Интенсификация развития авиаперевозок обусловлена ростом популярности авиационного транспорта в мире. Авиационный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающейся сферой деятельности в мировом масштабе и постоянно увеличивает свою долю в общемировой транспортной сети.
Понятие "услуги"
Под определение услуг попадают все виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта. Таким образом, услуга представляет собой результат производственно-хозяйственной деятельности, который выражен в нетоварной форме.
С точки зрения экономической теории услуги представляют собой социально-экономические отношения, выражающиеся в потреблении дохода, которые осуществляются посредством определенной целесообразной деятельности. Характерно, что результат этой деятельности существует только в форме полезного эффекта труда, без создания материального продукта или товара.
Услуги – это блага, представленные не в форме вещей, а в форме деятельности. Различаются материальные и нематериальные, потребительские и производственные услуги. Отрасли, создающие услуги, составляют основу производственной и социальной инфраструктуры народного хозяйства [10].
Услуги – это товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника [2].
Неосязаемость услуги заключается в том, что в отличие от товаров в вещественной форме услугу невозможно увидеть или испробовать до момента приобретения. Чтобы уменьшить неопределенность, порождаемую исконной неосязаемостью услуг, потребитель, прежде чем обратиться за услугами, ищет нечто осязаемое, свидетельствующее хотя бы в какой-то мере об их качестве.
Несохраняемость услуги – свойство услуги, состоящее в том, что услугу невозможно хранить. Поскольку услуги не могут сохраняться, то предприятия, оказывающие услуги, чтобы максимизировать прибыль, должны лавировать между своими возможностями и текущим спросом, поскольку потери из-за невостребованности компенсировать невозможно.
Непостоянство качества услуги выражается в том, что качество услуги колеблется в широких пределах в зависимости от ее поставщика, времени и места оказания. То есть качество услуг зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Услуги оказываются и принимаются одновременно. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным. Многое зависит от состояния источника, оказывающего услугу, в момент оказания услуги.
Наиболее характерной особенностью услуг является то, что услуга не может существовать отдельно от своего источника, т.е. в любой момент времени услуга неотделима от источника. В большинстве ситуаций, оказание услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается. Но наиболее важный аспект понятия "неотделимость" заключается в том, что не только лица, оказывающие услугу, но и потребители должны знать обязательные условия, при которых услуга может быть оказана.
Таким образом, услуги представляют собой различные виды деятельности, а также разного рода работы, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. "Сущность услуг заключается в том, что само оказание услуг создает желаемый результат" [5]. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, юридическое и информационное обслуживание.
Некоторые виды услуг также подразумевают предоставление потребителям конкретного результата оказания услуги, к таковым услугам относятся, например, транспортные услуги, заключающиеся в организации перевозок.
С точки зрения содержания экономической деятельности "услуги направлены на удовлетворение личных потребностей человека, домашних хозяйств, предприятий, объединений, организаций или потребности общества в целом, не представленная в материально-вещественной форме" [12]. Таким образом, услуга является действием или деятельностью, совершенной одним лицом в интересах другого лица. При этом участниками данных отношений могут являться и физические, и юридические лица.
Развитие услуг, как экономической деятельности, имеет две базовые предпосылки:
- Высокий рост производительности труда в сфере материального производства, обусловливает снижение относительной стоимости товаров, что обеспечивает достаточный уровень "насыщения" в потреблении товаров;
- Вместе с ростом уровня жизни населения и прибыльности фирм увеличивается платежеспособный спрос и потребление услуг [9].
В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как нематериальные формы накопления, научное знание, глобализация хозяйственной деятельности, информационные технологии и т.п.
Понятие и специфика авиационных услуг
Ключевыми факторами развития авиационных услуг выступают следующие:
- авиационное сообщение – это самое быстрый и комфортный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния;
- сервисное обслуживание на борту воздушных судов наиболее привлекательно для пассажиров;
- авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования предоставляют возможности простого и удобного приобретения билетов;
- распространение сети аэропортов во всех странах и расширение спектра авиационного обслуживания.
