Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления
В федеративном государстве бюджетно-налоговая система включает федеральный уровень и региональные уровни, которые выступают элементами системы государственных финансов.
Бюджетно-налоговая система – это совокупность бюджетов разных уровней, основным источником доходов которых являются налоговые сборы, комплекс государственных методов управления и установления форм налогового администрирования и контроля.
Бюджетно-налоговая система является особой категорией в государственном и муниципальном управлении.
Основная цель управления бюжетно-налоговой системой – обеспечение стабильного экономического роста и выполнение фискальных функций.
В соответствии с данной целью происходит распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней, по результатам которого решаются вопросы о закреплении и перераспределении доходов между федеральным и региональными уровнями.
Элементы бюжетно-налоговой системы:
- Федеральные и региональные бюджеты;
- Федеральные и региональные налоги и сборы;
- Дотации и субвенции;
- Финансовые потоки между федеральным и региональными уровнями.
Фискальная политика государства – совокупность мероприятий по государственному управлению бюджетно-налоговой системой.
Государственное управление бюджетно-налоговой системой представляет собой определенный курс использования финансовых ресурсов государства, регулирования доходов и расходов, обеспечения сбалансированности бюджета, налогового регулирования и организации денежного обращения внутри страны.
Задачи государственного управления бюджетно-налоговой системой:
- Реализация фискальных целей;
- Обеспечение стабильного экономического роста;
- Стимулирование роста производства;
- Стимулирование' target='_blank' rel='nofollow' class='norm'>https://odiplom.ru/lab/stimulirovanie-innovacionnoi-deyatelnosti.html">Стимулирование инновационной деятельности;
- Регулирование инвестиционной активности;
- Социализация реального сектора экономики;
- Создание условий для активизации предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации концепция государственного управления бюджетно-налоговой системой основана на интеграции бюджетной системы в целях эффективного функционирования и надежного контроля. Исторически, процесс образования единого фонда государственных финансов практически не прерывался. Вместе с тем, объективное распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней требует соответствующего развития федеративных бюджетных отношений. Перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней – это обычный элемент "бюджетного федерализма".
В системе государственного управления Российской Федерации бюджетно-налоговая система – это централизованная модель бюджетного устройства страны, которая состоит из федеральной и региональной системы.
Бюджетная-налоговая система РФ регулируется рядом нормативных актов:
- Конституция РФ – закреплены основы бюджетного устройства страны;
- Бюджетный кодекс РФ – закреплены уровни бюджетной системы, порядок управления, формирования и исполнения бюджетов;
- Налоговый кодекс РФ – регулирует функционирование налоговой системы;
- Нормативные акты, конкретизирующие положения и статьи БК РФ и НК РФ.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Регулирование и реализация бюджетной политики осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативных актов.
Региональная бюджетно-налоговая система
Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Бюджетно-налоговая система региона включает в себя налоговую систему в каждом конкретном регионе и бюджет региона.
Региональные бюджеты – это центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Региональная бюджетно-налоговая система в системе государственного и муниципального управления:
- реализация экономической политики на уровне региона;
- выравнивание экономического и социального уровня развития территорий;
- нивелирование факторов, влияющих на отставание уровня развития территории, в том числе исторических, географических, военных;
- разработка и реализация региональных программ развития, финансируемых из региональных бюджетов.
Функции бюджетной системы региона
Основной критерий развития региональной бюжетно-налоговой системы – самостоятельность. Это ключевой принцип, реализация которого предполагает наличие собственных источников доходов, которые могут использованы по направлениям в интересах развития региона. Соответственно, бюджетная самостоятельность региона отражает уровень его развития, а также определяет эффективность принимаемых экономических решений.
Управление региональной бюжетно-налоговой системой
Помимо региональной бюджетной системы в бюджтно-налоговую систему также входит налоговая система региона. Территориальные налоги подразделяются на два вида:
- Региональные – средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
- Местные – средства в полном объеме подлежат к зачислению в муниципальные бюджеты.
Основная часть доходов регионального бюджета формируется за счет налогов и сборов, имеющих обязательный и постоянный характер.
В настоящее время, региональная бюджетно-налоговая система России предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов.
Бюджетно-налоговая система многоуровневая. Она включает в себя два ключевых компонента: налоговую систему, регулируемую посредством налогового законодательства и бюджетную систему, которая регулируется бюджетным правом. Бюджетно-налоговая система РФ базируется на нормах Конституции.
Региональная бюджетно-налоговая система построена на основе взаимодействия региональных бюджетов и налогов. Структура бюджето-налоговой системы регионов позволяет регулировать её на каждом этапе функционирования.
Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой
Фискальная политика государства – совокупность мероприятий государственного управления бюджетно-налоговой системой с целью регулирования экономики, экономического роста, инфляции, безработицы.
Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.
Инструменты фискальной политики соответствуют элементам бюджетно-налоговой системы:
- Налоги
- Государственные расходы
Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.
Цели фискальной политики в РФ
Типы фискальной политики:
- Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
- Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.
Типы фискальной политики
Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.
Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:
- невозможно полностью предсказать экономические колебания;
- нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
- запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
- наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.
Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:
Роль фискальной политики состоит в том, чтобы сглаживать цикличность развития экономики, регулировать экономический рост, безработицу и инфляцию.
Без использования дискреционной политики это недостижимо.
Направления реализации фискальной политики
- стабилизация экономического роста и развития,
- антициклическое регулирование экономики,
- стимулирование экономического роста,
- достижение внешнеторговой сбалансированности.
В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.
В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.
Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.
К числу инструментов фискальной политики относят:
- государственные расходы – закупки товаров и услуг;
- налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
- государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.
Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:
- Интенсификация модернизации и создания новых производств;
- Интенсификация предпринимательской активности;
- Стимулирование инновационной деятельности;
- Повышение производительности труда;
- Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
- Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.
Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.