Игры в ДОУ

Игры неотъемлемая часть воспитательного процесса в детском саду. Существует множество классификаций игр, но в статье приведены самые распространенные. Отдельно выделены дидактические игры, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 08.02.2023

Нестерова И.А. Игры в ДОУ // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и классификация игр в ДОУ

Игры в ДОУ

Игра, как метод воспитания, известна в педагогике давно. Педагоги многих эпох использовали активность детей в игровом русле, чтобы развивать их физические и умственные способности. В игре педагог и ребенок преследует разные цели. Педагог хочет обучить через игру, а ребенок хочет играть.

Игра – это форма активного, творческого отражения окружающей жизни людей, а также инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни.

Игры использовали для воспитания детей давно. В Древнем Египте до начала учения и работы египетские дети имели лишь краткий период детства. Они с удовольствием играли погремушками, мячами, волчками, игрушечными лошадками и крокодилами. Специальные воспитатели следили за играми знатных подопечных, направляя их в познавательное русло. В Древней Греции активно использовалось сочетание обучения и игровой активности.

Знаменитый педагог-психолог А.В. Запорожец в своих работах подчеркивает, что игра является исторически возникшим видом деятельности. Её суть в условиях ДОУ состоит в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Это способствует социальной адаптации ребенка в меняющихся условиях современной жизни.

задачи игр в ДОУ

Задачи игр в ДОУ

В современном российском дошкольном образовании игры занимают важное место, так как способствуют развитию мышления, коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, игры для детей в ДОУ способствуют формированию морально – волевых качеств, стимулируют развитие познавательных сил, и способствуют приобретению опыта поведения внутри коллектива.

Игры для детей в ДОУ разделяют на несколько видов. Разные авторы в своих классификациях в качестве основы берут разные характеристики игр. Так, Н.К. Крупская делила игры на творческие игры, т.е. игры придуманные самими детьми и игры с правилами, которые придуманы взрослыми. Подход к классификации игр для детей в ДОУ разработанный С.Л. Новоселовой сильно отличается от классификации Н.К. Крупской. Согласно трудам С.Л. Новосёловой все игры бывают трех групп:

  • игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями;
  • самостоятельные игры;
  • народные игры, идущие от исторически сложившихся традиций, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Таблица 1. Классификация игр по С.Л. Новоселовой

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Самостоятельные игры

Народные игры

Досуговые игры:

игры-забавы

-игры-развлечения

-празднично-карнавальные -театрально-постановочные

Игры – экспериментирования

Игры, отражающие отношение к природе

Орнаментальные игры

Самостоятельные сюжетные игры:

-сюжетно-ролевые

-режиссерские

-театрализованные

-сюжетно- отобразительные

Пальчиковые игры

Обучающие игры:

-дидактические

-сюжетно-дидактические

-подвижные

Обрядовые иогры

Состязательные игры

Хороводные игры

Большой интерес представляет классификация игр П.Ф. Лесгафта. Она основана на том, что у ребенка доминирует стремление к исследованию окружающего мира. Он разделил все игры на имитационные и игры с правилами.

Отдельно следует отметить, что игры делят на дидактические и развивающие. Игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

В процессе дидактической игры дошкольник получает новые знания и закрепляет их. В процессе дидактических и развивающих игр у дошкольников развиваются мышление, расширяется кругозор и улучшаются коммуникативные навыки.

Еще одна классификация игр в ДОУ представлена на рисунке:

классификация игр дошкольников

Классификация игр дошкольников

Дидактические игры в ДОУ

Дидактические игры – это игры, разработанные специально для достижения определенных образовательных и воспитательных целей.

Дидактическая игра основана на игровом действии. Под игровым действием подразумевается проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. подведение итогов.

Виды дидактических игр

Классификации дидактических игр

Игры для детей в ДОУ подбираются педагогами в зависимости от возраста и интересов детей. Обучение в ДОУ реализуется преимущественно посредством дидактических игр. Дидактические игры обычно полностью контролируются педагогом.

Роль дидактической игры состоит в развитии коммуникативных и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Таблица 2. Дидактические игры в ДОУ в соответствии с возрастом дошкольников

Возрастная группа

Дидактические игры

Задачи

Игры

2-3 года. Ясельная группа

Игры направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой

моторики, воображения, речи.

- пирамидки

- парные картинки,

- лото,

- разрезные картинки,

- пазлы,

- кубики,

- матрешки,

- геометрическая мозаика,

- мягкие конструкторы

Вторая младшая – 3-4 года

Освоения приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам

- лото,

- парные картинки,

- мозаика (крупная, магнитная, гвоздиковая),

- пазл из 3-15 частей,

- наборы кубиков из 4-12 штук,

- развивающие игры, например: "Сложи узор", "Сложи квадрат",

- мягкие конструкторы на ковролиновой основе.

