Понятие принципов обучения
Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой "…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс". Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Принципы обучения – выражение диалектической связи компонентов процесса обучения, определяющее действие в процессе обучения одного из законов диалектики, т.е. показывающее либо источник, либо механизм, либо направление развития процесса обучения [1].
Песталоцци | Руссо |
---|---|
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. | Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. |
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому. | Знания следует получать не из книг, а из жизни. |
Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи. | Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. |
Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов | Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. |
Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека. |
Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.
Принципы обучения по Яну Каменскому |
Принципы обучения по Константину Ушинскому |
---|---|
Принцип сознательности и активности |
Принцип доступности |
Принцип наглядности |
Принцип народности |
Принцип постепенности и систематичности знаний |
Принцип научности |
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками |
Принцип воспитывающего обучения |
Принцип систематичности и последовательности | |
Принцип наглядности | |
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся |
В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:
- Принцип научности;
- Принцип системности и последовательности;
- Принцип преемственности;
- Принцип перспективности;
- Принцип доступности;
- Принцип сознательности;
- Принцип активности;
- Принцип наглядности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип прочности усвоения;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип мотивации.
Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева "Теория и методика обучения русскому языку" [2].
Особенности принципов обучения
Наиболее значимыми принципами в обучения в современной педагогике являются общедидактические. Они актуальны для методики преподавания любого предмета. Рассмотрим каждый принцип отдельно. Начать следует с принципа научности.
Принцип научности – принцип обучения предполагающий высокий уровень достоверности излагаемых фактов, корректное толкование фактов и явлений.
Так, при обучении русскому языку крайне важна логика и анализ языковых явлений. Например, если изучается тема "Словосочетание", преподаватель реализует разбор и анализ каждого изучаемого компонента. При этом реализуется системный подход, который неотделим от научного принципа обучения.
Принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению информации в рамках изучаемого предмета. На уроке преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов.
В качестве примера можно рассмотреть процесс изучения морфологии русского языка на основе синтаксиса, а орфография рассматривается на базе усвоения фонетики.
Принцип преемственности опирается на уже изученные материалы и на знаниях полученных на уроках по другим предметам.
По мнению Л.Д. Саниной преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.
Принцип перспективности направлен на выявление и установление связи между материалом изученным и материалом который планируется к изучению. Данный принцип заставляет педагога не просто подавать материал учащимся, но и предвидеть, что из этого пригодится ученикам при изучении других тем и предметов. Принципы преемственности и перспективности тесно связаны друг с другом и направлены на формирование единого подхода к воздействию на мировосприятие учащихся.
Принцип сознательности направлен на осознанное взаимодействие учителя и обучающегося в рамках изучаемого предмета.
Принцип сознательности трактуется с опорой на термин "сознательность". Сознательность – это осмысливание цели и задач обучения, в полное знание фактов, глубокое понимание материала и проникновении в сущность изучаемого материала в совокупности применением знаний на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся.
Принцип активности в обучении направлен на стимулирование собственной добровольной деятельности учащихся по изучению предмета или явлений с ним связанных.
Ключевым принципом обучения является принцип наглядности. Он являет собой "золотой принцип дидактики". Принцип наглядности был предложен и изучен Яковом Коменским. Согласно принципу наглядности эффективность обучения зависит от того, насколько органы чувств участвуют в деятельности направленной на усвоение того или иного материала. Данный принцип основан на использовании средств наглядности, которые бывают нескольких групп:
- Средства наглядности по характеру подачи информации;
- Средства наглядности по типу восприятия;
- Средства наглядности по способу подачи материала.
Не менее важен при подаче материала принцип взаимосвязи теории и практики. Здесь необходимо соблюдать процентные соотношения теоретических и практических вопросов. В своей работы педагоги учитывают возрастные особенности учащихся. Так, одни виды теоретических и практических действий преобладают в работе с учащимися младших классов, которые нередко сначала действуют интуитивно и лишь позднее осмысливают свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний, другие же – у их старших товарищей по школе, организующих свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний. Нельзя преподносить теорию и практику одинаково и первоклассникам и старшеклассникам. Принцип взаимосвязи теории и практики тесно связан с принципом прочности усвоения знаний, который определяет способность школьников воспроизводить ранее изученную информацию и использовать её на практике.
Принцип индивидуального подхода к учащимся – принцип предполагающие знания педагога в сфере возрастной психологии и умение найти подход к каждому учащемуся.
Принцип индивидуального подхода к учащимся стимулирует дифференциальный подход, который позволяет преподносить материал учащимся по-разному, в зависимости от их психологических особенностей. Принцип индивидуального подхода к учащимся неотделим от мотивационного подхода, так как индивидуальный подход позволяет сохранить мотивацию к учёбе при помощи подбора методик актуальных для тех или иных учащихся.
Литература
- Гайфутдинов А.М. Определение понятия "Принцип обучения" в системе знаний отечественной педагогики // Мир науки, культуры, образования 2012
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку.