Бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговая система и фискальная политика в структуре государственного управления.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 30.11.2019

Нестеров А.К. Бюджетно-налоговая система // Энциклопедия Нестеровых


Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления

В федеративном государстве бюджетно-налоговая система включает федеральный уровень и региональные уровни, которые выступают элементами системы государственных финансов.

Бюджетно-налоговая система – это совокупность бюджетов разных уровней, основным источником доходов которых являются налоговые сборы, комплекс государственных методов управления и установления форм налогового администрирования и контроля.

Бюджетно-налоговая система является особой категорией в государственном и муниципальном управлении.

Основная цель управления бюжетно-налоговой системой – обеспечение стабильного экономического роста и выполнение фискальных функций.

В соответствии с данной целью происходит распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней, по результатам которого решаются вопросы о закреплении и перераспределении доходов между федеральным и региональными уровнями.

Элементы бюжетно-налоговой системы:

  • Федеральные и региональные бюджеты;
  • Федеральные и региональные налоги и сборы;
  • Дотации и субвенции;
  • Финансовые потоки между федеральным и региональными уровнями.
Фискальная политика государства – совокупность мероприятий по государственному управлению бюджетно-налоговой системой.

Государственное управление бюджетно-налоговой системой представляет собой определенный курс использования финансовых ресурсов государства, регулирования доходов и расходов, обеспечения сбалансированности бюджета, налогового регулирования и организации денежного обращения внутри страны.

Задачи государственного управления бюджетно-налоговой системой:

  1. Реализация фискальных целей;
  2. Обеспечение стабильного экономического роста;
  3. Стимулирование роста производства;
  4. Стимулирование' target='_blank' rel='nofollow' class='norm'>https://odiplom.ru/lab/stimulirovanie-innovacionnoi-deyatelnosti.html">Стимулирование инновационной деятельности;
  5. Регулирование инвестиционной активности;
  6. Социализация реального сектора экономики;
  7. Создание условий для активизации предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации концепция государственного управления бюджетно-налоговой системой основана на интеграции бюджетной системы в целях эффективного функционирования и надежного контроля. Исторически, процесс образования единого фонда государственных финансов практически не прерывался. Вместе с тем, объективное распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней требует соответствующего развития федеративных бюджетных отношений. Перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней – это обычный элемент "бюджетного федерализма".

В системе государственного управления Российской Федерации бюджетно-налоговая система – это централизованная модель бюджетного устройства страны, которая состоит из федеральной и региональной системы.

Бюджетная-налоговая система РФ регулируется рядом нормативных актов:

  • Конституция РФ – закреплены основы бюджетного устройства страны;
  • Бюджетный кодекс РФ – закреплены уровни бюджетной системы, порядок управления, формирования и исполнения бюджетов;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует функционирование налоговой системы;
  • Нормативные акты, конкретизирующие положения и статьи БК РФ и НК РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Регулирование и реализация бюджетной политики осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Региональная бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Бюджетно-налоговая система региона включает в себя налоговую систему в каждом конкретном регионе и бюджет региона.

Региональные бюджеты – это центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Региональная бюджетно-налоговая система в системе государственного и муниципального управления:

  • реализация экономической политики на уровне региона;
  • выравнивание экономического и социального уровня развития территорий;
  • нивелирование факторов, влияющих на отставание уровня развития территории, в том числе исторических, географических, военных;
  • разработка и реализация региональных программ развития, финансируемых из региональных бюджетов.

Функции бюджетной системы региона

Функции бюджетной системы региона

Основной критерий развития региональной бюжетно-налоговой системы – самостоятельность. Это ключевой принцип, реализация которого предполагает наличие собственных источников доходов, которые могут использованы по направлениям в интересах развития региона. Соответственно, бюджетная самостоятельность региона отражает уровень его развития, а также определяет эффективность принимаемых экономических решений.

Управление региональной бюжетно-налоговой системой

Управление региональной бюжетно-налоговой системой

Помимо региональной бюджетной системы в бюджтно-налоговую систему также входит налоговая система региона. Территориальные налоги подразделяются на два вида:

  1. Региональные – средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
  2. Местные – средства в полном объеме подлежат к зачислению в муниципальные бюджеты.

Основная часть доходов регионального бюджета формируется за счет налогов и сборов, имеющих обязательный и постоянный характер.

В настоящее время, региональная бюджетно-налоговая система России предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов.

Бюджетно-налоговая система многоуровневая. Она включает в себя два ключевых компонента: налоговую систему, регулируемую посредством налогового законодательства и бюджетную систему, которая регулируется бюджетным правом. Бюджетно-налоговая система РФ базируется на нормах Конституции.

Региональная бюджетно-налоговая система построена на основе взаимодействия региональных бюджетов и налогов. Структура бюджето-налоговой системы регионов позволяет регулировать её на каждом этапе функционирования.

Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Фискальная политика государства – совокупность мероприятий государственного управления бюджетно-налоговой системой с целью регулирования экономики, экономического роста, инфляции, безработицы.

Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.

Инструменты фискальной политики соответствуют элементам бюджетно-налоговой системы:

  1. Налоги
  2. Государственные расходы

Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.

цели фискальной политики

Цели фискальной политики в РФ

Типы фискальной политики:

  1. Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
  2. Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.

типы фискальной политики

Типы фискальной политики

Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.

Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:

  • невозможно полностью предсказать экономические колебания;
  • нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
  • запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
  • наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.

Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:

Роль фискальной политики состоит в том, чтобы сглаживать цикличность развития экономики, регулировать экономический рост, безработицу и инфляцию.

Без использования дискреционной политики это недостижимо.

Направления реализации фискальной политики

  • стабилизация экономического роста и развития,
  • антициклическое регулирование экономики,
  • стимулирование экономического роста,
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.

Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.

К числу инструментов фискальной политики относят:

  • государственные расходы – закупки товаров и услуг;
  • налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
  • государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:

  • Интенсификация модернизации и создания новых производств;
  • Интенсификация предпринимательской активности;
  • Стимулирование инновационной деятельности;
  • Повышение производительности труда;
  • Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
  • Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.

Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)