Пример бизнес-плана создания предприятия на примере автомойки.
Порядок разработки бизнес-плана
Отбор и реализация бизнес-плана имеет 4 фазы (таблица 1).
№ | Наименование фазы | Основное содержание |
---|---|---|
1. | Разработка идеи проекта для бизнес-плана | Оценка целевого рынка, перспектив идеи, наличие каких-либо технологий, новых научных достижений, прикладные аспекты, наличие спроса и т.п. |
2. | Анализ ценности идеи бизнес-плана | Оценка имеющихся условий для реализации идеи, определение реальности ее воплощения в бизнесе с учетом факторов среды. Определение потребности в первоначальных вложениях, расчет прибыли, срока окупаемости. |
3. | Финансовая оценка бизнес-плана | Расчет экономической эффективности бизнес-проекта (окупаемость, рентабельность, прибыльность) |
4. | Разработка бизнес-плана проекта | Проработка всех разделов бизнес-плана для создания упорядоченного плана действий по реализации разработанной идеи проекта, включая подбор оборудования, оценку необходимых ресурсов, персонала, а также организацию управления бизнесом и т.д. |
Этапы формирования бизнес-плана показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Этапы бизнес-планирования
Резюме проекта
Целью проекта является организация работы автомойки, оказывающей соответствующие услуги с целью извлечения прибыли.
Виды услуг на проектируемой автомойке: бесконтактная, ручная, комплексная мойка автомобилей, а также чистка салона автомобилей пылесосом и химическим способом.
Потребность в инвестициях: 1 872 170 руб.
Краткое описание предприятия и продукции
Автомойка будет размещена в двухпостовом ангаре. Общая площадь 300 кв. м. В ангаре могут обслуживаться одновременно 4 автомобиля.
Организационно-правовая форма предприятия: Общество с ограниченной ответственностью. Учредитель - физическое лицо. Уставный капитал 200 000 руб.
Предпосылки организации бизнеса согласно бизнес-плану: услуги автомойки пользуются большим спросом в любом городе; количество автомобилей постоянно растет; имеется стабильный спрос, полностью не удовлетворен.
Очень важным моментом будет то, как выглядят работники мойки. Работники в спецодежде с логотипом или названием мойки, дадут клиенту ощущение нахождения в солидном месте. По внешнему виду работников, складывается впечатление о вас. Как гласит поговорка: Встречают по одёжке! Приятный внешний вид, будет свидетельствовать о хорошем финансовом состоянии вашего бизнеса. Клиент не должен думать, что вы экономите, и используете дешевые расходные материалы. О нанесении логотипов на спецодежду можно узнать на сайте Текспринт. Эта компания занимается нанесением логотипов не только на спецодежду, но и на других вещах, например на футболках. В комплекте, можно заказать футболки с вашим логотипом или надписью.
Ассортимент услуг:
- Бесконтактная ручная мойка
- Мойка ковриков
- Чистка салона пылесосом
- Химическая чистка салона
- Ручная полировка
- Ручная обработка жидким воском
- Чернение резины
- Мойка дисков
- Мойка двигателей
- Мойка и продувка радиатора
На инвестиции будут направлены собственные средства учредителя в размере 1 872 170 рублей.
Согласно данному бизнес-плану, на автомойке будет применяться упрощенная система налогообложения согласно главе 26.2 НК РФ.
Анализ рынка
Проведенный анализ рынка показал, что количество автомоек ежегодно увеличивается примерно на 15% последние три года. Динамика показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика количества автомоек
На целевом рынке оказываются услуги трех видов мойки автомобилей: автоматическая, ручная и бесконтактная.
При автоматической мойке машина моется с помощью оборудования: щеток и вентиляторов для сушки.
При бесконтактной мойке распыляется специальное моющее средство, которое не задевает покрытие автомобиля, взаимодействуя только со слоем грязи. Бесконтактная мойка может быть ручной и автоматической.
Ручная мойка применяется в основном для чистки салона.
Структура рынка по частоте посещений автомойки представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Частота посещений автомойки на целевом рынке
В таблице 2 приведен упрощенная матрица SWOT-анализа для проектируемой автомойки.
Strenght (преимущества) |
Weaknesses (недостатки) |
---|---|
Квалифицированный персонал Конкурентоспособные цены Современное оборудование Удобное место расположения |
Отсутствие опыта в подобной деятельности Изменчивая экономическая среда |
Opportunities (возможности) |
Threats (угрозы) |
Рост уровня доходов населения Ухудшение позиций конкурентов Увеличение количества жителей города |
Появление новых конкурентов Крупные аварии, пожары, стихийные бедствия |
План маркетинга
Цены на услуги автомойки приведены в таблице 3.
