов и расходов выявленные ошибки и нарушения фиксируются, на основе полученных данных определяется влияние на показатели экономической деятельности коммерческой организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что если бухгалтерский учет прочих доходов и расходов призван обеспечивать органы управления предприятия информацией о фактических объемах прочих доходов и расходов, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров, то достоверность данных бухгалтерского учета должна подтверждаться результатами аудита, который должен проводиться на регулярной и систематической основе.

Методика аудита прочих доходов и расходов

Итак, целью проверки прочих доходов и расходов в общем случае устанавливается определение достоверности отражения в бухгалтерском учете предприятия прочих доходов и расходов.

Программа аудиторской проверки прочих доходов и расходов может быть составлена в такой последовательности:

  1. Оценка надлежащего оформления и санкционирования операций, формирующих прочие доходы и расходы на предприятии;
  2. Корректность отражения операций, связанных с прочими доходами и расходами организации, на счетах бухгалтерского учета;
  3. Прочие доходы и расходы своевременно отражаются на счетах учета, и суммы прочих доходов и расходов правильно учтены.

В соответствии с программой далее проводится аудиторская проверка прочих доходов и расходов в системе бухгалтерского учета конкретного предприятия.

Источники информации при проведении аудита прочих доходов и расходов:

  • учетная политика;
  • бухгалтерская отчетность;
  • документы по учету прочих доходов и расходов;
  • материалы предыдущих аудиторских проверок;
  • сведения, полученные из бесед с руководством организации;
  • сведения, полученные от третьих лиц;
  • информация, полученная от службы внутреннего аудита предприятия.

При подготовке аудиторской проверки прочих доходов и расходов могут быть установлены следующие факты:

  • получение аудитором материалов предыдущих аудиторских проверок прочих доходов и расходов не представляется возможным в силу организационных причин;
  • на предприятии не регламентирован порядок проведения аудита прочих доходов и расходов;
  • на предприятии не сформирована служба внутреннего аудита

Данные факты следует изначально отнести к недостаткам системы внутреннего контроля.

В рамках аудита прочих доходов и расходов, как и любого другого участка бухгалтерского учета, аудитором проводится оценка системы внутреннего контроля в организации. Данный этап является предварительным, чтобы можно было принять обоснованный вывод о ее надежности для возможности опираться на нее при проведении запланированной проверки.

Система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации.

Применительно к аудиту прочих доходов и расходов назначение оценки эффективности и надежности системы внутреннего контроля является стандартным и заключается в оценке сильных и слабых сторон учетного процесса экономического субъекта. Собственно, система внутреннего контроля может считаться надежной, если она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации и эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла, чтобы объективно и заблаговременно предотвратить ее пагубное влияние на бухгалтерскую информацию.

На основе результатов тестирования представляется возможным составить программу проведения проверки. Программа позволяет наиболее эффективно провести аудит, в минимальные сроки и выявить как можно больше ошибок и нарушений.

Оценка системы внутреннего контроля проводится при помощи процедуры тестирования, приведенной в таблице.

Пример тестов для проверки системы внутреннего контроля в организации

Показатели

Да

нет

1

Учетная политика применяется

последовательно от одного отчетного периода к другому

+

непоследовательно

2

Изменения в учетную политику

вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету

+

с несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету

3

Учетная политика применяется

всеми структурными подразделениями организации

+

не всеми структурными подразделениями организации

не применяется структурными подразделениями организации

4

 Наличие в учетной политике методов учета, отличных от установленных нормативными актами по бух. учету и налоговым законодательством

+

5

Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности

6

Наличие и соблюдение графика документооборота

+

7

Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской службы

+

8

Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета

+

9

 В организации разработаны регистры налогового учета доходов

10

 Ошибки при переносе из одного учетного регистра в другой

отсутствуют

происходят часто

происходят иногда

+

11

 Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется с соблюдением требований законодательства

+

12

 В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся с соблюдением установленного порядка

+

13

Служба внутреннего аудита

отсутствует

+

действует

14

Ревизионная комиссия (ревизионный отдел)

действует

+

отсутствует

15

Инвентаризационная комиссия

утверждена руководителем и действует

+

отсутствует

В данном примере, анализируя результаты теста можно сделать вывод, что система внутреннего контроля предприятия достаточно надежная и эффективная, соответствует характеру и масштабам хозяйственной деятельности предприятия.