Темпы развития авиатранспортного сообщения и расширения географии перелетов в условиях существующей устойчивой тенденции роста частоты перелетов обуславливают необходимость пересмотра авиационными компаниями подходов к организации воздушных перевозок. В настоящее время приоритетность наиболее эффективной организации авиационных перевозок превалирует над их частотой и регулярностью. Рейсовое сообщение для авиационных компаний предоставляет возможность объективно оперировать показателями эффективности перевозок для достижения максимальной результативности своей экономической деятельности. Вместе с тем повышение эффективности деятельности авиакомпании в области международных перевозок требует учета организационных, производственных и финансово-экономических аспектов воздушных перевозок.
Авиационные услуги на мировом рынке авиаперевозок соответствуют критериальным аспектам понятия услуг, но имеют свою выраженную специфику, обусловленную характером авиаперевозок в целом. В целом, следует согласиться с утверждением, что "под авиационными услугами в сфере авиаперевозок следует считать транспортные услуги, которые определяются способом транспортировки грузов и/или перевозки пассажиров при помощи воздушных судов" [8]. Характерной особенностью авиаперевозок является транспортировка в пункт назначения с высокой степенью оперативности, не свойственной другим видам транспортного обслуживания.
Авиаперевозки осуществляются авиакомпаниями, которые различаются по географическому и организационному критерию. В соответствии с этим авиакомпании разделяются на сетевые авиакомпании, чартерные компании и региональных перевозчиков. Сетевые авиакомпании ориентированы на комплексное оказание услуг перевозки пассажиров и грузов, создание собственной системы дистрибуции и реализации своих услуг. Сетевые компании владеют собственными сетями маршрутов, широким парком судов и предлагают высокий уровень сервисного обслуживания. Чартерные компании характерны нерегулярными транспортировками, так как происходит это по факту фрахта воздушного судна. Региональные перевозчики ориентированы на рейсы внутри определенной географической зоны. Отдельно следует отметить существование грузовых операторов, контактирующих с потребителями не напрямую, а через оптовых агентов. Кроме того, в сфере авиаперевозок действуют и низкозатратные авиакомпании, которые характеризуются работой на популярных направлениях, высокой частотой авиарейсов, прямых продаж конечным потребителям, а также унификацией парка воздушных судов и минимизацией затрат на сервисное обслуживание.
Характерной особенностью авиаперевозок, как особого вида транспортных услуг, выступает скорость перемещения пассажиров и/или грузов. От точки отправления до точки назначения в любой части земного шара время перемещения составит несколько часов, в отличие от наземного или водного транспорта, когда время перемещения составляет несколько дней или недель. Вместе с тем, стоимость авиаперевозок по сравнению с другими видами транспортного обслуживания наиболее высока. Помимо высокой скорости доставки в место назначения удобство авиаперевозок обеспечивается и развитой инфраструктурой по всему миру, включающей множество аэропортов.
Преимущества авиационных услуг:
- расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения не имеет существенного значения;
- авиаперевозки обеспечивают самую высокую скорость доставки пассажиров и грузов по сравнению с другими видами транспорта;
- для авиаперевозок практически отсутствуют недоступные места на поверхности планеты, естественным ограничением выступает необходимость наличия в регионах отправления и назначения международного аэропорта;
- авиационные перевозки обеспечивают максимальную сохранность при транспортировке, как пассажиров, так и перевозимых грузов, по сравнению с другими видами транспорта;
- уровень безопасности на борту воздушных судов и на территории аэропортов существенно выше по сравнению с железнодорожным, морским и автомобильным транспортом [8].
В зависимости от ряда критериев авиаперевозки можно классифицировать на несколько видов (таблица 1).
Критерий |
Виды авиаперевозок |
---|---|
Характер деятельности авиакомпании |
- Рейсовые - Перевозочные |
Вид потребителя |
- Внешние (предоставляются организациям и потребителям) - Внутренние (предоставляются транспортным предприятиям) |
Характер предоставления услуг авиаперевозок |
- Регулярные - Чартерные - Нерегулярные - Разовые |
География авиаперевозок |
- Международные - Межрегиональные - Междугородные - Внурирегиональные |
Для услуг авиаперевозок имеют значение следующие организационно-технические аспекты:
- безопасность;
- цель поездки;
- цена перевозки;
- расписание;
- длительность перевозки;
- комфортность условий во время перевозки;
- качество предоставляемой услуги.
Исходя из данных критериев, авиакомпании формируют свои воздушные перевозки с учетом влияния данных критерием на удовлетворение потребностей потребителей услуг авиаперевозок.
