Понятие эстетического воспитания
Базовые основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых еще в дошкольном возрасте. Осознание ценности и красоты окружающего мира позволяет ребенку развивать кругозор и стимулировать развитие познавательных потребностей.
В современной науке широко используется следующая трактовка эстетического воспитания: Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Однако, это далеко не единственный подход к трактовке понимания эстетического воспитания в рамках психолого-педагогической науки.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.ие является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке.
Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.
Понятие эстетического воспитания и его особенности интересовали отечественных педагогов достаточно давно. Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность [2].
Особый интерес представляет мнение Б. Т. Лихачева [3]. Он утверждал, что эстетическое воспитание содержит систему столпов, без которых эстетическое сознание ребенка не развивается в полной мере.
А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира [4].
Часто можно столкнуться с тем, что "эстетическое" в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и "обслуживающие ее психолого-педагогические теории". Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину [6].
Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Опираясь на это можно утверждать, что становится понятным, то что имел в виду Б. С. Братусь, говоря о личности и эстетическом воспитани. Согласно его восприятию эстетическое воспитание позволит личности, "без долгой рефлексии" отделять истинную красоту от безвкусицы, понимать произведения искусства и таким образом быть сопричастным тому великому наследию человечества, которое мы с гордостью называем культурой [1].
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей [1].
У эстетического воспитания можно выделить две цели:
- Ближайшая цель эстетического воспитания.
- Конечная цель эстетического воспитания.
Если рассматривать каждую из заявленных выше целей подробно, то ближайшая цель эстетического воспитания – это формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.
Конечная цель эстетического воспитания намного шире, чем ближайшая.
Конечная цель эстетического воспитания – воспитание человека с развитым кругозором и чувством прекрасного.
Эстетическое воспитание помимо целей обременено и системой сложных задач, от решения когорых зависит дальнейшее развитие личности.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность[5].
Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Итак, под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Действующий ФГОС уделяет много внимания эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Именно пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.
Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.
В современной педагогической науке существует четкое разделение способов и методов эстетического воспитания.
Средства эстетического воспитания – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.
Средства и методы эстетического воспитания представлены в таблице ниже.
Средства эстетического воспитания |
Методы эстетического воспитания |
---|---|
Изобразительное искусство |
Метод убеждения |
Взаимодействие с живой природой |
Метод приучения |
Драматургия, театр, балет |
Метод проблемных ситуаций |
Литература |
Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. |
Средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) |
Метод использования игровых технологий |
Архитектура |
Методы эстетического воспитания реализуются при помощи средств эстетического воспитания, что и является фактом связывающим два этих понятия..
Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.
Метод убеждения в рамках эстетического воспитания считается методом, объединяющим в себе наглядное приобщение, словесный метод. Это обусловлено тем фактом, что любое наблюдение ребенка в обязательном порядке сопровождается комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.
Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Так рекомендуется использовать художественные средства и учить ребенка создавать художественные изображения или произведения, что позволит раскрыть склонности ребенка и его таланты.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.
Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.
Отдельно нужно остановиться на проблемном методе эстетического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Если обратить к понятию проблемный метод, то становиться очевидным, что оно не отделимо от проблемного обучения, под которым подразумевается процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной познавательной деятельностью детей направленной на усвоение новой информации.
Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире используется на любом этапе воспитательной деятельности. Чем раньше воспитатель покажет ребенку как и чему сопереживать, тем быстрее ребенок сможет самостоятельно отличать что красиво, а что бездарно, что уродливо, а что бессмысленно и т.д.
Литература
- Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 3–21.
- Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Развивающее образование. – 2006. – №1. – С.10–13.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 2009 – С.66
- Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Публикация и комментарии А.А. Тахо-Годи. // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63–87.
- Тропинки / Под ред. В.Т. Кудрявцева – М.: Вентана-Граф, 2014
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.: Академия, 2012 – С.33