Понятие и особенности цифровой дипломатии
В последние годы с развитием цифровых технологий произошли координальные перемены на дипломатическом фронте. Дипломатические ведомства получили возможность заявлять свою точку зрения на то или иное событие путем использования экаунтов в социальных сетях.
Цифровая дипломатия – это использование социальных сетей и иных веб-ресурсов в купе с информационно-коммуникационными технологиями с целью быстрой и оптиманой реализации дипломатических задач.
Цифровую дипломатию начали использовать американцы еще в 2002 году. Был выпущен ряд документов, определяющих ее статус. Однако весь мир стал активно использовать цифровую дипломатию гораздо позже, только после признания значимости социальных сетей.
Неоспоримая важность социальных сетей была официально признана на международной конференции в Италии в 2012 году. Тогда же было объявлено, что дипломатия может использовать Интернет ресурсы для высказывания своей точки зрения.
Первым в пространство цифровой дипломатии был включен "Твиттер". В те далекие годы он еще не стал отцензуренным инструментом пресечения свободы слова в США и мире. Он казался оптимальным из-за того, что сообщения имели ограничении по символам. Это способствовало четкой формулировке заявления или высказывания.
Задача цифровой дипломатии состоит в донесении точки зрения одного государства до аудитории в других странах посредством определенной системы методов:
- размещение радио и телепередач в сети Интернет;
- размещение пропагандистской и общеинформационной литературы в свободном доступе;
- анализ и формулировка определенных выводов по результатам мониторинга различных дискуссий в соцсетях и блогосфере;
- создание персонифицированных страничек членов правительства в социальных сетях;
- создание и обновление экаунтнов в соцсетях для дипломатических ведомств.
Цифровая дипломатия относится к публичной дипломатии, о которой писала еще в 1960-х гг. Э. Галлион. Она переняла ряд её особенностей. Прежде всего, это общедоступность дипломатических заявлений и ведение публичных дебатов по тем или иным вопросам международной политики. Благодаря социальным сетям дипломатия из закрытой сферы переходит в более открытую, так как люди могут наблюдать за заявлениями политиков и дипломатов. При этом есть возможность их комментировать и высказывать согласие или несогласие.
Цифровая дипломатия в настоящее время использует множество инструментов, способных влиять на общественное мнение. К числу инструментов цифровой дипломатии следует отнести неправительственные и сетевые организации охватывающие своим влиянием определенную часть зарубежной аудитории. Не меньшую роль играют веб-сайты дипломатического представительства и государственных органов РФ. Особое внимание привлекает сайт правительства и сайт Президента РФ, а в свете последних событий сайты МИДа и Министерства Обороны РФ. В последние годы деятельность российских органов государственной власти и МИД РФ в социальных сетях стала значимым инструментом в введении дискуссий с оппонентами. Блоги и личные сайты политических деятелей, стали важнейшим инструментом не только общения с избирателями, но и донесения определенной точки зрения для зарубежной аудитории.
Исследователь основ цифровой дипломатии в России и мире А.Н. Цветкова выделила основные черты современной публичной дипломатии Web 2.0.
- платформой для цифровой дипломатии является сеть Интернет;
- члены зарубежных неправительственных организаций, пользователи сети Интернет и молодежь становятся основными адресными группами цифровой дипломатии;
- вместо концепции "продвижение позитивного имиджа" страны используется новая концепция о "продвижении бренда".
Особенности цифровой дипломатии отдельных стран
Лидером цифровой дипломатии или Web2.0 являются США. Начиная с 2002 года использование социальных сетей и ИКТ для влияния на мнение граждан зарубежных стран и формирования определенного мировоззрения в самих Штатах стало ключевой задачей Пентагона и правительства. При помощи инструментов цифровой дипломатии страна формировала позитивное восприятие жестокости и терроризма США на территории других государств.
Начиная с 2014 года американские социальные сети усилили цензуру, тем самым значительно снизили маневренность цифровой дипломатии. В 2022 они и вовсе наложили цензуру на неугодные СМИ и экаунты политиков и простых граждан, чье мнение расходится с официальной линией Вашингтона.
До 2022 года зарубежные страны, в том числе и США, использовали следующие подходы к цифровой дипломатии:
- мягкая сила или так называемая "soft power";
- умная сила или "smart power";
- концепция диалога.
Концепты цифровой дипломатии США
Начиная с 2014 года эти концепции начали деградировать, а в 2022 потеряли свою значимость в силу тотальной цензуры США в социальных сетях. Сейчас цифровая дипломатия вышла на уровень борьбы за умы путем жесткого контроля за генерацией и распространением контента.
На этом фоне цифровая дипломатия Российской Федерации выглядит, как глоток свежего воздуха в потоке западной цензуры. Пандемия Covid-19 дала толчок для цифровой дипломатии в России. Расширение аудитории социальных сетей и внедрение он-лайн формата деловых и международных мероприятий способствовало расширению аудитории у российских дипломатических представительств и роста интереса к ресурсам органов власти. Цифровизация международной жизни стала стимулом для госструктур РФ интенсифицировать свою деятельность в соцсетях. В 2020-2022гг. помимо Facebook и Twitter, МИД РФ также завел аккаунт в TikTok. Однако, агрессивные действия стран Европы и США, приведшие к развитию фашизма на Украине и последующей её денацификации, значительно снизили возможности российской цифровой дипломатии из-за цензуры в западных СМИ и соцсетях. России пришлось перестраиваться на отечественные социальные сети и заново начинать строить взаимодействие с зарубежными пользователями. Это следствие того, что государство мало уделяло внимания IT сектору и слишком сильно полагалось на зарубежные социальные сети и технологии.
"Российская цифровая дипломатия находится в общем-то на передовой информационного противостояния, информационного противоборства. И иногда цифровая дипломатия становится едва ли не единственным способом доведения до зарубежных аудиторий альтернативной точки зрения, когда нормальные каналы общения просто перекрываются, как это вот пытается Запад сделать сейчас", – сказал Лавров, выступая на конференции "цифровые международные отношения 2022" в МГИМО. (Источник: РИА новости)
В новых условиях России необходимы новые, более жесткие подходы к воздействию на зарубежную аудиторию. Необходимо пересмотреть информационную политику МИД и государства. Только так можно переломить исход информационной войны.
Цифровая дипломатия Китая намного жестче, чем российская. Там действует строгая цензура, направленная на поддержку имиджа государства и искоренения негативных влияний со стороны западной пропаганды. В КНР доминируют местные социальные сети. В то время как в России преобладали зарубежные. Это и есть одна из ключевых ошибок российской цифровой дипломатии. В Китае самым популярным является местный WeChat. Он поддерживает 15 языков.
Сейчас Китай реализует особую государственную информационную политику, которая направлена на борьбу с фейками о КНР в западной прессе. Современная цифровая дипломатия Китая носит оборонительный характер. Она направлена на создание и продвижение положительного образа Китая и китайского народа, а также на разъяснение внешнеполитической позиции страны по острым вопросам международной политики.