Понятие и классификация игр в ДОУ
Игра, как метод воспитания, известна в педагогике давно. Педагоги многих эпох использовали активность детей в игровом русле, чтобы развивать их физические и умственные способности. В игре педагог и ребенок преследует разные цели. Педагог хочет обучить через игру, а ребенок хочет играть.
Игра – это форма активного, творческого отражения окружающей жизни людей, а также инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни.
Игры использовали для воспитания детей давно. В Древнем Египте до начала учения и работы египетские дети имели лишь краткий период детства. Они с удовольствием играли погремушками, мячами, волчками, игрушечными лошадками и крокодилами. Специальные воспитатели следили за играми знатных подопечных, направляя их в познавательное русло. В Древней Греции активно использовалось сочетание обучения и игровой активности.
Знаменитый педагог-психолог А.В. Запорожец в своих работах подчеркивает, что игра является исторически возникшим видом деятельности. Её суть в условиях ДОУ состоит в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Это способствует социальной адаптации ребенка в меняющихся условиях современной жизни.
Задачи игр в ДОУ
В современном российском дошкольном образовании игры занимают важное место, так как способствуют развитию мышления, коммуникативных и познавательных навыков. Кроме того, игры для детей в ДОУ способствуют формированию морально – волевых качеств, стимулируют развитие познавательных сил, и способствуют приобретению опыта поведения внутри коллектива.
Игры для детей в ДОУ разделяют на несколько видов. Разные авторы в своих классификациях в качестве основы берут разные характеристики игр. Так, Н.К. Крупская делила игры на творческие игры, т.е. игры придуманные самими детьми и игры с правилами, которые придуманы взрослыми. Подход к классификации игр для детей в ДОУ разработанный С.Л. Новоселовой сильно отличается от классификации Н.К. Крупской. Согласно трудам С.Л. Новосёловой все игры бывают трех групп:
- игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями;
- самостоятельные игры;
- народные игры, идущие от исторически сложившихся традиций, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры, возникающие по инициативе взрослого |
Самостоятельные игры |
Народные игры |
---|---|---|
Досуговые игры: игры-забавы -игры-развлечения -празднично-карнавальные -театрально-постановочные |
Игры – экспериментирования |
Игры, отражающие отношение к природе |
Орнаментальные игры | ||
Самостоятельные сюжетные игры: -сюжетно-ролевые -режиссерские -театрализованные -сюжетно- отобразительные |
Пальчиковые игры | |
Обучающие игры: -дидактические -сюжетно-дидактические -подвижные |
Обрядовые иогры | |
Состязательные игры | ||
Хороводные игры |
Большой интерес представляет классификация игр П.Ф. Лесгафта. Она основана на том, что у ребенка доминирует стремление к исследованию окружающего мира. Он разделил все игры на имитационные и игры с правилами.
Отдельно следует отметить, что игры делят на дидактические и развивающие. Игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.
В процессе дидактической игры дошкольник получает новые знания и закрепляет их. В процессе дидактических и развивающих игр у дошкольников развиваются мышление, расширяется кругозор и улучшаются коммуникативные навыки.
Еще одна классификация игр в ДОУ представлена на рисунке:
Классификация игр дошкольников
Дидактические игры в ДОУ
Дидактические игры – это игры, разработанные специально для достижения определенных образовательных и воспитательных целей.
Дидактическая игра основана на игровом действии. Под игровым действием подразумевается проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- подведение итогов.
Классификации дидактических игр
Игры для детей в ДОУ подбираются педагогами в зависимости от возраста и интересов детей. Обучение в ДОУ реализуется преимущественно посредством дидактических игр. Дидактические игры обычно полностью контролируются педагогом.
