Аудит реализации продукции

Программа аудиторской проверки реализации продукции. Типичные нарушения и ошибки бухгалтерского учета реализации продукции. Основы контроля учета реализации продукции и направления совершенствования учета по итогам аудита.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 12.11.2016

Нестеров А.К. Аудит реализации продукции // Энциклопедия Нестеровых


Программа аудиторской проверки реализации продукции

Организация бухгалтерского учета реализации продукции на предприятии свидетельствуют о многогранности экономических процессов, связанных с реализацией продукции и ее учетом на предприятии.

Бухгалтерский учет реализации продукции в рамках хозяйственной деятельности и развития предприятия является естественным и объективным процессом в современной экономике, так как основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация.

Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации, а прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности.

Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по реализации продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Реализация продукции представляет собой ее продажу для возмещения затрат предприятия и получения выручки для продолжения производственного цикла.

Значимость данного участка бухгалтерского учета обусловлена фундаментальным значением хозяйственных операций по реализации продукции для хозяйственной деятельности предприятия, так как отражает итог внутрихозяйственных процессов. Цели и задачи бухгалтерского учета реализации продукции связаны с контролем, достоверностью и формализацией хозяйственных операций по реализации продукции.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета реализации продукции соответствует общей четырехуровневой системе регулирования бухгалтерского учета. В соответствии ПБУ 9/99 выручкой от реализации признается увеличение экономических выгод в виде поступления денежных средств в счет оплаты реализованной продукции. В соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению учет реализации продукции осуществляется с использованием счетов 43 "Готовая продукция" и 90 "Продажи". При этом возможно осуществление учетного процесса реализации продукции по фактической производственной себестоимости и по учетным ценам с использованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции".

Цель аудиторской проверки реализации продукции – это определение достоверности отражения в бухгалтерском учете процесса реализации продукции.

Программа аудиторской проверки реализации продукции:

  • оценка надлежащего оформления и санкционирования операций по продаже продукции;
  • корректность отражения операций по продаже продукции на счетах бухгалтерского учета;
  • реализация продукции своевременно отражается на счетах учета и суммы реализации правильно учтены.

К источникам информации относятся:

  • учетная политика;
  • бухгалтерская отчетность;
  • документы по учету продаж;
  • материалы предыдущих аудиторских проверок;
  • сведения, полученные из бесед с руководством организации;
  • сведения, полученные от третьих лиц;
  • информация, полученная от службы внутреннего аудита предприятия.

Программа аудита реализации продукции

Планируемые виды работ

Период проверки

Рабочие документы аудитора

1 Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами

год

Договора

2 Аудит соблюдения положений учетной политики

год

Учетная политика, первичные документы, регистры учета

проверка соответствия фактической оценки товаров методу оценки, установленному учетной политикой

проверка соответствия оценки отгруженных товаров методу оценки, установленному учетной политикой

проверка соответствия метода определения выручки от реализации методу, установленному в учетной политике

3 Аудит выручки от реализации

год

Накладные на отпуск товара

проверка полноты и своевременности отражения в учете отгруженных и реализованных товаров

проверка полноты и своевременности оприходования выручки от реализации

4 Аудит инвентаризации готовой продукции

год

Акты инвентаризации

В соответствии с порядком определения нарушений требуется в случае их обнаружения установить их характер и определить суть нарушений. В случае обнаружения нарушений может быть разработан комплекс рекомендаций по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета на предприятии.

Типичные нарушения и ошибки бухгалтерского учета реализации продукции

В учетной политике предприятия не закреплен порядок признания выручки от реализации при полной авансовой предоплате реализуемой продукции.

В учетной политике не закреплен перечень расходов, относимых к коммерческим расходам, которые учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

Не корректно закреплены методы оценки готовой продукции и выручки от ее реализации.

В рабочем плане счетов отражены не все субсчета, используемые для учета реализации продукции, а именно: 62.01 – Расчеты с покупателями и заказчиками; 62.02 – Расчеты по авансам полученным; 68.2 – Налог на добавленную стоимость; 76.АВ – НДС по авансам и предоплатам.