С учетом предоставления услуг потребителям их структура включает в себя:
1. Услуги на борту воздушного судна;
- услуги обеспечения условий комфортного перелета;
- услуги, связанные с обслуживанием на борту воздушного судна;
- развлекательные услуги;
- медицинская помощь на бору воздушного судна;
2. Услуги, оказываемые перед полетом и после осуществления перелета;
- услуги бронирования и информирования пассажиров;
- услуги для пассажиров при ожидании рейса в аэропорту;
- услуги для пассажиров в аэропорту после перелета;
- услуги для потенциальных пассажиров.
В зависимости от класса обслуживания услуги, предоставляемые компаниями при осуществлении авиаперевозок, различаются на экономический, бизнес и первый классы. Отличие по условиям обеспечения комфортного перелета заключается, в первую очередь, по комфортабельности кресел, качеству питания и багажным услугам. Уровень сервисного обслуживания в бизнес-классе и первом классе выше, чем в экономическом. Развлекательные услуги также отличаются от экономического класса. Услуги бронирования, информирования и при ожидании рейса предполагают приоритет первого и бизнес-класса, в частности, для первого и бизнес-класса регистрация и посадка на рейс производится отдельно от экономического и без очереди, а во многих аэропортах есть залы ожидания повышенной комфортности для пассажиров первого и бизнес-класса.
Правовое регулирование воздушных перевозок
С точки зрения правового содержания, можно привести такое определение
Воздушной перевозкой является процедура транспортировки пассажиров, багажа, грузов, которая осуществляется авиакомпанией на принадлежащих ей воздушных судах за определенную плату по тарифу [11].
Все воздушные перевозки подразделяются на два типа: внутренние и внешние:
- внутренние перевозки предполагают транспортировку между двумя пунктами внутри одной страны, в этом случае действует национальное законодательство;
- внешние перевозки осуществляются между пунктами разных стран, имеют международный характер и регулируются международным правом.
В современных условиях регулирование воздушных перевозок осуществляется по трем направлениям деятельности авиационной деятельности:
- Национальное регулирование – лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;
- Межправительственное регулирование – когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;
- Международное регулирование – когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица [1].
В системе нормативно-правового регулирования международных воздушных перевозок существуют мировые и двусторонние конвенции и соглашения. Международные соглашения включают нормы, правила и положения, касающиеся правил перелетов и организации перевозок над территориями государств, участвующих в таких соглашениях и конвенциях.
Правовые документы, относящиеся к международной гражданской авиации, включают в себя следующие:
- Парижское соглашение 1919 г., в котором закреплен приоритет национального суверенитет воздушного пространства над территорией государства;
- Варшавская конвенция унификации правил международных воздушных перевозок 1929 г. с дополнением Гаагского протокола 1955 г. – закреплены принципы ответственности авиаперевозчиков;
- Гвадалахарская конвенция 1961 г. – закреплен порядок и расширены принципы организации деятельности авиаперевозчиков;
- Монреальская конвенция 1999 г. – установлен двухуровневый порядок ответственности перед потребителями, повышен уровень ответственности авиакомпаний;
- Чикагская "Конвенция о международной гражданской авиации" 1944 г. – заложен ряд принципов, согласно которым производятся полеты в мировом воздушном пространстве.
Чикагская конвенция закрепила также перечень прав, которые государства-участники предоставляют другим государствам-участникам: пролетать над территорией без посадки, приземляться в аэропорту для технических целей, производить высадку пассажиров, выгрузку грузов и почтовых отправлений с местом назначения на территории данного государства, брать на борт пассажиров, грузы и почтовые отправления с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно, или другого государства-участника. Впоследствии принципы конвенции были расширены возможностями перевозок через территорию государств-участников конвенции. Фактически, конвенция обеспечивает выполнение условий осуществления воздушных сообщений между государствами, безопасности полетов и развитию туризма в мировом масштабе.
Авиакомпании дополнительно определяют правила перевозки пассажиров и грузов, однако эти правила должны соответствовать национальному законодательству и международным соглашениям. Если правила перевозок будут вступать в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то будут иметь ограниченную силу только лишь в той части, которая не противоречит национальному законодательству.
Вместе с тем, борт воздушного судна является юридической территорией государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно, и пассажиры должны подчиняться национальному законодательству в полной мере, независимо от их гражданства.
