Понятие дистанционного обучения
Эпидемия COVID 19 спровоцировала введение дистанционного обучения во многих школах и вузах. Дистанционное обучение выявило ряд пробелов в действующей системе образования от нехватки педагогов до недостаточной технической оснащенности школ. У многих родителей и учителей отсутствует понимание сущности и задач дистанционного обучения.
Так что такое дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это прежде всего разновидность учебных технологий. В настоящее время дистанционное обучение направлено на преодоление проблем в сфере образования, вызванных пандемией короновируса.
Дистанционное обучение это реализация образовательного процесса посредством современных технологий, через вещательные и телетрансляционные СМИ, аудио и видео электронные аудиовизуальные носители, компьютерное программное обеспечение и интерактивные мультимедиа.
Дистанционное обучение в современных условиях – это осознанная необходимость, для предотвращения массовой заболеваемости детей, подростков и студентов ВУЗов и колледжей. Однако оно нуждается в улучшении, так как педагоги не подготовлены к дистанционному обучению и далеко не все умеют и знают, как подавать информацию эффективно он-лайн.
Дистанционное обучение в настоящее время реализуется при помощи трех моделей: консультационная, модель переписки и регулируемое обучение.
Особенностью дистанционного обучения является то, что, оно основано на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся.
Любая форма дистанционного обучения предполагает контроль знаний, который обычно проводится с помощью тестов или практических он-лайн конференций. При грамотном составлении проверочных заданий отражает реальные тестирование способно показать реальные знания учащихся.
Задачи дистанционного обучения:
- Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся;
- Формирование интереса к предмету за счет использования информационных технологий;
- Расширение возможностей по изучению материала по предмету;
- Создание эффективного образовательного пространства;
- Расширение возможностей инклюзивного образования.
Цель дистанционного обучения – состоит в предоставлении учащимся возможность получать многопрофильное образования при помощи информационных технологий.
Дистанционное обучение основано на следующих принципах:
- Принцип интерактивности
- Принцип открытости
- Принцип адаптивности
- Принцип передаваемости знаний
- Принцип индивидуализации
- Принцип педагогической целесообразности
Дистанционное обучение требует определенного уровня технической оснащенности школ и компьютерной грамотности педагогов и учащихся. Именно дистанционное обучение способно как расширить горизонты для учащихся, так и свести на нет все усилия педагогов на школьных занятиях. Учитель в процессе дистанционного обучения должен суметь не только сохранить навыки и знания, полученные в условиях урочных занятий, но и повысить интерес учащихся к предмету за счет возможностей дистанционного обучения.
Формы дистанционного обучения
Дистанционные занятия организуют в различных формах в зависимости от учебного заведения и возраста учащихся. В настоящее время общепризнанными являются следующие формы дистанционного обучения:
- Чат-занятие
- Онлайн конференция
- Онлайн семинар
Рассмотрим каждую форму дистанционного обучения отдельно.
Чат-занятие – это занятие во время которого происходит общение между учителем и учащихся. Проведение чат-занятий в режиме реального времени – одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Данные занятия проводятся с помощью чат технологий. Все учащиеся имеют доступ к общему чату.
Онлайн конференция – это форма дистанционного обучения, которая позволяет педагогу слушать доклады учащихся и задавать им вопросы. При этом вопросы могут задавать и одноклассники, также присутствуют при помощи видиосервисов.
Онлайн семинар – включает в себя сочетание видио-презентации, онлайн-конференции. Во время онлайн-семинара все участники находятся у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет при помощи загружаемого приложения или через веб-интерфейс.
Методы дистанционного обучения
В последнее время с ростом интереса и необходимости в учебы дистанционно методисты обратили пристальное внимание на систему медов, которые используются в процессе дистанционного обучения.
Одним из ключевых методов дистанционного обучения является метод проблемного обучения.
Проблемное обучение – это метод обучения, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, для решения которых необходима активная самостоятельная деятельность учащихся. Благодаря этому происходит творческое овладение знаниями, умениями, как в рамках отдельного предмета, так и в сфере межпредметных связей.
Метод проектов активно используется в рамках дистанционного обучения. Он позволяет учащимся самостоятельно выполнять различные проекты, которые потом представляются в виде онлайн-презентаций, докладов.
Хорошие результаты в процессе дистанционного обучения дает метод индивидуального обучения. Данный метод направлен на индивидуальное общение педагога и учащегося посредством онлайн-сервисов или специальных приложений.
Метод лекций используется в дистанционном обучении для того, чтобы передать теоретический материал группе учащихся. Педагог зачитывает заранее подготовленный учебный материал, снабжает его актуальными примерами. По итогам лекции рекомендуется тестирование.
Метод тестирования широко используется в дистанционном обучении. Это обусловлено тем, что тестирования можно проводить по любым дисциплинам, удалённо и без участия преподавателя по конкретной дисциплине. Тестирование можно проводить как онлайн, так и офлайн.