Компьютерные игры в обучении

Актуальные классификации компьютерных игр. Использование компьютерных игр для образовательных целей.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.02.2022

Нестерова И.А. Компьютерные игры в обучении // Энциклопедия Нестеровых


Классификация компьютерных игр

Компьютерные игры в обучении

Компьютерные игры стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Провести вечер с джойстиком – это один из самых эффективных способов отдохнуть после тяжелого дня. Игры плотно засели в нашей жизни. Игры есть в телефоне, на работе. Они стали вытеснять книги. Если раньше в автобусах и метро люди в основной массе читали книги, то сейчас играют или сидят в социальных сетях. В соцсетях тоже давно уже появились разнообразные игры.

Компьютерные игры сейчас в основном делятся на онлайновые и офлайновые игры. Существует несколько классификаций компьютерных игр по жанрам, направленности и психологическому воздействию на игрока.

Классификация игр по жанрам:

  • Стратегии
  • Шутеры
  • RPG
  • Квесты
  • Аркады
  • Survival-horror
  • Файтинги

Классификация игр по жанрам не относится к числу психологических. Она не может объяснять, описывать и предсказывать психологические явления, связанные с отдельным жанром игры. Каждый из указанных выше видов игр подразделяется на категории внутри группы.

Помимо жанровой классификации имеет место и психологическая. Её основу составляют труды отечественных психологов: А.Г. Шмелёва, Е.О. Смирновой и Р.Е. Радеевой, О.А. Попова. Однако большинство существующих психологических классификаций не раскрывают взаимосвязь личности и всего жанрового многообразия компьютерных игр.

классификация игр

Классификация игр по А.Г. Шмелеву

В последние годы резко выросло число исследований о влиянии компьютерных игр на формировании личности в образовательном процессе. Игры способствуют развитию реакции, многоканального мышления и зрительной памяти. В этой связи игры в образовании могут стать дополнением к существующему списку средств обучения.

Место компьютерных игр в образовании

Компьютерные игры в обучении

В последние годы все громче звучат голоса сторонников компьютерных игр. Современная игровая индустрия шагнула далеко вперед. Игры стали реалистичными. По ним можно изучать правила вождения, способы управления транспортными средствами, а также историю и тактику. Многие современные игры направлены на развитие творческого мышления, логики и своевременного реагирования на стрессовые ситуации.

Игры должны использоваться в образовании в строгом соответствии с возрастным рейтингом. Никто не отрицает, что игры, содержащие сцены насилия и жестокости, отрицательно сказываются на психике игрока, особенно если это несовершеннолетний. Однако обвинить в сломе психики можно и книги, и кинематограф. Игры настолько прочно укоренились в нашей жизни, что требуют отдельного изучения в свете использования в образовательных целях.

Игры, в которых идут жаркие бои, например, Doom или Counter Strike, развивают быструю реакцию, учат концентрироваться на определенной цели и мгновенно принимать решение, необходимое для успешного решения игровых задач.

Многие современные игры учат работать в команде и принимать актуальные и удачные для всей группы решения. В качестве примера можно привести Destiny.

Существует пласт игр, которые направлены на тренировку выдержки, повышение концентрации и скорости реакции. Это серия японских игр Dark Souls, которая породила целое направление souls-like игр. Эти игры заставляют продумывать каждый шаг, каждое нажатие, но при этом действовать быстро.

Стратегии очень актуальны для обучения управлению, экономике, истории. В этой связи создаются экономические стратегии, например, симуляторы градостроительства или управления страной. Исторические стратегии сочетают в себе элементы экономических и военных. Так, в Civilization V игрок создаёт и развивает свою цивилизацию с древних времён до ближайшего будущего. При этом он опирается на экономические знания и познания в истории, параллельно расширяя их. В образовательной версии CivilizationEDU разработчики обещали аналитические инструменты, чтобы оценивать достижения школьников в игре. Игра сама по себе знакомит школьников с самыми развитыми цивилизациями в истории человечества и с важными историческими фигурами.