Роль дидактической игры состоит в развитии коммуникативных и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Возрастная группа |
Дидактические игры | |
---|---|---|
Задачи |
Игры | |
2-3 года. Ясельная группа |
Игры направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. |
- пирамидки - парные картинки, - лото, - разрезные картинки, - пазлы, - кубики, - матрешки, - геометрическая мозаика, - мягкие конструкторы |
Вторая младшая – 3-4 года |
Освоения приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам |
- лото, - парные картинки, - мозаика (крупная, магнитная, гвоздиковая), - пазл из 3-15 частей, - наборы кубиков из 4-12 штук, - развивающие игры, например: "Сложи узор", "Сложи квадрат", - мягкие конструкторы на ковролиновой основе. |
Средняя – 4-5 лет |
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать наблюдательность и внимание. Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр. |
- музыкальные инструменты, шумовые предметы – можно слышать; - книги, картинки, калейдоскопы – можно видеть; - баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов – можно узнавать по запаху. Настольно-печатные игры: - на сравнение предметов по различным свойствам, - на группировку по свойствам, - на воссоздание целого из частей, - игры на счет. |
Старшая возрастная группа 5-6 лет |
1. Учить выполнять правила игры. 2. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. 3. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках |
- лото, мозаика, бирюльки - народные игры, - компьютерные игры - сюжетно-ролевые игры |
Дошкольная группа 6-7лет |
– Развивать и закреплять сенсорные способности. - Развивать в игре произвольное поведение – Формировать ассоциативно-образное и логическое мышление - Формировать воображение - Развивать познавательной активности. |
- Шумелки - Компьютерные игры - Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) |
Пример дидактической игры в ДОУ в средней группе. Игра называется "Поймай мышку". Она направлена на стимулирование двигательной активности и развитие ловкости, внимания, координации. Детей, участвующих в игре делят на 2 группы: мышки и мышеловки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово "хлоп" дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают.
Подвижные игры в ДОУ
Физическое развитие и развитие мелкой моторики необходимо для дальнейшего роста ребенка. Игры для детей в ДОУ включают в себя большое разнообразие подвижных игр, которые используются на занятиях с ребятами всех возрастных групп. Они строятся в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Метлов, В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Н.Н. Кильпио и др.
Подвижная игра является упражнением, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.
П.Ф. Лесгафт
Подвижные игры должны отвечать нескольким параметрам:
- У подвижной игры должны быть цели и задачи;
- Должны быть сформулированы правила игры;
- Четко сформулировано распределение игровых ролей;
- Наличие сюжета содержания у игры.
Классификация подвижных игр в ДОУ
П.Ф. Лесгафт выделял три этапа подвижной игры: разучивание, повторение и усложнение.
Подвижные игры – ключевое средство и метод физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи, оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Игры для детей в ДОУ организуются преимущественно воспитателями. В качестве примера подвижной игры в средней группе детского сада приведем игру "Бездомный заяц".
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры: Выбирается "охотник" и "бездомный заяц", остальные "зайцы" стоят в обручах – домиках. "Бездомный заяц" убегает, а "охотник" его догоняет. "Заяц" может встать в домик, тогда "заяц", находившийся там, должен убежать. Когда "охотник" поймает "зайца", он сам становится им, а "заяц" – "охотником". В процессе игры дети выполняют движения зайцев: скачут на лужок, веселятся, танцуют, поют и машут руками, как зайцы лапками и прячутся от "охотника".
Сюжетно-ролевые игры в ДОУ
Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ организуются воспитателями для разных возрастных групп. Игры различаются уровнем сложности, степенью ориентированности на развитие физической, умственной или коммуникативной активности. Целью проведения сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит в том, чтобы формировать разносторонне развитую личность умеющую ориентироваться в различных ситуациях и активно пользующуюся коммуникативными навыками.
Что такое сюжетно-ролевая игра для детей? – Это способ формирования важных личностных качеств и развития умственных способностей и социально-коммуникативного опыта.
Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя определенные роли, например роль взрослого или сказочных персонажа, и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей.
Виды сюжетно-ролевых игр в ДОУ
Сюжетно-ролевая игра проводится под строгим наблюдением воспитателя в задачу которого входит не только умелая организация игрового процесса, но и контроль за тем насколько та или иная сюжетно-ролевая игра эффективна в группе. Кроме того, воспитатель должен познакомить детей с понятием игровой условности и проследить за накоплением игрового опыта. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:
- усложнение содержания;
- усложнение игровых действий;
- взаимодействие с партнером;
- самостоятельность и творчество.
Часто игра ребенка в условиях ДОУ сопровождается использованием игрушек и иного игрового материала. Именно с ними воспитанники проводят определенные игровые действия. По этой причине на воспитателе лежит ответственность за разработку адекватной предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.
Освоение сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит из трех ключевых этапов, опирающихся на возраст воспитанников:
- Первый этап это возраст ребенка 2–3 года – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
- Второй этап 3-5 лет – воспитатель формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
- Третий этап 5-7 лет – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ должны быть направлены на то, чтобы ребенок развивал коммуникативные навыки и обогащать знания об окружающей жизни.