Программа аудита прочих доходов и расходов

В таблице приведена стандартная программа аудиторской проверки прочих доходов и расходов в коммерческой организации.

Программа аудита прочих доходов и расходов

Планируемые виды работ

Период проверки

Рабочие документы аудитора

1 Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами

год

Договора

2 Аудит соблюдения положений учетной политики

год

Учетная политика

проверка соответствия фактической оценки прочих доходов и расходов методу оценки, установленному учетной политикой

проверка соответствия отнесения прочих доходов и расходов учетной политике

проверка соответствия метода определения прочих доходов и расходов, установленному в учетной политике

3 Аудит прочих доходов и расходов

год

Первичные документы, регистры учета

проверка полноты и своевременности отражения в учете прочих доходов

проверка полноты и своевременности отражения в учете прочих расходов

4 Аудит инвентаризации прочих доходов и расходов

год

Акты инвентаризации

С помощью данных работ осуществляется проверка достоверности данных бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в организации. В соответствии с порядком определения нарушений требуется в случае их обнаружения установить их характер и определить суть нарушений. В случае обнаружения нарушений может быть разработан комплекс рекомендаций по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета на предприятии.

При этом по итогам проделанной работы необходимо определить следующее:

  • Имеются ли какие-либо нарушения в отношении договоров с материально-ответственными лицами.
  • Заключены ли соответствующие договора со всеми ответственными лицами, имеющими отношение к операциям, связанными с прочими доходами и расходами.
  • Действительно ли по фактическому состоянию договора с материально-ответственными лицами заключены применительно к виду деятельности, согласно учетной политике организации отнесенному к прочим.
  • Соответствие ведения бухгалтерского учета в организации Закону "О бухгалтерском учете", Положению по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ, Плану счетов хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, а также учетной политике организации.
  • Наличие или отсутствие отклонений между данными первичной учетной документации, журналами-ордерами и Главной книги.
  • Своевременность отражения в регистрах синтетического и аналитического учета произведенных операций на основании первичных документов.
  • Соблюдение дисциплины оформления документов, а также заверяются ли денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства подписями директора и главного бухгалтера.
  • Своевременность составления бухгалтерской отчетности.
  • Полнота и своевременность отражения прочих доходов и расходов.
  • Корректность инвентаризации прочих доходов и расходов, а также соблюдение периодичности проведения инвентаризационных проверок.

Типичные нарушения и ошибки бухгалтерского учета прочих доходов и расходов

Типичные нарушения в соблюдении положений учетной политики в рамках учета прочих доходов и расходов:

В учетной политике не закреплен порядок признания прочих доходов.

В учетной политике не закреплен порядок признания прочих расходов.

Не корректно закреплены методы оценки прочих доходов и расходов.

В рабочем плане счетов отражены не все субсчета, используемые для учета прочих доходов и расходов, а именно: 91.1 – "Прочие доходы"; 91.2 – "Прочие расходы"; 91.9 – "Сальдо прочих доходов и расходов". При этом в учетной политике субсчета используемые для учета прочих доходов и расходов указаны.

Отсутствует документально закрепленный и формализованный порядок отражения операций по прочим доходам и расходам в системе учета.

Не всегда правильно и своевременно составляются первичные документы по прочим расходам.

Фактически отсутствует или не реализуется должным образом практика регулярных инвентаризационных проверок отдельных видов прочих доходов и расходов, хотя инвентаризационная комиссия утверждена руководителем и действует.

Отсутствие актов инвентаризации по итогам проверок по отдельным видам прочих доходов и расходов.

Проведение инвентаризации в целом по прочим доходам и расходам, поэтому отдельные акты об инвентаризации по некоторым их видам не составляются.

Наличие данных фактов в деятельности предприятия, свидетельствует о нарушениях правильности и полноты отражения операций, связанных с прочими доходами и расходами.

Контроль учета прочих доходов и расходов

Контрольная деятельность по учету прочих доходов и расходов определяется полным и правильным расчетом и определением финансового результата по прочим доходам и расходам в соответствии со стандартной схемой, представленной на рисунке.