Виды услуг |
Классификация автомобилей | ||||
---|---|---|---|---|---|
малый класс |
средний класс |
бизнес класс |
минивэны |
внедорожники | |
Бесконтактная мойка кузова |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
Комплексная мойка |
450 |
500 |
550 |
650 |
750 |
Чистка пылесосом |
120 |
120 |
160 |
200 |
220 |
Химчистка |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
Жидкий воск |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
И так далее |
Рекламные мероприятия включают: рекламу на Авторадио, местных газетах, в сети Интернет, распространение буклетов, листовок, календарей для клиентов и т.п.
Цель рекламной кампании: информирование целевых потребителей об услугах, которые оказывает автомойка.
Производственный план
Перечень необходимого оборудования для организации работы автомойки включает: аппараты для бесконтактной мойки, пылесосы, экстракторы, пеногераторы, а также систему очистки воды. Оборудование должно приобретено, смонтировано, также необходимы пусконаладочные работы. Дополнительно потребуются ремонтные и отделочные работы в помещении автомойки.
Расходные материалы: чистящие средства, воски, полироль, тряпки, ветошь, тряпки для натирания воском и полиролью.
Общая потребность в инвестициях составляет 1 872 170 рублей.
Наименование |
Стоимость, руб. |
Количество, ед. |
Стоимость, руб. |
---|---|---|---|
Оборудование | |||
Аппарат высокого давления без нагрева |
50000 |
4 |
200000 |
Пылесос для влажной и сухой уборки |
10200 |
2 |
20400 |
Ковровый экстрактор |
15600 |
1 |
15600 |
Пеногенератор |
8600 |
2 |
17200 |
Система очистки воды |
90000 |
1 |
90000 |
Кассовый аппарат |
14000 |
1 |
14000 |
Холодильный шкаф |
31220 |
1 |
31220 |
Автоматическая кофемашина |
19450 |
1 |
19450 |
Термопот |
2300 |
1 |
2300 |
Шкаф для чистящих средств и тряпок |
5000 |
2 |
10000 |
Столы, стулья |
6000 |
4 |
24000 |
Барная стойка |
8000 |
1 |
8000 |
Ноутбук |
25000 |
1 |
25000 |
Вешалка |
1000 |
3 |
3000 |
Телевизор |
12000 |
1 |
12000 |
Прочие затраты | |||
Организационные расходы |
230000 |
230000 | |
Закупка расходных материалов |
250000 |
250000 | |
Ремонт помещения |
5000 |
20 кв.м. |
100000 |
Оплата труда персонала за 1 месяц. |
388000 |
1 месяц |
388000 |
Реклама за 3 месяца. |
50000 |
3 месяца |
150000 |
Резерв на непредвиденные расходы. |
222000 |
222000 | |
Коммунальные платежи за 1 квартал |
50000 |
1 квартал |
50000 |
Итого |
1 872 170 |
Расчёт заработной платы приведен в таблице 5.
Название должности |
Кол-во штатных ед. |
з/п (руб.) |
Итого |
---|---|---|---|
Директор |
1 |
30 000 |
30 000 |
Мойщик (оклад 10 000 + 3%) |
12 |
20 000 |
240 000 |
Кассир (оклад) |
3 |
16 000 |
48 000 |
Бухгалтер (оклад) |
1 |
25 000 |
25 000 |
Уборщица (оклад) |
3 |
15 000 |
45 000 |
Итого за месяц: 388 000 руб.
Проектная мощность работы автомойки определена расчетным путем по методу среднего времени на оказание услуги:
- Среднее время оказания одной услуги в расчете на 1 автомобиль - 20 минут.
- Одновременно автомойка может обслуживать 4 автомобиля.
- С учетом режима работы это составит 80 машин в сутки.
- Плановая загруженность автомойки: 85%.
- С учетом плановой загруженности автомойки количество обслуживаемых машин в сутки - 68. Это проектная мощность работы автомойки.
План по сбыту
Выход бизнеса на проектную мощность работы автомойки планируется через полгода, согласно плана предполагается, что загруженность в первый квартал работы автомойки составит 50% (34 машины в сутки), во второй квартал - 70% (47 машин в сутки), в третий квартал - 85% (58 машин в сутки). К концу 4 квартала загруженность мойки увеличиться еще на 2%. Далее каждый год загруженность автомойки будет увеличиваться на 2% до выхода на проектную мощность в 68 машин.
Средняя стоимость обслуживания одной машины на автомойке в расчетных целях для бизнес-плана принята равной 750 руб.
Подробный расчёт плана по сбыту представлен в таблице 6.
