Бессознательное в тезисах и цитатах

Что такое бессознательное и почему оно так сложно для понимания. Особенности бессознательного, его многозначность. Аффекты и представления в рамках обсуждения бессознательного. Речь шизофреника.
Рубрика: Психология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 20.05.2024

Нестерова И.А. Бессознательное в тезисах и цитатах // Энциклопедия Нестеровых


Обоснования допущения понятия "бессознательное" и его многозначность

Бессознательное в тезисах и цитатах

Не все латентные мотивы можно обосновать тем, что находится в сознании человека. Ряд поведенческих и психических актов необъяснимы с точки зрения сознательного, но могут быть объяснены наличием скрытых психических процессов и мотивов, которые вытеснены и существуют в бессознательном. Если продолжать отрицать наличие бессознательного, то сны, приступы апатии, прокрастинация так и останутся необъяснимыми. Например, есть осознание, что для полной сдачи сессии необходимо написать эссе. Однако, появляются новые более важные дела, начинаются головные боли и сонливость, при этом мотивация в виде того, что праздники будешь встречать без груза невыполненной контрольной не работает. Где причина? Конечно в бессознательном. Именно там притаился вытесненный негативный опыт, трудности и разочарования, которые и вызывают страх. Если не верить в существование бессознательного, то такие психические акты из года в год можно понимать как лень и перемен к лучшему не будет.

Еще одним доказательством бессознательного является, например, неприязнь к людям определенной комплекции или с рыжим цветом волос. Это вызвано событиями, которые с ними не связаны, а являются проявлениями вытесненных воспоминаний о травматическом опыте.

Если человек не помнит какое-то событие – это не значит, что воспоминание стерто. Оно вытеснено и влияет на поведение, поступки из бессознательного. Латентные воспоминания способны годами влиять на человека, проявляясь в страхах, оговорках или сновидениях.

Психика человека согласно первой топической модели, включает в себя бессознательное, предсознательное и сознательное. З. Фрейд говорит о цензуре, которая присутствует при переходе представления из одной структуры в другую. Если представление не проходит цензуру, то оно уходит в бессознательное. З.Фрейд задается вопросом о том, что происходит с представлением, которое переместится из бессознательного в сознательное. Одно и тоже представление может присутствовать и в сознательном, и бессознательном. Если цензура позволяет, то оно перемещается и в разные периоды.

Представление присутствует то в бессознательном, то в сознательном, при этом "не теряет своего первого местоположения". Оно свободно от аффекта и словесно-акустического компонента. Если психоаналитик разъяснит анализанту, где в бессознательном источник его проблем, это окажется бесполезным до тех пор, пока анализант сам не разгадает связь между вытесненным и тем, что его волнует.

Если говорить о переходе из предсознательного в сознательное и наоборот, то тут оно соединяется с акустическим следом.

Соотношение бессознательного и вытесненного

Вытесненное нельзя приравнивать к бессознательному. Вытесненное – это лишь часть бессознательного. Зигмунд Фрейд писал: "Бессознательное имеет более широкий объем; вытесненное – это часть бессознательного". Вытесняется то, что приносит человеку страдания, неприятные ощущения. У З. Фрейда вытеснение "иногда близко защите".

Когда какое-то событие вытесняется в бессознательное, это не значит, что оно перестает влиять на жизнь человека. Вытесненное проявляется через определенный взгляд на те или иные события, людей, а так же в страхах или снах.

В системе бессознательного представление активно. Оно стремится проникнуть в сознательное. Вытеснение происходит, если представление лишено аффективной, либидиозной энергии.

При переходе представления из одной системы в другую, с экономической точки зрения отнимается энергия сознательного и дается энергия бессознательного. З.Фрейд отмечал, что где есть нагрузка, там имеет место и противонагрузка.

Свойства и продукты бессознательного

Система бессознательного наделена рядом свойств. Ядро бессознательного состоит из побуждений, которые не противоречат и не конкурируют друг с другом. Если активизируются сразу два импульса влечения, то они формируют компромисс. То, что является противоречием для сознательного не является противоречием для бессознательного. Система бессознательного характеризуется наличием процессов смещения и сгущения.

Представления, находящиеся в бессознательном, вне времени, они не подвержены хронологическим рамкам.

В системе бессознательного внешняя реальность заменена на психическую. Представления подчиняются только принципу удовольствия.

Для бессознательного характерна латентность процессов. Они познаются только через сновидения или неврозы. У бессознательного нет доступа к мышцам или органам. Однако, при попытке представления перейти из бессознательного в сознательное и появлении истерии, невроза получается влиять на мышцы и органы (например истерическая дуга, паралич конечностей и т.д.)

Продукты бессознательного встречаются часто в виде оговорок, описок, ошибочных действий, которые, на первый взгляд случайны. Однако они имеют предпосылки в бессознательном. Сновидения – это также продукт бессознательного. При анализе сновидений выявляются проявления бессознательного. Все продукты бессознательного являются источниками его изучения. Если имеют место нарушения, то вытесненные влечения способны вызвать фобии и навязчивые состояния.

Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному

Речь шизофреника, по мнению З. Фрейда, наделена особенностями, которые позволяют двигаться в бессознательное. З.Фрейд указывает, на то, что именно при шизофрении можно наблюдать определенные изменения речи, например, она становится напыщенной, фразы дезорганизованными.

Для речи шизофреника характерны определенные нарушения в построении или дезориентация. Для окружающих речь больного шизофренией кажется бессмысленной и нелепой.

Особенностью речи шизофреника является так называемый "язык органов", т.е. буквализация действий. Например, такую фразу как: "Смени свою позицию в споре", – шизофреник воспримет буквально и может поменять позу.

Шизофреники не понимают и не владеют метафорами. Для них метафора несет буквальный смысл. З. Фрейд отмечает преобладание словесных отношений над предметными. Человек больной шизофренией обращается со словами как с вещами.

Различия сознательных и бессознательных психических представлений

У бессознательных психических представлений, в отличие от сознательных, имеет место только предметный образ, при этом словесный образ отсутствует. Представления в бессознательном лишены аффекта. Психические представления в бессознательном лишены нагрузки, в то время как сознательные психические представления имеют большую энергетическую нагрузку, что позволяет им оставаться в системе сознания. Если бессознательное представление наделить нагрузкой, то оно может перейти в систему сознательного.

Существуют ли бессознательные аффекты?

Мы не можем говорить о бессознательных аффектах, но можем говорить о бессознательном представлении. Аффект с представлением жестко не связан. Любой аффект помещен в систему представлений.

Когда происходит вытеснение влечения из сознательного в бессознательное, то наблюдается расщепление этого влечения. Представление вытесняется в бессознательное, а аффект остается в системе сознательного.

Сам по себе аффект не может быть бессознательным, но он может быть связан с конгломератом представлений.

Комментарии к цитатам из "Бессознательного" З. Фрейда

1. "...Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его".

Бессознательное – это только часть психического. Оно содержит в себе то, что было вытеснено из сознательного. Доказательством существования бессознательного служат оговорки, описки, опечатки и сновидения.

Часть психических актов осознаются человеком. Представления могут не только вытесняться в бессознательное, но и возвращаться в сознательное, преодолевая цензуру.

2. "То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание".

В данной цитате З. Фрейд говорит нам, что для того, чтобы человек излечился, не нужно озвучивать свои догадки о том, что затаилось у него в бессознательном. Это не принесет результат. Вытесненное так и останется вытесненным. При этом прямое указание психоаналитиком на причину проблемы может только усугубить состояние анализанта. Причина кроется в том, что не было реализовано соединение акустического образа вытесненного представления с его предметным образом, записанным в бессознательном.

3. "Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие "шизофренические" речи или новообразования слов".

Сны человека отражают наши фобии, влечения. Образы, которые проникают в сновидения – это то, что было вытеснено в бессознательное. Во сне, как в речи шизофреника, бессознательное демонстрирует дезориентированные и хаотичные образы, которые не нужно понимать, как метафоры. Они буквальны. Вытесненные представления, вырвавшись из бессознательного, появляются во снах без цензуры и ограничений.

Литература

1. Зигмунд Фрейд Психология бессознательного / Под ред. А.М. Боковикова – М.: ООО Фирма СТД, 2006.

2. Лапланш Ж., ПонталисЖ.-Б. Словарь по психоанализу – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)