Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 20.03.2019

Нестеров А.К. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации // Энциклопедия Нестеровых


Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества

Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

К нормативным документам, которые регулируют порядок проведения инвентаризации имущества, относятся следующие:

Инвентаризация имущества

Субъекты хозяйственной деятельности должны в обязательном порядке осуществлять инвентаризацию имущества и обязательств, при этом допускается проведение инвентаризации сообразно масштабам деятельности предприятия и объектов инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации имущества направлен на подтверждение записей на счетах бухгалтерского учета рабочему плану счетов организации, а также установление соответствия текущего ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности действующему законодательству, регулирующему бухгалтерский учет и нормативному обеспечению бухгалтерского учета.

В организациях инвентаризация осуществляется в соответствии с положениями нормативных документов и действующим законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского учета.

Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества

В организациях и на предприятиях главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Целями проведения инвентаризации имущества согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств являются следующие:

Цели инвентаризации

Цели инвентаризации в бухгалтерском учете

Основной целью проведения инвентаризации имущества в организациях выступает получение объективной и реальной информации, позволяющей оценить текущее имущественно-финансовое положение, выявить расхождения с данными бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с положениями нормативных документов, регламентирующих порядок проведения инвентаризации имущества организации, инвентаризация является обязательной для проведения, как минимум перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация объектов основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов не реже одного раза за пять лет.

Процесс проведения инвентаризации имущества

Процесс проведения инвентаризации имущества включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование инвентаризационной комиссии – регламентируется приказом, которым утверждается состав инвентаризационной комиссии, в состав которой должны включаться представители управленческого аппарата, работники бухгалтерии, экономисты и специалисты предприятия, при этом при проведении инвентаризации обязательно присутствие всех ее членов;
  2. Подготовка учетных документов – для проверки фактического наличия имущества необходимо определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом, далее необходимо подготовить приходные и расходные документы, отчеты о движении ценностей и денежных средств, которые являются основанием определения остатков имущества к моменту начала инвентаризации;
  3. Инвентаризация имущества – определяется фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета по видам имущества при обязательном участии материально ответственных лиц;
  4. Оформление первичных документов по результатам инвентаризации – сведения о фактическом наличии записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица;
  5. Отражение результатов инвентаризации имущества на счетах бухгалтерского учета – расхождения оформляются согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

В большинстве организаций и предприятий придерживаются данного порядка при проведении инвентаризации имущества.

Документальное оформление инвентаризации имущества

Приказ на проведение ревизии и инвентаризации составляет генеральный директор. Приказ утверждается генеральным директором.

Приказ на проведение ревизии и инвентаризации служит для документального оформления проведения проверки. Основаниями для проведения ревизии и инвентаризации могут выступать:

  • контрольная проверка,
  • смена материально-ответственных лиц,
  • переоценка и так далее.

приказ о проведении инвентаризации

Пример приказа на проведение инвентаризации.

Результаты инвентаризации оформляются актом. Акт составляется членами инвентаризационной комиссии в присутствии лиц, ответственных за проверяемое имущество организации.

Акт инвентаризации необходим для документального оформления результатов проверки и установления сохранности проверяемого имущества.

акт инвентаризации

Примера акта инвентаризации кассы по результатам приказа о проведении ревизии и инвентаризации.

Инвентаризация обязательна

Пример перечня материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна.

Если в организации за последние годы материально ответственные лица, при смене которых обязательно провести инвентаризацию, работают в неизменном составе, то инвентаризация проводится по графику.

Отражение результатов инвентаризации имущества в бухучете

Отражение результатов инвентаризации имущества на счетах бухгалтерского учета и выявленные в результате ее проведения расхождения между данными учета и отчетности и фактическим наличием имущества у организации осуществляется согласно п. 28 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, в котором указано, что выявленные излишки и недостачи имущества должны быть отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации

Порядок отражения излишков и недостатков в бухгалтерском учете по результатам инвентаризации

Убыль имущества в пределах норм, которые были определены, фиксируется после зачета недостач имущества. При этом взаимный зачет излишков и недостач может быть осуществлен только в случае пересортицы и только за один и тот же проверяемый период.

Результаты инвентаризации должны отражаться в бухгалтерском учете и отчетности за тот период, в котором была завершена инвентаризация, либо в годовой отчетности.

Порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках

В организациях основные средства включают в себя следующее:

  • машины и оборудование;
  • здания и сооружения;
  • транспортные средства;
  • прочие основные средства.

