Сюжет и образы поэмы
Поэма "Двенадцать" написана Александром Блоком в 1918 году, когда Россию сотрясали революционные потрясения. На создание данного произведения поэта подвигло тяжелое переживание за судьбу страны и тревога о последствиях грядущих стихийных перемен.
Сюжет поэмы "Двенадцать" выглядит следующим образом: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.
Смысловая трактовка поэмы у разных авторов отличается. Так одни считают её гимном революции, другие наоборот воспринимают её как неприятие революционных перемен.
Поэма состоит из двенадцати глав. Каждая глава по мнению ряда критиков являет собой символично: двенадцать месяцев, двенадцать апостолов. Название поэмы "Двенадцать" олицетворяет собой отряд, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. По мнению Александра Блока революция – это буря. По этой причине в поэме буря, как живая, как еще одно действующее лицо.
Образы поэмы можно разделить на образы старого мира и нового мира. Так к старому миру поэт относит старуху, попа, барышню в каракуле. Самым явным образом отмирающего старого мира является шелудивый пес, который никак не отстанет от двенадцати красноармейцев. Однако, по мнению Александра Блока, старый мир обречен на гибель, так как двенадцать красноармейцев, олицетворяющих 12 апостолов нового мира, новой веры гонят его проч. Он не только отвратителен, но и достаточно силен. Он не отстает от 12 красноармейцев, но обречен на гибель. Двенадцать – это патриотические воплощения революционной силы. Им буря не страшна. Они беззаветны и горят вековой злобой.
Александр Блок демонстрирует сложившуюся в стране ситуацию с обоих сторон: старый мир и новый мир.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!
Сладкое житье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Ритмический строй поэмы
Ритм поэмы меняется от первой главы ко второй. В отличии от относительно спокойного и обыденного, во второй главе, с появлением двенадцати красноармейцев, он становится маршеровым.
В поэме "Двенадцать" используется множество художественных средств и приемов. Так А.Блок широко использует противопоставление черного и белого.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ритмический строй, рифма, лексика от первой до двенадцатой главы, постепенно меняясь, выражают мысль о том, что стихийное, разрушительное начало революции преодолевается, превращаясь в организованную силу, способную обновить мир. Поэма населена множеством героев, представленных отдельными репликами. Речь становится яркой, появляются исчерпывающие характеристики:
– Ох, Матушка-заступница!
– Ох большевики загонят в гроб!
– Уж мы плакали, плакали!
По сюжету жестокость нарастает от главы к главе. Восьмая глава поэмы рисует страшную картину погромов:
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Очень символичен и конец поэмы. В финале произведения неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Однако символизм момента, когда красноармейцы стреляют в силуэт вдали, не зная что это Христос- очевиден. Стары мир не отстает, а Христа они не видят и стреляют в чистоту и веру, сами того не зная.
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Так каково все же значение образа Иисуса Христа в поэме "Двенадцать"? Образ Христа ожидаем и является логическим продолжением того трагичного действа, которое отражено в произведении. Именно он становится символом трагического преображения "русского строя души" в революционную эпоху. Путь новой России воспринимается Александром Блоком как крестный ход на встречу новому миру, неопределенному будущему.
Однако наличие кровавого флага в руках Христа делает возможной и иную интерпретацию финала поэмы. Возможно – это не Иисус идет впереди страшной процессии, а сам антихрист. И идут двенадцать в сопровождении старого мира в тьму и безверие.