Понятие дуального обучения
Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина "дуальное обучение":
Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.
Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.
Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.
Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО "Фольксваген Груп Рус" запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].
Традиционное обучение |
Дуальное обучение |
---|---|
Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени) |
Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени) |
Производственная практика до 40% |
Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения |
Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС. |
Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера. |
Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей. |
Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях. |
Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации. |
Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии. |
Обучение коммерческое или бюджетное |
Обучение спонсируется предприятием |
Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства. |
Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера. |
Наставничество зачастую очень формализовано |
Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами. |
Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.
Организация дуального обучения
Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:
- аксиологический метод, подразумевающий паритетность образовательных и производственных ценностей и целей;
- онтологический метод или, другими словами, компетентностный подход;
- технологический метод, на котором и строиться организация деятельности.
Цели дуального обучения
Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.
Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].
Схема дуального обучения
Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.
Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.
Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:
- Адекватная нормативная правовая база;
- Проектирование содержания обучения;
- Формирование корпоративной культуры;
- Актуализация средств обучения;
- Синхронизация теоретических и практических компонентов обучения;
- Создание структур для обеспечения условий для дуального обучения;
- Подготовка преподавателей и наставников [3].
Дуальное обучение в образовательных учреждениях
В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.
Шаги реализации дуального обучения
Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:
- профиль предприятия, соответствующий направлениям подготовки в образовательной организации;
- инновационная активность предприятия;
- технологическое перевооружение производства;
- использование новых технологий организации производства;
- наличие условий для внедрения элементов дуального обучения;
- наличие кадров, готовых выполнять функцию наставников в процессе дуального обучения;
- готовность заключить с образовательной организацией профессионального образования и студентом договор о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
- готовность выплачивать стипендию или заработную плату обучающимся согласно договору о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
- опыт работы по разработке и внедрению образовательных программ и профессиональных модулей подготовки рабочих кадров и специалистов совместно с образовательными организациями.
В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а "куда проще и дешевле". Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.
Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.
Литература
- Дудырев Ф. Ф. , Романова О. А. , Шабалин А. И. дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 2. С. 117-138
- Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: Сборник организационно-методических материалов. – Кострома: ред.-изд. отд. Костромского областного института развития образования, 2015.
- Серкова Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы // Журнал Инновационное развитие профессионального образования, 2016. С. 72-76