Для инвентаризации основных средств применяется бланк формы №ИНВ-1. Инвентаризационная опись основных средств. Перед проведением инвентаризации основных средств необходимо проверить наличие и состояние учетной документации.

Учет основных средств ведется в бухгалтерии предприятия. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

формы учета ОС

Формы для учета основных средств

Для организации учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств в организациях и на предприятиях каждому инвентарному объекту независимо от того, находится ли он в эксплуатации или в запасе, присваивается соответствующий инвентарный номер. В соответствии с ПБУ – 6/01 в стоимость основных средств включаются:

  • расходы по приобретению оборудования по счетам поставщиков;
  • транспортные расходы;
  • заготовительно-складские расходы;
  • стоимость услуг товарных фирм.

При инвентаризации основного средства комиссия должна осмотреть объект на предмет соответствия основным техническим и эксплуатационным характеристикам. Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись основных средств.

акт инвентаризации

Пример акта инвентаризации транспортных средств.

В случае выявления расхождений между данными учета и фактическим состоянием основных средств применяется бланк формы №ИНВ-18. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств.

Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерском учете

Операция

Отражение в учете

Недостача основных средств

Списана первоначальная стоимость основного средства:

Дебет 01/2

Кредит 01/1

Списана сумма амортизации

Дебет 02

Кредит 01/2

Списана остаточная стоимость

Дебет 94

Кредит 01/2

Списана недостача за счет виновных лиц

Дебет 73

Кредит 94

Излишек основных средств

Излишки основных средств должны быть оприходованы по рыночной цене на дату инвентаризации и отражены следующим образом:

Дебет 01

Кредит 91-1

Порядок инвентаризации материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Порядок инвентаризации материально-производственных запасов определен в пунктах 3.15-3.26 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризационная комиссия должна проверить наличие и состояние учетных документов, фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем пересчета, перемеривания или перевешивания.

Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-3. Расхождения и неточности, излишки и недостатки оформляются согласно общему порядку отражения результатов инвентаризации.

Если в результате инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием и учетными данными формируется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-19.

Отражение результатов инвентаризации материально-производственных запасов в бухгалтерском учете

Операция

Отражение в учете

Недостача материально-производственных запасов

Выявлена недостача

Дебет 94

Кредит 10

Списана недостача

При наличии резерва на списание потерь

Дебет 96

Кредит 94

При отсутствии резерва на списание потерь

Дебет 44

Кредит 94

Списана недостача за счет виновных лиц

Списание в пределах стоимости имущества

Дебет 73.2

Кредит 94

Списание больше стоимости имущества

Дебет 73.2

Кредит 91.1

Если виновные неустановленны, списание недостачи осуществляется на финансовый результат организации

Дебет 91.2

Кредит 94

Излишки материально-производственных запасов

Выявлены излишки

Дебет 10

Кредит 91.1

Порядок инвентаризации расчетов

Порядок инвентаризации расчетов регламентирован в пунктах 3.44-3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Суть данного вида инвентаризации заключается в сопоставлении реального состояния расчетов с контрагентами с данными бухгалтерского учета, особенно в части проверке достоверности и обоснованности сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация расчетов также включает оценку учетных данных по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. Суммы проверяются по первичным документам и актам сверок по расчетам.

Результатом инвентаризации является установка инвентаризационной комиссией правильности расчетов с контрагентами, обоснованности учетных данных и размеров задолженности по всем расчетам.

По итогам инвентаризации расчетов инвентаризационной комиссией должен быть составлен акт по форме №ИНВ-17. По результатам инвентаризации нужно исправить в бухгалтерском учете выявленные расхождения, если таковые имели место быть.

Отражение результатов инвентаризации расчетов в бухгалтерском учете

Операция

Отражение в учете

Задолженность по расчетам с истекшим сроком давности списывается.

Списание дебиторской задолженности, если в организации создан резерв по сомнительным долгам

Отражено списание дебиторской задолженности

Дебет 63

Кредит 62

Отражается списанная дебиторская задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля

Дебет 007

Списание дебиторской задолженности, если в организации резерв по сомнительным долгам не создан

Отражено списание дебиторской задолженности

Дебет 91.2

Кредит 62

Отражается списанная дебиторская задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля

Дебет 007

Взысканная задолженность отражается следующим образом

Отражено поступление взысканной задолженности на расчетный счет

Дебет 51

Кредит 91.1

Списана поступившая сумма долга с забалансового счета

Кредит 007



Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)