Средняя – 4-5 лет

Совершенствовать тактильные, слуховые,

вкусовые ощущения.

Развивать наблюдательность и внимание. Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр.

- музыкальные инструменты, шумовые предметы – можно слышать;

- книги, картинки, калейдоскопы – можно видеть;

- баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов – можно узнавать по запаху.

Настольно-печатные игры:

- на сравнение предметов по различным свойствам,

- на группировку по свойствам,

- на воссоздание целого из частей,

- игры на счет.

Старшая возрастная группа 5-6 лет

1. Учить выполнять правила игры.

2. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.

3. Учить сравнивать предметы,

подмечать незначительные различия в

их признаках

- лото, мозаика, бирюльки

- народные игры,

- компьютерные игры

- сюжетно-ролевые игры

Дошкольная группа 6-7лет

 – Развивать и закреплять сенсорные способности.

- Развивать в игре произвольное поведение – Формировать ассоциативно-образное и логическое мышление

- Формировать воображение

- Развивать познавательной активности.

- Шумелки

- Компьютерные игры

- Спортивные игры (городки, бадминтон,

настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей)

Пример дидактической игры в ДОУ в средней группе. Игра называется "Поймай мышку". Она направлена на стимулирование двигательной активности и развитие ловкости, внимания, координации. Детей, участвующих в игре делят на 2 группы: мышки и мышеловки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово "хлоп" дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают.

Подвижные игры в ДОУ

Физическое развитие и развитие мелкой моторики необходимо для дальнейшего роста ребенка. Игры для детей в ДОУ включают в себя большое разнообразие подвижных игр, которые используются на занятиях с ребятами всех возрастных групп. Они строятся в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Метлов, В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Н.Н. Кильпио и др.

Подвижная игра является упражнением, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.
П.Ф. Лесгафт

Подвижные игры должны отвечать нескольким параметрам:

  • У подвижной игры должны быть цели и задачи;
  • Должны быть сформулированы правила игры;
  • Четко сформулировано распределение игровых ролей;
  • Наличие сюжета содержания у игры.

Виды подвижных игр

Классификация подвижных игр в ДОУ

П.Ф. Лесгафт выделял три этапа подвижной игры: разучивание, повторение и усложнение.

Подвижные игры – ключевое средство и метод физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи, оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Игры для детей в ДОУ организуются преимущественно воспитателями. В качестве примера подвижной игры в средней группе детского сада приведем игру "Бездомный заяц".

Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Ход игры: Выбирается "охотник" и "бездомный заяц", остальные "зайцы" стоят в обручах – домиках. "Бездомный заяц" убегает, а "охотник" его догоняет. "Заяц" может встать в домик, тогда "заяц", находившийся там, должен убежать. Когда "охотник" поймает "зайца", он сам становится им, а "заяц" – "охотником". В процессе игры дети выполняют движения зайцев: скачут на лужок, веселятся, танцуют, поют и машут руками, как зайцы лапками и прячутся от "охотника".

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ организуются воспитателями для разных возрастных групп. Игры различаются уровнем сложности, степенью ориентированности на развитие физической, умственной или коммуникативной активности. Целью проведения сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит в том, чтобы формировать разносторонне развитую личность умеющую ориентироваться в различных ситуациях и активно пользующуюся коммуникативными навыками.

Что такое сюжетно-ролевая игра для детей? – Это способ формирования важных личностных качеств и развития умственных способностей и социально-коммуникативного опыта.

Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя определенные роли, например роль взрослого или сказочных персонажа, и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей.

ВИды сюжетно-ролевых игр

Виды сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра проводится под строгим наблюдением воспитателя в задачу которого входит не только умелая организация игрового процесса, но и контроль за тем насколько та или иная сюжетно-ролевая игра эффективна в группе. Кроме того, воспитатель должен познакомить детей с понятием игровой условности и проследить за накоплением игрового опыта. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:

  • усложнение содержания;
  • усложнение игровых действий;
  • взаимодействие с партнером;
  • самостоятельность и творчество.

Часто игра ребенка в условиях ДОУ сопровождается использованием игрушек и иного игрового материала. Именно с ними воспитанники проводят определенные игровые действия. По этой причине на воспитателе лежит ответственность за разработку адекватной предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.

Освоение сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит из трех ключевых этапов, опирающихся на возраст воспитанников:

  • Первый этап это возраст ребенка 2–3 года – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
  • Второй этап 3-5 лет – воспитатель формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
  • Третий этап 5-7 лет – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ должны быть направлены на то, чтобы ребенок развивал коммуникативные навыки и обогащать знания об окружающей жизни.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)