На государственном уровне регулирование международных авиаперевозок осуществляется в рамках следующих направлений:
- создание условий эффективного функционирования гражданской авиации;
- развитие авиационной инфраструктуры;
- регистрация воздушных судов, лицензирование и сертификация;
- развитие нормативно-правовой базы в сфере гражданской авиации и ее унификация;
- совершенствование системы подготовки кадров для гражданской авиации;
- организация строительства и эксплуатации аэропортов и аэродромов;
- обеспечение технико-эксплуатационного обслуживания парка воздушных судов и мониторинг технико-эксплуатационного состояния иностранных воздушных судов, которые приземляются на территории государства [1].
На уровне осуществления международных воздушных перевозок они непосредственно регулируются договором перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком. Перевозчиком может выступать организация, имеющая лицензию на осуществление авиаперевозок пассажиров, грузов или почты.
"Договор воздушной перевозки закрепляет обязанность перевозчика перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения в другом государстве и предоставить ему место на воздушном судне, которое совершает рейс, указанный в билете, дополнительно доставить багаж пассажира в указанный пункт назначения и выдать багаж пассажиру по прибытию" [11]. При этом пассажир воздушного судна обязан оплатить перевозку по тарифу. Если пассажир имеет багаж сверх нормы, установленной перевозчиком, дополнительный багаж подлежит дополнительной оплате. Договор воздушной перевозки оформляется перевозочными документами, выдаваемыми перевозчиком либо уполномоченными агентами:
- пассажирский билет, посадочный билет, багажная квитанция – данный комплект документов удостоверяет заключение договора между авиакомпанией и пассажиром, билет содержит указание на место пассажира, в багажной квитанции обозначается число мест и масса сданного багажа;
- квитанция платного багажа подтверждает оплату провоза багажа сверх нормы, установленной по тарифу перевозки, а также оплату сборов за объявленную ценность багажа;
- грузовая накладная на авиаперевозку – этот документ подтверждает заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком на перевозку груза по маршруту авиаперевозки с последующей выдачей грузополучателю [11].
Среди международных организаций следует отметить Международную организацию гражданской авиации (ICAO), членами которой являются 183 государства, и Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), занимающаяся координацией действий мировых авиакомпаний.
Эффективность воздушных перевозок
Эффективность авиаперевозок определяется как "категория, характеризующая результативность авиатранспортной деятельности при осуществлении воздушных перевозок, обеспечивающих конкурентоспособность компании на рынке" [7]. В рамках общей методологии определения эффективности авиаперевозок интегральным показателем является результат следующих составляющих:
- достижение поставленных целей и задач;
- минимизация затрат;
- минимизация сопутствующих издержек;
- максимизация среднего дохода от воздушных перевозок;
- оптимизация соотношения между затратами и доходами от воздушных перевозок.
Основными подходами к определению эффективности международного авиарейса являются следующие:
- организационный;
- производственный;
- финансово-экономический.
Организационный подход оперирует следующими характеристиками авиакомпании:
- это самостоятельный экономический субъект, характеризующийся определенными параметрами, а также функцией, которая их связывает;
- это обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом;
- это актив, который обладает способностью генерировать денежные потоки в текущий момент времени и в будущем.
При организационном подходе учитывается специфика услуги, структура услуги, предполагаемый результат.
Производственный подход включает в себя следующие характеристики:
- затраты и издержки;
- доход и удельную прибыль;
- объем перевозок.
При производственном подходе учитываются технологические параметры, технико-экономические показатели в расчете на единицу объема перевозок, объем понесенных затрат.
Финансово-экономический подход для оценки эффективности предполагает использование показателей прибыли и рентабельности. При финансово-экономическом подходе учитывается интенсивность использования факторов производства.
В зависимости от подхода к определению эффективности различаются базовые направления повышения эффективности авиаперевозок авиакомпании (таблица 2).
Подход |
Направления |
---|---|
Организационный |
Деление авиакомпании на отдельные бизнес-единицы по направлениям деятельности, диверсификация деятельности, дифференциация авиатранспортных услуг, внедрение сервисных пакетов и предложений. |
Производственный |
Оптимизация затрат, рационализация перевозок, совершенствование технологии продаж, бронирования, оформления перевозок. |
Финансово-экономический |
Оптимизация финансового цикла, совершенствования бюджетирования в авиакомпании, повышение рентабельности совершенствование расчетов. |
Следует отметить, что комплексным подходом следует считать комбинацию производственного и финансово-экономического подхода, тогда как организационный подход позволяет повысить эффективность функциональных элементов авиационных перевозок. При этом основным мотивом повышения эффективности воздушных перевозок является экономия на масштабах производства.