Контроль учета прочих доходов и расходов

Контроль учета прочих доходов и расходов

В целом применение такой схемы на предприятии позволяет судить о приоритетной ориентации на корректность учета прочих доходов и расходов, тогда как непосредственно учету отдельных видов прочих доходов и расходов внимание не уделяется. Вместе с тем, помимо этого следует следить и за следующими аспектами, связанными с расчетом финансового результата от прочих видов деятельности:

  • своевременность поступлений денежных средств, относимых к прочим доходам, в счет текущей оплаты или погашения существующей задолженности;
  • контроль существующей задолженности по отдельным видам прочих доходов и расходов;
  • соблюдение порядка отнесения затрат в счет прочих расходов.

Таким образом, контрольная деятельность в рамках учета прочих доходов и расходов должна учитывать не только проверку факта поступлений, но и подтверждать сам факт поступлений или погашения имеющейся задолженности, что должно подтверждаться соответствующими платежными документами, включая выписки из банка, акты зачета взаимных требований и других.

Расчет уровня существенности при аудите прочих доходов и расходов

Расчет уровня существенности проведем на примере.

Анализ документов о выявленных расхождениях в учитываемых поступлениях, относимых к прочим доходам, показал, что были выявлены недостачи в следующих размерах:

  • в 2014 году – на сумму 17695 руб.;
  • в 2015 году – на сумму 22971 руб.

Анализ документов о выявленных расхождениях в учитываемых затратах, относимых к прочим расходам, показал, что были выявлены излишние суммы затрат в следующих размерах:

  • в 2014 году – на сумму 28610 руб.;
  • в 2015 году – на сумму 17140 руб.

Недостачи были взысканы с виновных лиц.

Чаще всего, проверка излишних сумм затрат выявляет отсутствие корректно оформленных первичных документов, при фактически имевших место расходах.

Вместе с тем, учитывая выявленные факты расхождений, можно судить о нарушениях правильности и полноты учета прочих доходов и расходов, определения финансового результата от прочих видов деятельности.

Вывод: эти факты вызваны ошибками в правильности и своевременности составления первичной документации.

Согласно стандарту № 4 "Существенность в аудите" информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской отчетности. Существенность зависит от величины показателя бухгалтерской отчетности и ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности. Используем следующие показатели:

  1. Балансовая прибыль предприятия,
  2. Валовой объем реализации,
  3. Валюта баланса,
  4. Собственный капитал,
  5. Общие затраты предприятия.

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.

В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровня существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Определим уровень существенности на основе рекомендуемых стандартом показателей.

Расчет существенности

Показатель

Значение, руб.

Уровень существенности, %

Уровень существенности, руб.

Балансовая прибыль предприятия

677944

5

33897

Валовый объем реализации

77545000

2

1550900

Валюта баланса

5543748

2

110875

Собственный капитал

1977256

10

197726

Общие затраты предприятия

68124343

2

1362487

Находим среднее значение показателей графы 4 таблицы: (33897+1550900+110875+197726+1362487)/5=651177 руб.

Таким образом, выявленные ошибки должны быть выше данного значения. Так как значения выявленных недостач и излишних сумм затрат ниже уровня существенности, то данные показатели не влияют существенного влияния на результаты учета прочих доходов и расходов.

Итог аудиторской проверки прочих доходов и расходов

В качестве итога аудиторской проверки выступает определение достоверности бухгалтерской информации.

Если проведенная аудиторская проверка на основе представленных документов, оборотных ведомостей, остаткам по счетам в Главной книге предприятия, договоров не обнаружила искажений данных бухгалтерского учета, то у аудитора есть все основания полагать, что бухгалтерская информация по прочим доходам и расходам в проверяемой организации является достоверной.

Основные направления совершенствования учета прочих доходов по результатам аудита

Руководство любой организации стремится повысить качество бухгалтерского учета. Это касается и необходимости рационально вести учет прочих доходов и расходов.

Для оформления всех происходящих фактов хозяйственной жизни, которые отражаются в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам, в организациях применяют единые унифицированные формы документов первичного учета реализации продукции.

В формах первичной документации предусматривается ряд обязательных реквизитов, без заполнения которых документ считается недействительным.

