Понятие делинквентности
К понятию делинквентности в отечественной и зарубежной науке обращались достаточно давно. В настоящее время сформировался целый пласт трактовок термина "делинквентность". Помимо психологии к данному вопросу обращаются такие науки как педагогика, юриспруденция и социология.
Итак, обратимся к трактовкам термина "делинквентность". Прежде всего, следует осветить точку зрения, которая является простейшей и не относится к каноническим. Согласно данному восприятию термин "делинквентность" имеет прямое значение, обусловленное его переводом с английского языка, а именно: "вина", "виновность". Отсюда делинквентное поведение трактуется как "виновное поведение", "виновное действие".
Теперь обратимся к следующей трактовке, согласно которой, термин делинквентный составлен из двух слов с латинскими корнями: латинского delictum – проступок и английского delinquency – правонарушение. Этим термином определяются поступки человека (действие или бездействие), направленные против моральных и поведенческих норм общества и наносящие моральный или материальный ущерб отдельным гражданам и/или обществу в целом [1].
Говоря о понятии деликвентность следует отметить, что в странах Восточной Европы термин "деликвентность" менее употребим чем в российской науке, однако имеет широкий спектр аналогов, например, преступное поведение, а в некоторых случаях отождествляется с преступностью несовершеннолетних в ее широком криминологическом понимании.
Виды деликвентного поведения
Делинквентное поведение представляет собой поведение с элементами преступной деятельности иными словами это отклоняющееся поведение. В СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д [2].
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [2].
Делинквентное поведение имеет ряд особенностей, которые являют собой ту основу на которую опираются психологи, социологи и юристы при анализе данной категории. Итак, само по себе делинквентное поведение регулируется преимущественно нормами права. Делинквентное поведение не расценивается как психологическое отклонение, а является нарушением в сфере влияния юридических наук. Однако, само противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, по причине угрозы общественному порядку.
Важной особенностью делинквентного поведения является факт общественного резонанса. А именно, поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.
Делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами:
- судами,
- следственными органами,
- местами лишения свободы [3].
И в Европе и в Северной Америке делинквенты мужского пола встречаются в 3-10 раз чаще, чем делинквенты женского пола, независимо от того, сделаны оценки по данным официальных протоколов или по данным самоотчетов. Преобладание мужского пола наиболее выражено в отношении агрессивных преступлений [6].
Теперь следует обратиться к вопросу классификации делинквентного поведения в современной науке. С юридической точки зрения классификация деликвентного поведения выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Отдельно следует отметить, что любые проявления деликвентного поведения имеют негативный характер для общества и общественной жизни.
Виды делинквентного поведения
Нельзя оставить без внимания проблему разграничения девиантного и делинквентного поведения. В этой связи следует рассмотреть данный аспект отдельно.
Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения
Делинквентное поведение и девиантное поведение представляют собой отклонение от укоренившихся норм и шаблонов, при этом оба несут явный общественно осуждаемый характер. В тоже время следует отдельно обратиться проблеме сходства и отличия данных научных понятий. Прежде всего, делинквентное и девиантное поведение являются разновидностями отклоняющегося поведения. В данном ключе целесообразно отразить научную трактовку термина "отклоняющееся поведение". Ряд специалистов приравнивают понятия девиантного и отклоняющегося поведения, считая их синонимами. Так, М.И. Аникеев, О.Л. Кочетков дают следующее определение девиантному поведения отмечая, что девиантное поведение равно отклоняющемуся поведению.
Девиантное (синоним: отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции [4].
Однако не менее распространенным является подход который подразумевает под собой тот факт, что девиантное и делинквентное поведение входит в состав понятия "отклоняющееся поведение".
Подходы к трактовке сущности отклоняющегося поведения
Теперь непосредственно об отличии девиантного от делинквентного поведения. Отличие заключается в том, что девиантное поведение – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы. В то время как делинквентное поведение является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.
Если мерой допустимого в рамках понятия "делинквентное поведение" является закон, то в рамки термина "девиантное поведение" включены социальные нормы, стандарты. Исходя из этого индивиды для достижения желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам, в том числе и асоциального и преступного характера. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.
Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным, то есть недопустимым во всех социальных группах общества.
В завершении рассмотрения проблемы отличия девиантного поведения от делинквентного, следует отметить, что, по сути, отличие заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы.
Подростковая делинквентность
В силу особенностей подросткового поведения и влияния окружающей среды и круга общения делинквентное поведение встречает не редко. В подростковом возрасте хочется бунтовать, а преступление рассматривается как протест, позднее перерастающий в норму. Делинквентное поведение в подростковом возрасте представляет собой серьезное девиантное отклонение.
Делинквентное поведение подростков – прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания [5].
Причины делинквентного поведения подростков
Теперь обратимся к особенностям подросткового возраста, которые являются группой факторов риска в формировании делинквентного поведения [7]:
- Повышенный эгоцентризм;
- Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
- Амбивалентность и парадоксальность характера;
- Стремление к неизвестному, рискованному;
- Обостренная страсть к взрослению;
- Стремление к независимости и отрыву от семьи;
- Незрелость нравственных убеждений;
- Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
- Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
- Кризис идентичности;
- Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
- Негативная или несформированная Я-концепция;
- Гипертрофированные поведенческие реакции;
- Низкая переносимость трудностей.
В настоящее время отсутствует четкое описание личности подростка, который является делинквентным. Делинквентный подросток характеризуется лишь неустойчивостью поведения, которое характеризуется различными особенностями, обоснованными, обычно, одной из представленных на рисунке выше, причин.
Литература
- Что такое делинквентное поведение и механизмы социального контроля // Электронный ресурс. URL: http://onevroze.ru/chto-takoe-delinkventnoe-povedenie-i-mexanizmy-socialnogo-kontrolya.html
- Хвостенко Н.В. К вопросу о понятии "Делинквентное поведение" несовершеннолетних и его сущности // ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА № 2013 Страницы: 205-208
- Электронная энциклопедия // URL: http://infopedia.su/15x14310.html
- Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222с.
- Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 869-872.
- Роберт Гудман, Стивен Скотт Детская психиатрия /Переводчик Е. Слободская – М.: Издательство Триада-X, 2008г.
- Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю.Костюнина., А.О.Лучинина – Казань, Издательство "Бриг", 2015