Для старших школьников очень полезно играть в военно-исторические игры, например, серия игр "В тылу врага". Такие игры стимулируют интерес военной истории, способствуют интересу к развитию военной техники.

Большой популярностью у детей и подростков пользуются игры в жанре RPG. Некоторые из них официально используются на занятиях в колледжах и вузах. Так, один из чешских университетов выразил своё желание использовать "Kingdom Come: Deliverance" на уроках по средневековой истории. Эта ролевая игра отличается особой исторической реалистичностью.

Такие ролевые игры как "Dragon Age: Origins" направлены на умение принимать важные решения, не поступившись моралью и максимально соблюдая интересы различных групп. Данную игру можно использовать на начальных этапах обучения дипломатии.

В современных отечественных школах активно используют "Minecraft". Плюс этой игры в том, что она понятна и доступна детям. В настоящее время "Minecraft" – это удобная платформа для создания контента, а интерес детей по всему миру к ней огромен. В ней можно готовить материалы для уроков истории, физики, черчения, химии, математики и архитектуры. Особое удобство для преподавания математики при помощи игры "Minecraft" обусловлено формой конструктора. Чтобы создавать объекты в игре нужно понимание основ математики и геометрии.

Было доказано, что "Minecraft" можно использовать в качестве редактора для создания архитектурных объектов. В 2018 году архитектор Эндрю Макклюр доказал, что в игре вполне можно спроектировать дом и сравнил "Minecraft" с программами по проектированию зданий.

майнкрафт

Кроме того, "Minecraft" развивает логическое мышление. Преподавание с помощью "Minecraft" напрямую связано с "Minecraft: Education Edition". Игра без образовательного приложения позволяет разным энтузиастам адаптировать её под любые лекции и презентации, но "Minecraft: Education Edition" делает ее удобнее.

Игра "Spor" полезна для детей при обучении биологии, в том числе и в процессе изучения особенностей эволюции. В игре мы видим, как существа от клетки эволюционируют в микроорганизмы, выходят из воды, создают общины и т.д.

Отдельное место занимают симуляторы. Они эффективны при обучении вождению, при работе с горючими материалами. Также есть стимуляторы, которые помогают научится готовить, правильно подбирать элементы декора в интерьерах и т.д.

Среди отечественных игр с высоким образовательным потенциалом хотелось бы сказать о серии "В тылу врага". Большой интерес эта серия представляет для педагогов истории, так как достаточно реалистично показывает события Второй Мировой войны и других важных военных событий, например Вьетнамской войны.

Помимо общеизвестных игр, большой интерес представляют сугубо образовательные компьютерные игры, создаваемые под определенный школьный предмет. Большой популярностью пользовался игровой материал с домовенком Кузей, многие самозабвенно осваивали логику вместе с кротом.

Серьезной проблемой, с которой сталкиваются педагоги при попытке использовать игры в обучении – это искажения исторических фактов в зарубежных играх, пропаганда ЛГБТ и осквернение истории России и СССР. Создание негативного образа нашей страны и попытки приписать победы СССР странам запада и особенно США блокируют использование большого количества игр. В этой связи остро встает необходимость развития отечественной игровой индустрии. Необходимо создать пласт качественных исторических, экономических стратегий, которые бы не только заинтересовали детей, но и способствовали развитию у них интереса к отечественной науке, культуре и истории. Научнофантастические игры про покорение космоса советскими людьми должны создаваться при поддержке государства вместе с историческими экшенами и квестами.

Читайте также
Коллективный и индивидуальный тип девиантного поведения.
Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в педагогической деятельности.
Нзначение, функции и возможности табличных процессоров, как особого типа программ.
Пластик сопровождает нас повсюду. Как и зачем его надо утилизировать. В чем вред пластика
Понятие, особенности и проблемы дуального обучения.


Добавление комментария:

Имя:

Email: (обязательно!)

smile biggrin tongue wink cool angry sad cry upset tired blush surprise thinking shhh kiss crazy undecide confused down up