Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества
Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
К нормативным документам, которые регулируют порядок проведения инвентаризации имущества, относятся следующие:
Субъекты хозяйственной деятельности должны в обязательном порядке осуществлять инвентаризацию имущества и обязательств, при этом допускается проведение инвентаризации сообразно масштабам деятельности предприятия и объектов инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации имущества направлен на подтверждение записей на счетах бухгалтерского учета рабочему плану счетов организации, а также установление соответствия текущего ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности действующему законодательству, регулирующему бухгалтерский учет и нормативному обеспечению бухгалтерского учета.
В организациях инвентаризация осуществляется в соответствии с положениями нормативных документов и действующим законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского учета.
Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества
В организациях и на предприятиях главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.
Целями проведения инвентаризации имущества согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств являются следующие:
Цели инвентаризации в бухгалтерском учете
Основной целью проведения инвентаризации имущества в организациях выступает получение объективной и реальной информации, позволяющей оценить текущее имущественно-финансовое положение, выявить расхождения с данными бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с положениями нормативных документов, регламентирующих порядок проведения инвентаризации имущества организации, инвентаризация является обязательной для проведения, как минимум перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация объектов основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов не реже одного раза за пять лет.
Процесс проведения инвентаризации имущества
Процесс проведения инвентаризации имущества включает в себя следующие этапы:
- Формирование инвентаризационной комиссии – регламентируется приказом, которым утверждается состав инвентаризационной комиссии, в состав которой должны включаться представители управленческого аппарата, работники бухгалтерии, экономисты и специалисты предприятия, при этом при проведении инвентаризации обязательно присутствие всех ее членов;
- Подготовка учетных документов – для проверки фактического наличия имущества необходимо определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом, далее необходимо подготовить приходные и расходные документы, отчеты о движении ценностей и денежных средств, которые являются основанием определения остатков имущества к моменту начала инвентаризации;
- Инвентаризация имущества – определяется фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета по видам имущества при обязательном участии материально ответственных лиц;
- Оформление первичных документов по результатам инвентаризации – сведения о фактическом наличии записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица;
- Отражение результатов инвентаризации имущества на счетах бухгалтерского учета – расхождения оформляются согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
В большинстве организаций и предприятий придерживаются данного порядка при проведении инвентаризации имущества.
Документальное оформление инвентаризации имущества
Приказ на проведение ревизии и инвентаризации составляет генеральный директор. Приказ утверждается генеральным директором.
Приказ на проведение ревизии и инвентаризации служит для документального оформления проведения проверки. Основаниями для проведения ревизии и инвентаризации могут выступать:
- контрольная проверка,
- смена материально-ответственных лиц,
- переоценка и так далее.
Пример приказа на проведение инвентаризации.
Результаты инвентаризации оформляются актом. Акт составляется членами инвентаризационной комиссии в присутствии лиц, ответственных за проверяемое имущество организации.
Акт инвентаризации необходим для документального оформления результатов проверки и установления сохранности проверяемого имущества.
Примера акта инвентаризации кассы по результатам приказа о проведении ревизии и инвентаризации.
Пример перечня материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна.
Если в организации за последние годы материально ответственные лица, при смене которых обязательно провести инвентаризацию, работают в неизменном составе, то инвентаризация проводится по графику.
Отражение результатов инвентаризации имущества в бухучете
Отражение результатов инвентаризации имущества на счетах бухгалтерского учета и выявленные в результате ее проведения расхождения между данными учета и отчетности и фактическим наличием имущества у организации осуществляется согласно п. 28 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, в котором указано, что выявленные излишки и недостачи имущества должны быть отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Порядок отражения излишков и недостатков в бухгалтерском учете по результатам инвентаризации
Убыль имущества в пределах норм, которые были определены, фиксируется после зачета недостач имущества. При этом взаимный зачет излишков и недостач может быть осуществлен только в случае пересортицы и только за один и тот же проверяемый период.
Результаты инвентаризации должны отражаться в бухгалтерском учете и отчетности за тот период, в котором была завершена инвентаризация, либо в годовой отчетности.
Порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках
В организациях основные средства включают в себя следующее:
- машины и оборудование;
- здания и сооружения;
- транспортные средства;
- прочие основные средства.