Правильность отражения факта хозяйственной жизни в регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Кроме того, имеются различные специализированные формы документов, позволяющие учесть особенности и специфику деятельности предприятия.

Автоматизация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет на большинстве предприятий в современных условиях ведется с применением компьютерных программ. Все операции, производимые на участке прочих доходов и расходов учитываются на основании следующих документов:

  • договоры;
  • платежные поручения;
  • акт приемки-сдачи;
  • выписки банка по расчетному счету.

Все эти документы автоматически отражаются в бухгалтерских регистрах по субсчетам 91.1 "Прочие доходы" и 91.2 "Прочие расходы".

Дополнительно по счету 91 для учета прочих доходов и расходов используются аналитические карточки, в которых показывается полная информация по каждой произведенной операции.

Данная методика бухгалтерского учета позволяет одновременно отражать в системе бухгалтерского учета предприятия каждый факт хозяйственной деятельности, связанной с прочими доходами и расходами, как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что автоматизированная форма учета позволяет в результате получать необходимые данные по всем счетам синтетического и аналитического учета вплоть до оборотного и сальдового баланса, то есть благодаря автоматизированной обработке информации пользователи и руководители предприятия получают все регистры бухгалтерского учета, предусмотренные действующей системой учета.

Совершенствование учетной политики в плане учета прочих доходов и расходов

Вместе с тем, учетная политика в части прочих доходов и расходов на предприятиях часто представлена в общих чертах, что является достаточно существенным недостатком.

В соответствии с этим необходимо внести некоторые изменения в учетную политику в плане конкретизации системы документооборота и отслеживания прочих доходов и расходов и отражения связанных с этим хозяйственных операций в системе бухгалтерской информации.

В отношении бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в учетной политике следует закрепить и прописать следующие моменты:

  • виды первичных документов, применяемых при учете операций, формирующих прочие доходы и расходы, порядок их заполнения и принятия к учету, а также процесс документооборота по данным операциям и расчетам в соответствии с действующим на предприятии порядком учета прочих доходов и расходов;
  • порядок и момент признания поступлений, относимых к прочим доходам;
  • порядок и момент начисления штрафов и пени по договорам аренды;
  • документально закрепить основные проводки, используемые для отражения расчетов, связанных с прочими доходами и расходами, и формализовать порядок отражения данных операций в системе учета предприятия;
  • порядок проведения инвентаризации пеней и штрафов по договорам аренды;
  • закрепить уточненный перечень затрат, относимых к прочим расходам, в соответствии с фактическим состоянием на предприятии, которые должны учитываться на счете 91.2 "Прочие расходы";
  • полностью отразить методы оценки прочих доходов и расходов.

Следует отметить, что при закреплении перечня расходов, которые должны учитываться на счете 91.2 "Прочие расходы" следует также включить порядок списания этих расходов в полной сумме расходов, признанных в отчетном периоде. Такой подход позволит формировать более полную информацию, касающуюся финансового результата от прочих от прочих видов деятельности, что предопределяется его значением для предприятия в контексте влияния на итоговый финансовый результат.

Согласно положениям ПБУ 1/2008, изменять учетную политику можно только в некоторых случаях, к которым относится и разработка предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, которые позволили бы отображать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности. Таким образом, предлагаемые изменения учетной политики не будут противозаконными.

Дополнительно, следует привести рабочий план счетов организации в соответствие с фактически используемым перечнем субсчетов, которые используются для учета прочих доходов и расходов.

Реализация данных мер позволит более объективно формировать бухгалтерскую информацию о суммах прочих доходов и расходов, избежать возможных искажений данных о реальных финансовых результатах и других финансово-экономических показателях, что, в свою очередь, снизит вероятность принятия неверных управленческих решений.

Совершенствование контроля учета прочих доходов и расходов

В системе контрольной деятельности в рамках учета прочих доходов и расходов можно также дополнить стандартный порядок следующими действиями, которые показаны на рисунке.

