Понятие дидактической игры
Современная педагогика немыслима без дидактики. Дидактические игры являют собой один из важнейших элементов образовательного процесса. Они позволяют превращать уроки и занятия из рутины в интересные мероприятия, посредством которых значительно улучшается процесс восприятия учебного материала.
В современной науке существует несколько трактовок такого понятия, как дидактическая игра. Приведем самое актуальное и распространенное.
Дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют лучшему усвоению содержания учебного материала и развитию общеучебных умений и навыков. Иначе говоря, – это специально создаваемые или приспособляемые для целей обучения игры [2].
Дидактические игры обладают рядом характерных признаков, к числу которых можно смело отнести следующее:
- преднамеренность,
- планируемость,
- наличие учебной цели,
- наличие предполагаемого результата, который может быть обособленным.
В процессе дидактической игры педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках проведения дидактической игры ее цели достигаются посредством решения игровых задач.
Виды дидактических игр
В современной педагогике имеет место несколько подходов к классификации дидактических игр. На рисунке 1. представлена одна из распространенных классификаций. Каждый вид дидактической игры, представленной на рисунке обладает рядом характерных особенностей.
Рисунок 1. Классификация дидактических игр №1
Игры-путешествия подобно сказкам насыщены чудесами и фантастическими событиями. Игра-путешествие отражает реальные факты или события следующим образом: обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое и т.д.
Игры-путешествия зачастую ошибочно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Игры-загадки направлены на развитие мышления у детей. Кроме того, игры-загадки объединяют детей, и тренирую командные виды взаимодействия в рамках учебного процесса.
Игры-беседы основаны на взаимодействии взрослого с ребенком, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
Другой подход базируется на том, что в педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида. Они изброжены на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация дидактических игр №2
Теперь обратимся к описанию каждого из видов дидактических игр согласно классификации №2. Так, в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься интеллектуальным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности интеллектуальной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Дидактические игры в младшей школе
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.
Рисунок 3. Игровая деятельность в младшей школе
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
Литература
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М.: Педагог. 2011
- Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. – М.: Педагог 2000
- Дроздовский В.П., В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко Преодолеть пропасть – М.: Просвещение, 1999
- Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 2006.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 2002
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Просвящение, 2003.
- Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2009