Для инвентаризации основных средств применяется бланк формы №ИНВ-1. Инвентаризационная опись основных средств. Перед проведением инвентаризации основных средств необходимо проверить наличие и состояние учетной документации.
Учет основных средств ведется в бухгалтерии предприятия. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
Формы для учета основных средств
Для организации учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств в организациях и на предприятиях каждому инвентарному объекту независимо от того, находится ли он в эксплуатации или в запасе, присваивается соответствующий инвентарный номер. В соответствии с ПБУ – 6/01 в стоимость основных средств включаются:
- расходы по приобретению оборудования по счетам поставщиков;
- транспортные расходы;
- заготовительно-складские расходы;
- стоимость услуг товарных фирм.
При инвентаризации основного средства комиссия должна осмотреть объект на предмет соответствия основным техническим и эксплуатационным характеристикам. Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись основных средств.
Пример акта инвентаризации транспортных средств.
В случае выявления расхождений между данными учета и фактическим состоянием основных средств применяется бланк формы №ИНВ-18. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств.
Операция |
Отражение в учете |
---|---|
Недостача основных средств | |
Списана первоначальная стоимость основного средства: |
Дебет 01/2 Кредит 01/1 |
Списана сумма амортизации |
Дебет 02 Кредит 01/2 |
Списана остаточная стоимость |
Дебет 94 Кредит 01/2 |
Списана недостача за счет виновных лиц |
Дебет 73 Кредит 94 |
Излишек основных средств | |
Излишки основных средств должны быть оприходованы по рыночной цене на дату инвентаризации и отражены следующим образом: |
Дебет 01 Кредит 91-1 |
Порядок инвентаризации материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете
Порядок инвентаризации материально-производственных запасов определен в пунктах 3.15-3.26 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризационная комиссия должна проверить наличие и состояние учетных документов, фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем пересчета, перемеривания или перевешивания.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-3. Расхождения и неточности, излишки и недостатки оформляются согласно общему порядку отражения результатов инвентаризации.
Если в результате инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием и учетными данными формируется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-19.
Операция |
Отражение в учете |
---|---|
Недостача материально-производственных запасов | |
Выявлена недостача |
Дебет 94 Кредит 10 |
Списана недостача |
При наличии резерва на списание потерь Дебет 96 Кредит 94 |
При отсутствии резерва на списание потерь Дебет 44 Кредит 94 | |
Списана недостача за счет виновных лиц |
Списание в пределах стоимости имущества Дебет 73.2 Кредит 94 |
Списание больше стоимости имущества Дебет 73.2 Кредит 91.1 | |
Если виновные неустановленны, списание недостачи осуществляется на финансовый результат организации |
Дебет 91.2 Кредит 94 |
Излишки материально-производственных запасов | |
Выявлены излишки |
Дебет 10 Кредит 91.1 |
Порядок инвентаризации расчетов
Порядок инвентаризации расчетов регламентирован в пунктах 3.44-3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Суть данного вида инвентаризации заключается в сопоставлении реального состояния расчетов с контрагентами с данными бухгалтерского учета, особенно в части проверке достоверности и обоснованности сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация расчетов также включает оценку учетных данных по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. Суммы проверяются по первичным документам и актам сверок по расчетам.
Результатом инвентаризации является установка инвентаризационной комиссией правильности расчетов с контрагентами, обоснованности учетных данных и размеров задолженности по всем расчетам.
По итогам инвентаризации расчетов инвентаризационной комиссией должен быть составлен акт по форме №ИНВ-17. По результатам инвентаризации нужно исправить в бухгалтерском учете выявленные расхождения, если таковые имели место быть.
Операция |
Отражение в учете |
---|---|
Задолженность по расчетам с истекшим сроком давности списывается. | |
Списание дебиторской задолженности, если в организации создан резерв по сомнительным долгам |
Отражено списание дебиторской задолженности Дебет 63 Кредит 62 |
Отражается списанная дебиторская задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля Дебет 007 | |
Списание дебиторской задолженности, если в организации резерв по сомнительным долгам не создан |
Отражено списание дебиторской задолженности Дебет 91.2 Кредит 62 |
Отражается списанная дебиторская задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля Дебет 007 | |
Взысканная задолженность отражается следующим образом | |
Отражено поступление взысканной задолженности на расчетный счет |
Дебет 51 Кредит 91.1 |
Списана поступившая сумма долга с забалансового счета |
Кредит 007 |