Отсутствует документально закрепленный и формализованный порядок отражения операций по реализации продукции в системе учета.

На предприятии фактически отсутствует или не реализуется должным образом практика регулярных инвентаризационных проверок готовой продукции, хотя инвентаризационная комиссия утверждена руководителем и действует.

Отсутствие актов инвентаризации готовой продукции по итогам проверок.

Кроме того, не всегда правильно и своевременно составляются приказы-накладные на отпуск продукции.

Данные факты свидетельствуют о нарушениях правильности и полноты отражения операций по реализации товаров.

Контроль учета реализации продукции

Контрольная деятельность на предприятии по учету реализации продукции определяется полным и правильным расчетом и определением выручки от реализации в соответствии со схемой, представленной на рисунке.

контроль учета реализации продукции

Контроль учета реализации продукции

В целом можно судить о приоритетной ориентации на корректность учета расчетов с покупателями за реализованную продукцию, тогда как непосредственно учету реализации продукции внимание не уделяется. Вместе с тем, помимо этого следует следить и за следующими аспектами, связанные с расчетом выручки от реализации:

  • своевременность поступлений денежных средств от покупателей в счет оплаты реализованной им ранее продукции или погашения существующей задолженности;
  • контроль существующей задолженности по расчетам за реализованную продукцию;
  • соблюдение порядка отнесения поступивших средств в счет имеющейся задолженности по расчетам за реализованную продукцию.

Таким образом, контрольная деятельность в рамках учета реализации продукции должна учитывать не только проверку оплаты со стороны покупателей, но и подтверждать сам факт погашения имеющейся задолженности за реализованную продукцию, что должно подтверждаться соответствующими платежными документами.

Основные направления совершенствования учета реализации продукции на предприятии по итогам аудита

Отразить в учетной политике комплекс аспектов связанных с учетом реализованной продукции

В отношении бухгалтерского учета реализованной продукции в учетной политике следует закрепить и прописать следующие моменты:

  • виды первичных документов, применяемых при учете операций по реализации продукции, расчетах с покупателями, порядок их заполнения и принятия к учету, а также процесс документооборота по данным операциям и расчетам в соответствии с действующим на предприятии порядком реализации продукции;
  • порядок и момент признания выручки от реализации при полной авансовой предоплате реализуемой предприятием продукции;
  • порядок и момент начисления задолженности по расчетам за реализованную продукцию;
  • документально закрепить основные проводки, используемые для отражения расчетов по реализации продукции, и формализовать порядок отражения данных операций в системе учета предприятия;
  • порядок проведения инвентаризации готовой продукции предприятия;
  • закрепить перечень расходов, которые должны учитываться на счете 44 "Расходы на продажу";
  • полностью отразить методы оценки готовой продукции и выручки от ее реализации.

Следует отметить, что при закреплении перечня расходов, которые должны учитываться на счете 44 "Расходы на продажу" следует также включить порядок списания этих расходов в себестоимость продаж в полной сумме расходов, признанных в отчетном периоде. Отнесение расходов на продажу в себестоимость проданной готовой продукции формирует более полную ее себестоимость.

Повысить эффективность контроля реализации продукции

Дополнительные функции по учету реализации продукции показаны на рисунке.

дополнительные функции по учету реализации продукции

В рамках внедрения данных функций для повышения эффективности контроля следует разбить задолженность по оплате реализованной продукции в счет имеющейся задолженности по срокам ее погашения: до 30 дней, до 60 дней и до 90 дней. Окончательный контроль должен осуществлять главный бухгалтер и руководитель организации, которому главный бухгалтер предоставляет расшифровку по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Литература

  1. Баханькова Е.Р. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013.
  2. Бодяко А.В. Аудит. – М.: Кнорус, 2013.
  3. Карагод В.С. Аудит. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2012.
  4. Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Дашков и К, 2014.
  5. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)