Дополнительные функции по учету прочих доходов и расходов

Дополнительные функции по учету прочих доходов и расходов

В рамках внедрения данных функций для повышения эффективности контроля следует разбить задолженность по оплате штрафов и пени в счет имеющейся задолженности по срокам ее погашения: до 30 дней, до 60 дней и до 90 дней. Окончательный контроль должен осуществлять главный бухгалтер и руководитель организации, которому главный бухгалтер предоставляет расшифровку по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Информативность внутренней отчетности

В целях дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета прочих доходов и расходов необходимо повысить информативность внутренней отчетности.

Разработка форм внутренней отчетности должна быть реструктурирована и осуществляться согласно следующим объективным принципам:

  • все без исключения управленческие отчеты, связанные с учетом прочих доходов и расходов, должны быть конкретными и адресными;
  • формы текущих отчетов должны содержать оперативную информацию, необходимую для принятия управленческих решений в отношении доходов и расходов, относимых к категории прочих;
  • формы документации по учету прочих доходов и расходов не должны быть перегружены лишними данными, а вся представленная в них информация должна быть систематизирована в соответствии с порядком учета соответствующих хозяйственных операций и признанию поступлений и затрат в качестве прочих доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета;
  • формуляры документации должны учитывать особенности и уровень подготовленности конкретного руководителя, для которого предназначен конкретный документ, содержащий информацию о прочих доходах и расходах.

В связи с этим рекомендуется использование наиболее востребованных форматов документации, представляемой руководителям для принятия решений относительно прочих доходов и расходов, согласно данным бухгалтерского учета и информации о хозяйственных операциях, связанных с прочими доходами и расходами, а также признанию соответствующих сумм в бухгалтерском учете. К таким форматом относятся:

  • текстовой формат внутренней отчетности – в виде письменной пояснительной информации, форма представления субъективно-произвольная;
  • табличный формат внутренней отчетности – таблицы, содержащие цифровые справочные данные о ключевых показателях, текстовые комментарии и пояснения. Наиболее распространенная и удобная форма отчетности, обеспечивающая быстрое восприятие информации;
  • графический формат внутренней отчетности – графики и диаграммы, обеспечивающие наглядность представления данных.

Обеспечение сопоставимости бухгалтерских и оперативных данных

В системе автоматизированного бухгалтерского учета информация об объемах прочих доходов и расходов формируется в электронном виде на основании данных по соответствующим поступлениям и затратам. Документированная информация о прочих доходах и расходах включает в себя акты, банковские выписки по расчетному счету. Данная информация поступает в бухгалтерию и служит основанием для оформления соответствующих записей.

В первых числах месяца, следующего за отчетным, подразделения готовят отчеты для руководства. Отчет по прочим доходам и расходам формируется в рыночных ценах на основании данных по объемам соответствующих поступлений и затрат. Бухгалтерия же формирует отчетность в соответствии с правилами бухгалтерского учета. В результате возникает определенная разница.

Для того чтобы добиться сопоставимости бухгалтерских и оперативных данных, предлагается поступить следующим образом [3].

Во-первых, необходимо зафиксировать сложившееся положение дел и критически оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета и оперативных отчетов. В рамках этой меры необходимо узнать, как сейчас поступает управленческая информация, откуда она берется из бухгалтерского или оперативного учета, чтобы определить, где имеет место искажение информации или дублирование данных.

Во-вторых, определить источник фактической информации по прочим доходам и расходам для каждого отчета, поступающего руководству:

  1. из бухгалтерского учета;
  2. из оперативного учета;
  3. из оперативного учета с последующей корректировкой показателя по бухгалтерским данным.

Сложным и вместе с тем важным моментом является готовность руководства предприятия получать оперативную, но не всегда точную информацию. В этой связи необходимо добиться максимальной тождественности представляемых данных.

В-третьих, необходимо определить точки соприкосновения и порядок сверки бухгалтерских и оперативных данных. Результатом должна стать стройная система учетных данных, на основе которых формируется объективная учетно-аналитическая информация, на основе которой руководство сможет принимать взвешенные решения, касающиеся реализации продукции.

Литература

  1. Карагод В.С. Аудит. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2012.
  2. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.
  3. Чередников М. Внутренняя отчетность для менеджера: кому верить? // Финансы и учет для руководителей. Учебный центр "Бизнес-класс". – URL: http://classs.ru/stati/uchet/vnutr_otchetnost.html


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)