Концептуально-комплексный подход при этом может учитывать и организационные параметры. Методологическая схема определения эффективности воздушных перевозок представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Методологическая схема определения эффективности воздушных перевозок
Следует отметить, что концептуально-комплексный подход учитывает ряд взаимосвязанных параметров и позволяет оценить интегративную эффективность перевозок, что косвенно позволяет судить и о финансово-экономическом результате деятельности авиакомпании. Согласно данному подходу "эффективность воздушных перевозок определяется исходя из выигрыша авиакомпании в виде увеличения прибыли от перевозок" [11].
Оценка эффективности воздушных перевозок может производиться по двум показателям:
- Коммерческая эффективность использования воздушного судна КЭИВС;
- Рентабельность использования воздушного судна РИВС.
Эти показатели рассчитываются как отношение соответственно выручки и прибыли от перевозки к показателю использования воздушного судно, который выражается как фонд времени использования воздушного судна для организации авиаперевозок. Экономическое содержание данных показателей заключается в том, что они позволяют оценить средний объем дохода за каждый час работы воздушного судна и генерируемую в процессе хозяйственной деятельности чистую прибыль. Соответственно увеличение значений данных показателей свидетельствует об интенсификации коммерческой деятельности, а снижение характеризует снижение эффективности использования воздушного парка авиакомпании.
Эффективность, как экономическая категория, характеризует объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами [3].
При этом под эффектом следует понимать результат производственно-экономической деятельности. В то же время эффективность производственно-экономической деятельности это не сам результат, а его отношение к объему понесенных затрат, фактически, эффективность представляется как отношение полезного эффекта или результата к затратам на его получение.
Следовательно, эффективность определяется следующим образом:
- Экономический эффект = Результат – затраты
- Экономическая эффективность = Результат / Затраты
Оценка эффективности на основе соотношения затрат времени использует показатель эффективности обслуживания:
ЭО = Впр / (Впр + Внепр)
Впр – производительные затраты времени,
Внепр – непроизводительные затраты времени.
Данный показатель в совокупности учитывает значительное число факторов организационного, производственного и финансово-экономического характера.
Производительные затраты выражаются через скорость сообщения С и дальность перевозки Дп:
Впр = Дп / С
Непроизводительные затраты могут быть определены в зависимости от времени Лоп и скорости обслуживания пассажиров Соп, интервалов движения воздушных судов И и пассажировместимости судна Пвс:
Внепр = Лоп / Соп + И / Пвс
Таким же достаточно универсальным показателем эффективности, отражающим большое число факторов, является коэффициент эффективности затрат:
ЭЗ = ТС / СП
ТС – доходная ставка руб./км.
СП – себестоимость перевозок руб./км.
Обобщенным показателем может также выступать интегральная эффективность обслуживания:
ИЭС = ЭЗ * ЭО
Таким образом, определение эффективности воздушных перевозок представляет собой комплексный процесс, включающий ряд показателей, позволяющих оценить эффективность авиаперевозок.
Список литературы
- Артемов Н.М., Шохин С.О., Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: Проспект, 2015.
- Воронин А.Ю. Общая теория экономического развития. – М.: Дрофа, 2015.
- Гневко В.А. Управление экономическим развитием. – М.: Омега-Л, 2015.
- Горяшко А.А. Международные авиаперевозки. // Вестник МГТУГА. – 2014. – №209. – С. 93-98
- Даниленко Л.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014.
- Диденко Н.И. Международная экономика. – М.: Юрайт, 2014.
- Евдокимов А.И. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Юрайт, 2015.
- Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. – М.: Советский спорт, 2012.
- Кузнецова Г.В. Международная торговля товарами и услугами. – М.: Юрайт, 2015.
- Руднева А.О. Экономическая теория. – М.: Дрофа, 2014.
- Рябчинский А.И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. – М.: Академия, 2013.
- Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2014.
- Чистякова Е.А., Бочкарев Г.И., Асон Т.А., Алтухов П.Л. Мировая экономика: тенденции развития. – М.: Научная книга, 2009.
- Шимко П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2015.