Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последние годы экологическое воспитание получило распространение в дошкольном образовании. Понятие и сущность экологического образования нашла отражение в трудах А.А. Вербицского. Экологическое воспитание способствует формирование личности, которая бережно относится к природе и ее богатствам.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 01.05.2023

Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и сущность экологического воспитания

В последние годы расширяется понятие и особенности экологического образования, так как реальность требует глубокого осознания наличия экологических проблем и острой необходимости их преодоления. Экологическое воспитание прописано современной концепции дошкольного образования.

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Сущность экологического воспитания состоит в том, чтобы развивать у детей и молодежи экологическое сознание и поведение. Отсюда можно выделить две стороны экологического воспитания: экологическое сознание и экологическое поведение.

Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и экологическим проблемам. Важную роль играет формирование у учащихся полноценного экологического сознания, которое базируется на соблюдение нравственных и правовых принципов использования природных богатств, пропаганду идей его оптимизации, а также активную деятельность по изучению и охране природы своего региона и страны.

Экологическое воспитание

Стороны экологического воспитания

В трудах профессора А.А. Вербицкого экологическое воспитание – это процесс наследования и расширение границ экологической культуры.

Экологическая культура – это знание основных законов природы и необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности, а так же стремление к оптимальности в личном и производственном природопользовании.

Инструментом освоения и наследования экологической культуры является образование, воспитание и трудовая, бытовая деятельность. При этом сама экологическая культура, с точки зрения Вербицкого, представлена как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей, культурных традиций.

Экологическое воспитание следует внедрять в дошкольном образовании, чтобы на этапе школьного обучения ребенок уже осознанно задумывался об экологических проблемах и мог демонстрировать адекватное экологическое поведение. В дошкольном образовательном заведении экологическое воспитание – часть экологического образования, которое непрерывно и идет рука об руку с развитием личности и направленно на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

проблемы, которые решает экологическое воспитание

Проблемы, которые решает экологическое воспитание

Экологическое воспитание в современном образовании явление по прежнему не стабильное. Несмотря на закрепление в образовательных стандартах, во многих учебных заведениях к нему подходят без должного профессионализма. Часто мероприятия, направленные на экологическое воспитание дошкольников организуются спустя рукава и по остаточному принципу. Данный подход негативно сказывается на уровне экологической культуры дошкольников.

Функции и задачи экологического воспитания дошкольников

В условиях ДОУ экологическое воспитание выполняет следующие функции:

  • образовательная функция;
  • развивающая функция;
  • воспитывающая функция.

Образовательная функция экологического воспитания в ДОУ состоит в том, что ребенок должен узнать о связи природы и человек. Детям объясняются ключевые естественнонаучные понятия, чтобы появилась возможность лучше понимать традиции и принципы экологической культуры.

Развивающая функция экологического воспитания в ДОУ направлена на совершенствование психических процессов и их свойств, а также на развитие эмоций и чувств, отражающих значимость природы для каждого ребенка. В процессе реализации развивающей функции в условиях ДОУ развивается понимание нравственных норм и правил поведения в природе. У ребенка формируется положительное отношения к живым объектам и адекватное реагирование на изменение экологической ситуации.

Воспитывающая функция экологического воспитания в ДОУ Направлена на воспитание у ребенка понимания того, насколько бесценна жизнь и того, насколько важна система ценностей образующая единение человека и природы. В дошкольном учреждении ребенок учится пониманию ценности природы как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценностей общения с другими живыми существами, а также ценности познания окружающей природы для жизнедеятельности, творческого процесса.

Экологическое воспитание в условиях дошкольного образовательного заведения направлены на реализацию воспитательной модели, которая представлена государственном стандарте. Первой задачей является формирование в коллективе педагогов-воспитателей осознанного понимания важности экологических проблем и экологического воспитания, как основы формирования будущей успешной и социально ответственной личности.

Второй задачей экологического воспитания в ДОУ является создание условий, которые обеспечат адекватный педагогический процесс экологического воспитания.

Третья задача экологического воспитания в ДОУ состоит в регулярном повышении квалификации и познания педагогического состава ДОУ с целью совершенствования методов экологического воспитания.

Четвертая задача состоит в реализации стабильной работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках различных методик и технологий, постоянное их совершенствование

Пятая задача экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении направлена на выявление уровня реальных достижений в умственной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми.

Методы экологического воспитания дошкольников

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение к природе и человеку. Экологическое воспитание в ДОУ широко использует в своей практике как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы экологического воспитания дошкольников включают в себя тематические беседы, экскурсии, экологические мероприятия, игры и т.д. К инновационным методам экологического воспитания дошкольников относят экологические проекты, экологические акции и опросы. В последние годы широкое распространение получили занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок, викторин и квестов.

Все методы экологического воспитания в ДОУ реализуются во взаимодействии с экологической средой, в которую входят конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.

Методы экологического воспитания в условиях ДОУ состоят из трех больших групп:

  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Словесные методы

Ключевые методы экологического воспитания в ДОУ

Ключевые методы экологического воспитания в ДОУ

Важным методом экологического воспитания в ДОУ является совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Основным методом формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ является наблюдение. Оно реализуется либо вне учебного заведения, либо в рамках экологической среды ДОУ.

Наблюдение основано на восприятии предметов и объектов при помощи зрения, слуха, а так же тактильное, кинестетическое, обонятельное восприятие. Если ребенок научится тонко чувствовать природу и людей, то он сможет лучше понять происходящие вокруг процессы. В высшем своем проявлении наблюдение представляет собой деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Для того, чтобы дети смогли воспользоваться всеми возможностями метода наблюдения необходимо наличие природных объектов, определение содержания наблюдений и поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Среди практических методов особое место в экологическом воспитании занимает метод моделирования. Моделирование направлено на решение следующих задач:

  • "построить" в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы,
  • составить схему изучаемого явления.

В числе практических методов широко применяются игры. Которые направлены на ознакомлении детей с природой. Игры в ДОУ делятся на три группы:

  • Дидактические игры
  • Подвижные игры в ДОУ
  • Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

В числе словесных методов смело можно выделить беседу, которая дает хорошие результаты при работе со старшими дошкольниками. Беседа позволит познакомить ребенка в интересной форме с новыми явлениями природы и ее обитателями. Метод беседы хорошо сочетается с методом наблюдения.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)