Программа аудиторской проверки реализации продукции
Организация бухгалтерского учета реализации продукции на предприятии свидетельствуют о многогранности экономических процессов, связанных с реализацией продукции и ее учетом на предприятии.
Бухгалтерский учет реализации продукции в рамках хозяйственной деятельности и развития предприятия является естественным и объективным процессом в современной экономике, так как основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация.
Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации, а прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности.
Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по реализации продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Реализация продукции представляет собой ее продажу для возмещения затрат предприятия и получения выручки для продолжения производственного цикла.
Значимость данного участка бухгалтерского учета обусловлена фундаментальным значением хозяйственных операций по реализации продукции для хозяйственной деятельности предприятия, так как отражает итог внутрихозяйственных процессов. Цели и задачи бухгалтерского учета реализации продукции связаны с контролем, достоверностью и формализацией хозяйственных операций по реализации продукции.
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета реализации продукции соответствует общей четырехуровневой системе регулирования бухгалтерского учета. В соответствии ПБУ 9/99 выручкой от реализации признается увеличение экономических выгод в виде поступления денежных средств в счет оплаты реализованной продукции. В соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению учет реализации продукции осуществляется с использованием счетов 43 "Готовая продукция" и 90 "Продажи". При этом возможно осуществление учетного процесса реализации продукции по фактической производственной себестоимости и по учетным ценам с использованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции".
Цель аудиторской проверки реализации продукции – это определение достоверности отражения в бухгалтерском учете процесса реализации продукции.
Программа аудиторской проверки реализации продукции:
- оценка надлежащего оформления и санкционирования операций по продаже продукции;
- корректность отражения операций по продаже продукции на счетах бухгалтерского учета;
- реализация продукции своевременно отражается на счетах учета и суммы реализации правильно учтены.
К источникам информации относятся:
- учетная политика;
- бухгалтерская отчетность;
- документы по учету продаж;
- материалы предыдущих аудиторских проверок;
- сведения, полученные из бесед с руководством организации;
- сведения, полученные от третьих лиц;
- информация, полученная от службы внутреннего аудита предприятия.
Программа аудита реализации продукции
Планируемые виды работ |
Период проверки |
Рабочие документы аудитора |
1 Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами |
год |
Договора |
2 Аудит соблюдения положений учетной политики |
год |
Учетная политика, первичные документы, регистры учета |
проверка соответствия фактической оценки товаров методу оценки, установленному учетной политикой | ||
проверка соответствия оценки отгруженных товаров методу оценки, установленному учетной политикой | ||
проверка соответствия метода определения выручки от реализации методу, установленному в учетной политике | ||
3 Аудит выручки от реализации |
год |
Накладные на отпуск товара |
проверка полноты и своевременности отражения в учете отгруженных и реализованных товаров | ||
проверка полноты и своевременности оприходования выручки от реализации | ||
4 Аудит инвентаризации готовой продукции |
год |
Акты инвентаризации |
В соответствии с порядком определения нарушений требуется в случае их обнаружения установить их характер и определить суть нарушений. В случае обнаружения нарушений может быть разработан комплекс рекомендаций по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета на предприятии.
Типичные нарушения и ошибки бухгалтерского учета реализации продукции
В учетной политике предприятия не закреплен порядок признания выручки от реализации при полной авансовой предоплате реализуемой продукции. |
В учетной политике не закреплен перечень расходов, относимых к коммерческим расходам, которые учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". |
Не корректно закреплены методы оценки готовой продукции и выручки от ее реализации. |
В рабочем плане счетов отражены не все субсчета, используемые для учета реализации продукции, а именно: 62.01 – Расчеты с покупателями и заказчиками; 62.02 – Расчеты по авансам полученным; 68.2 – Налог на добавленную стоимость; 76.АВ – НДС по авансам и предоплатам. |
Отсутствует документально закрепленный и формализованный порядок отражения операций по реализации продукции в системе учета. |
На предприятии фактически отсутствует или не реализуется должным образом практика регулярных инвентаризационных проверок готовой продукции, хотя инвентаризационная комиссия утверждена руководителем и действует. |
Отсутствие актов инвентаризации готовой продукции по итогам проверок. |
Кроме того, не всегда правильно и своевременно составляются приказы-накладные на отпуск продукции. |
Данные факты свидетельствуют о нарушениях правильности и полноты отражения операций по реализации товаров.
Контроль учета реализации продукции
Контрольная деятельность на предприятии по учету реализации продукции определяется полным и правильным расчетом и определением выручки от реализации в соответствии со схемой, представленной на рисунке.
Контроль учета реализации продукции
В целом можно судить о приоритетной ориентации на корректность учета расчетов с покупателями за реализованную продукцию, тогда как непосредственно учету реализации продукции внимание не уделяется. Вместе с тем, помимо этого следует следить и за следующими аспектами, связанные с расчетом выручки от реализации:
- своевременность поступлений денежных средств от покупателей в счет оплаты реализованной им ранее продукции или погашения существующей задолженности;
- контроль существующей задолженности по расчетам за реализованную продукцию;
- соблюдение порядка отнесения поступивших средств в счет имеющейся задолженности по расчетам за реализованную продукцию.
Таким образом, контрольная деятельность в рамках учета реализации продукции должна учитывать не только проверку оплаты со стороны покупателей, но и подтверждать сам факт погашения имеющейся задолженности за реализованную продукцию, что должно подтверждаться соответствующими платежными документами.
Основные направления совершенствования учета реализации продукции на предприятии по итогам аудита
Отразить в учетной политике комплекс аспектов связанных с учетом реализованной продукции
В отношении бухгалтерского учета реализованной продукции в учетной политике следует закрепить и прописать следующие моменты:
- виды первичных документов, применяемых при учете операций по реализации продукции, расчетах с покупателями, порядок их заполнения и принятия к учету, а также процесс документооборота по данным операциям и расчетам в соответствии с действующим на предприятии порядком реализации продукции;
- порядок и момент признания выручки от реализации при полной авансовой предоплате реализуемой предприятием продукции;
- порядок и момент начисления задолженности по расчетам за реализованную продукцию;
- документально закрепить основные проводки, используемые для отражения расчетов по реализации продукции, и формализовать порядок отражения данных операций в системе учета предприятия;
- порядок проведения инвентаризации готовой продукции предприятия;
- закрепить перечень расходов, которые должны учитываться на счете 44 "Расходы на продажу";
- полностью отразить методы оценки готовой продукции и выручки от ее реализации.
Следует отметить, что при закреплении перечня расходов, которые должны учитываться на счете 44 "Расходы на продажу" следует также включить порядок списания этих расходов в себестоимость продаж в полной сумме расходов, признанных в отчетном периоде. Отнесение расходов на продажу в себестоимость проданной готовой продукции формирует более полную ее себестоимость.
Повысить эффективность контроля реализации продукции
Дополнительные функции по учету реализации продукции показаны на рисунке.
В рамках внедрения данных функций для повышения эффективности контроля следует разбить задолженность по оплате реализованной продукции в счет имеющейся задолженности по срокам ее погашения: до 30 дней, до 60 дней и до 90 дней. Окончательный контроль должен осуществлять главный бухгалтер и руководитель организации, которому главный бухгалтер предоставляет расшифровку по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Литература
- Баханькова Е.Р. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013.
- Бодяко А.В. Аудит. – М.: Кнорус, 2013.
- Карагод В.С. Аудит. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2012.
- Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Дашков и К, 2014.
- Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.