Понятие и виды деструктивного поведения
В современной психологии существует разделение поведения на конструктивное и деструктивное. Деструктивное поведение личности это такое поведение при котором человек вредит сам себе. Его действия, слова и поступки идут в разрез с его собственными интересами. Проблема деструктивного поведения интересует педагогов и психологов, так как подростки очень часто ведут себя деструктивно с целью выделиться или что-то кому-то доказать.
Деструктивное поведение – форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как "составляющих" его (организм), так и заключающих его в "себе" (общество).
Деструктивное поведение встречается у людей независимо от пола и возраста. Оно демонстрируется теми, у кого не развито чувство ответственности, кто не умеет принимать самостоятельные решения и делать выбор. Такие люди обычно нарушают основные устои:
- Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы.
Деструктивное поведение может быть спровоцировано широким спектром причин: от психологических или физических травм до кризисов личностного развития. Кроме того ошибки в воспитательном процессе могут спровоцировать склонность к проявлению деструктивного поведения. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Семейные отношения построенные на взаимопонимании и добром отношении друг к другу, забота и терпение родителей закладывают конструктивные поведенческие основы у ребенка.
Особенности деструктивного поведения
Существует несколько подходов к классификации деструктивного поведения. Согласно одному из них деструктивное поведение бывает направленным во внутрь человека и во вне. Человек может вредить только себе(например, попытки суицида) или же окружающим(например, преднамеренное насилие по отношению к близким). Деструктивное поведение бывает девиантным и деликвентным.
Девиантное поведение – это то поведение, которое не соответствует общепризнанным нормам морали и нравственности.
Проявление девиантного поведения говорит о проблемах личностного развития, недостатке воспитания или наличии психических заболеваний. Однако следует учитывать, что в одном социуме одни поступки считаются нормой, а в другом девиацией. Отклоняющееся поведение, как и всякий другой психологический феномен, имеет свои отличительные признаки:
- Отклонение от социальных стандартов и социальная дезадаптация.
- Возможности наносить ощутимый урон( личности либо окружающим людям.
- Регулярно повторяющиеся действия, которые нарушают нормам морали.
- Выраженное возрастное и половое разнообразие.
Деликвентное поведение – это поведение, которое представляет собой выход за правовые рамки, нарушения закона.
В современной психологии выделяют несколько групп деструктивного поведения:
- Внешнедеструктивное – поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия илибездействия, запрещенные законодательством);
- Косвенно-деструктивное – это поведение, нарушающее и разрушающее морально – нравственные нормы и межличностные связи и отношения;
- Аутодеструктивное – поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог – приводящее к ее распаду.
Деструктивное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:
- Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
- Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
- Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
- Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
- Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).
Особенности деструктивного поведения у подростков
Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирования у подростков деструктивного поведения рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных психологов. Некоторые авторы при исследовании деструктивного поведения рассматривали особенности подростков-правонарушителей (И.В. Смакотина-Лацис, А.В. Ипатов), безнадзорных подростков (А.В. Ипатов) и подростков-иммигрантов (В.В. Козлов, П.С.Песецкая). Упомянутые группы подростков имеют специфические особенности, характерные той или иной группе. Подростки-правонарушители обычно имеют пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, часто увлечены азартными играми. В этой группе встречаются подростки привыкшие бродяжничать и регулярно сбегать из дома. На этом фоне формируется привычка к присвоению всего, что плохо лежит.
Безнадзорные подростки характеризуются наличием следующих качеств: вовлеченность в потребление табака, алкоголя, наркотических, психотропных веществ, бессодержательное времяпрепровождения, элементы рискованного поведения (попрошайничество).
Выделено ряд факторов, которые способствую формированию деструктивного поведения у подростков:
- Деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием и т.д. и т.п.);
- Недостатки в учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций, других учебных заведений.
- Нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений.
- Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, и в связи с этим, увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
- Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, группы).
- Ошибки педагогов в ходе воспитательного процесса могут спровоцировать деструктивное поведение у подростков.
В жизни подростка существует ряд факторов, совокупность которых может стать преградой перед развитием и проявлением деструктивного поведения. Прежде всего -это факт наличия любящей и заботливой семь. Дети очень чутко чувствую отношение к ним близких и степень доверия им. Важную роль играет поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально-одобряемым поведением.
В подростковом возрасте у человека уже сформированы ряд навыков и привычек, которые оказывают влияние на его восприятие окружающей действительности. Хорошие познавательные способности и чувство юмора -вот серьезная преграда на пути развития деструктивного поведения. Кроме того, развитое чувство юмора, адекватная самооценка и самоконтроль в купе навыками принятия решений будут способствовать преобладанию конструктивного поведения.
Если у подростка высок интерес к учебе и к активному участию в работе класса/группы/коллектива, имеется наличие определенных обязанностей и успехов в их выполнении, то вероятность появления деструктивного поведения значительно снижена.
Деструктивное поведение не появляется у подростка если он воспитан так, что уважает других людей, знает и уважает законы и норм общества, школы, знает семейные стандарты и искреннее одобрение правильных действий.