Понятие и принципы экологической грамотности
В условиях актуальных тенденций по поддержанию экологии экологическая грамотность приобретает новое значение. В современном мире экологическими знаниями должны обладать каждый, независимо о рода деятельности. Рассмотрим, что понимается под экологической грамотностью. Существует несколько трактовок данного термина.
Экологическая грамотность – способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью [1].
По мнению Дерябо С.Д. экологическая грамотность – это экологическую грамотность, как экологические знания в области взаимоотношений природы и общества, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения [2].
Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный элемент экологической грамотности.
Экологическая грамотность строится на экологическом знании, которое включает в себя следующее:
- Общая экология;
- Частная экология;
- Социальная экология;
- Глобальная экология;
- Прикладная экология.
Структура экологического знания.
Каждая сфера экологических знаний требует внимания и отдельной методики для изучения и освоения. При этом следует помнить, что экологическая грамотность является неотъемлемой частью экологического сознания, а экологическое сознание формируется посредством экологического воспитания.
Структура и цель экологической грамотности
Экологическая грамотность наделена структурой и имеет определенную цель. Начать следует со структуры. Она представлена на рисунке ниже.
Цель экологической грамотности состоит в том, чтобы сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде. Оно выражается в активной деятельности направленной на изучение окружающей природы, соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, охрану природы и пропаганду такого рода деятельности [3].
Основная цель экологического воспитания включает в себя важные сопутствующие цели, к которым относят:
- Изучение самых простых норм поведения по отношению к окружающей природе, воспитание умений разумного природопользования в будничной жизни;
- Организация навыков и умений по наблюдению за самыми разными природными явлениями и объектами, что поможет вызвать интерес к их изучению.
- Воспитание желания и умения сохранять природу;
- Умение помогать природе и предотвращать отрицательные последствия человеческого воздействия;
- Развитие навыков и умений безопасного и грамотного с экологической точки с экологической точки зрения поведения;
- Развитие интереса познавательного плана к миру природы.
Методы воспитания экологической грамотности у детей
Воспитание экологической грамотности построено на воспитании экологической культуры, которая развивается вместе наукой и техникой.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру [4].
В числе методов воспитания экологической грамотности назовем десять основных. Начать следует с метода моделирования экологических связей, необходимый для понимания связей живой и неживой природы, человека и окружающей его экосистемы и т.д. и т.п.
Крайне важным методом является метод решения экологических задач. Данный метод позволяет научиться применять полученные ранее знания в сфере экологии для решения конкретных проблем, выявления нарушений и т.д.
Экологические игры применяются для того, чтобы повысить навык распознавания экологических проблем. Экологические игры имеют социальную направленность. Основные виды экологических игр можно увидеть на рисунке ниже.
Широкое распространение в рамках развития экологической грамотности у детей получил метод дискуссий. Во время обсуждений экологических проблем дети могут не только высказать свое мнение, но озвучить свои идеи по поводу той или иной экологической проблемы.
Метод экологического прогнозирования позволяет на основе сформулированных проблем в сфере экологии спрогнозировать последствия для человека, экосистемы и т.д.
Метод экологического наблюдения позволяет изучать определенные объекты в рамках той или иной экологической ситуации. Целью экологических наблюдений является формирование представлений о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.
Метод организации экологических выставок и иных мероприятий, направленных на привлечение внимания общества к проблемам экологии. Данный метод позволяет привлекать внимание к серьезным проблемам, которые выявляют учащиеся. Они заставляют задумать об экологической безопасности.
Экологическая безопасность представляет собой допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.
Метод экскурсий направлен на изучение учащимися различных объектов со сложной экологической ситуацией, а также на совершение простых походов на природу с целью изучения окружающей среды.
Метод знакомства с экологической моралью. Он включает в себя освоение основных принципов экологии:
- каждый человек имеет право на благоприятную среду обитания;
- в больной природе нельзя оставаться здоровым;
- не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;
- взял из природы – компенсируй втрое и т.п.
Использование в обучении детей экологической грамотности выше заявленных методов позволяет формировать поколение, которое будет не просто потреблять природные богатства, но и следить за здоровьем окружающей среды.
Литература
- Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
- Апокина Л.Ю Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. № 3, 2017. С.5-7
- Юркина С.В. Экологическое и образование младших школьников – Начальная школа плюс До и После..№7. 2011С.15-17.