Период |
Макс. кол-во машин в день |
Плановая загрузка |
Средняя цена услуги |
Выручка в месяц |
Расход материалов, % |
Расход в руб. |
Прибыль с услуги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 квартал |
68 |
50% |
750 |
765 000 |
5% |
38 250 |
726 750 |
2 квартал |
68 |
70% |
750 |
1 057 500 |
5% |
52 875 |
1 004 625 |
3 квартал |
68 |
85% |
750 |
1 305 000 |
5% |
65 250 |
1 239 750 |
1 год |
68 |
87% |
750 |
1 331 100 |
5% |
66 555 |
1 264 545 |
2 год |
68 |
89% |
750 |
1 361 700 |
5% |
68 085 |
1 293 615 |
3 год |
68 |
91% |
750 |
1 392 300 |
5% |
69 615 |
1 322 685 |
4 год |
68 |
93% |
750 |
1 422 900 |
5% |
71 145 |
1 351 755 |
Организационный план
Всего в бизнесе автомойки планируется задействовать 20 человек
Рисунок 3. Оргструктура автомойки
Финансовый план
Амортизационные отчисления по оборудованию (с учетом срока службы) за год составят: 63 312 руб.
Страховые выплаты 1 396 800 руб. в год
Расчёт чистой прибыли.
Чистая прибыль = чистая выручка – издержки
- 1 год: 8 527 680 – 5 822 037 = 3 249 963 руб.
- 2 год: 14 264 068 – 8 314 772 = 5 949 296 руб.
- 3 год: 14 591 978 – 8 333 132 = 6 258 846 руб.
- 4 год: 14 919 887 – 8 351 492 = 6 568 395 руб.
- 5 год: 15 247 797 – 8 369 852 = 6 877 945 руб.
Расчет чистого дисконтированного дохода
Дисконтная ставка принята в размере 12%.
Коэффициент дисконтирования равен:
- R1=1/(1+0,12) 1=0,9
- R2=1/(1+0,12) 2=1,7
- R3=1/(1+0,12) 3=2,5
- R4=1/(1+0,12) 4=3,3
- R5=1/(1+0,12) 5=4,2
Дисконтированный поток:
- 1 год: 833 473 * 0,9 = 750 125,7 руб.
- 2 год: 6 809 769* 1,7 = 11 576 607 руб.
- 3 год: 13095614 * 2,5 = 32 739 035 руб.
- 4 год: 19691009 * 3,3 = 64 980 329 руб.
- 5 год: 26589953 * 4,2 = 111 677 802,6 руб.
Общая сумма инвестиций: 1 872 170 руб.
Расчёт чистой стоимости проекта производится нахождением разности между приведенной суммой дисконтированных поступлений и суммой инвестиций:
NPV = (750 125,7 + 11 576 607 + 32 739 035 + 64 980 329 +
+ 111 677 802,6) – 1 872 170 = 119 851 729,3 руб.
Чистая стоимость проекта больше 0, проект можно признать эффективным.
Рассчитаем индекс прибыльности или относительный показатель эффективности инвестиций. Для этого сумму дисконтированных поступлений разделим на размер инвестиций:
Ip = 121 723 899,3 / 1 872 170 = 65,02
Индекс прибыльности больше единицы - это приемлемый результат.
Расчёт срока окупаемости.
Срок окупаемости инвестиций рассчитывается методом приблизительной оценки по формуле:
Ток ≈ t- – NPV (t-) / (NPV (t+) – NPV (t-)), где:
t- – последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение
NPV (t-) – последнее отрицательное значение
NPV (t+) – первое положительное значение
NPV (t-) = -582568
NPV (t+) = 833473
t- = 3
Ток ≈ 3 – (-582568) / (833473 – (-582568)) = 3,41 квартала = 10 месяцев
Расчёт рентабельности продаж.
Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к чистому объёму продаж за тот же период.
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
ROS = 5949296 / 15174540 = 0,4
Расчёт рентабельности продукции.
Рентабельность продукции – это отношение прибыли производства и реализации продукции к ее полной себестоимости, выраженное в процентах.
Рентабельность продукции = (Чистая прибыль / Издержки) * 100
ROC = (5949296 / 8314772) * 100 = 71%
Показатель |
Значение |
---|---|
Ставка дисконтирования, % |
12 |
Рентабельность продаж, % |
40 |
Чистый приведенный доход |
121723899,3 |
Индекс прибыльности |
65,02 > 1 |
Рентабельность продукции, % |
71 |
Период окупаемости, мес. |
10 |
Вывод
Разработанный бизнес-план автомойки является оптимальным, что подтверждается сроком окупаемости проекта в 10 месяцев. Учитывая, что индекс прибыльности превышает единицу, то бизнес-план автомойки является эффективным.