Понятие этнографизма
Капитанова Е. Н рассматривает литературный процесс "как движение, развитие, смена различных направлений, течений, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, а также основанием для выделения определённых типов художественного мышления писателей, жанровой специфики и поэтики литературных произведений".[1]
Среди современных исследователей этнографизма наиболее четко и лаконично, на мой взгляд, этнографизм определяет А.Л. Фокеев в своей диссертационной работе "Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века". Он пишет об этнографизме, что это "историко-литературный процесс, получивший начало ещё в древнерусской литературе и в XVIII веке, в начале XIX, а особенно ярко и очевидно он проявился в 1840-1870-х годах, выразился в типологической соотнесённости отдельных сторон творчества различных писателей в контексте целой исторической эпохи"[2].
В связи с изучением этнографизма в художественной литературе употребляются термины "фольклорно – этнографические элементы", "этнографический реализм", "этнографическое течение критического реализма". В современной исследовательской литературе также используют термин "художественная этнография" который введен Н.А. Добролюбовым. Однако терминологическая неопределённость, характеризующая отдельные литературные явления, затрудняет процесс исследования. Терминология не выдержана в точно определённых дефинициях. Именно поэтому очень сложно дать определение такому понятию как этнографический элемент в литературе.
Истоки этнографизма могут быть замечены уже в дореалистической литературе. Они характерны для поэтики древнерусской литературы с её документальными подробностями, реалистическими деталями, фактографичностью событий. Возможно, эта реалистичность достигалась и известным этнографизмом. А.Л. Фокеев пишет, что "в разных жанрах и стилях древней литературы этнографизм имел своё специфическое преломление, однако во всех его проявлениях обнаруживаются реалистические элементы, бытовые реалии, фиксирующие определённые уровни и этнопсихологические особенности общественного сознания и психологии отдельных социальных групп" [2].
Этнографизм древней литературы может быть рассмотрен как особое явление. В ней этнографический рисунок воспроизводится из отдельных этнографических элементов, этнографических материалов самого разнообразного содержания, а также создаётся при помощи лексической системы произведения, являющейся в данном случае элементом этнографии.
Есть основания полагать, что в древней литературе может быть замечен особый тип летописного повествования с выраженными признаками этнографических тенденций. Возможно допустить, что здесь скрещивается стиль "монументального историзма" с воздействием этнографического материала, а также высказать предположение, что этнографизм может явиться критерием определения жанровой специфики, стиля и поэтики литературного произведения [2]. Своеобразие форм литературного выражения этнографизма зависит от жанра и стиля и от индивидуальных особенностей писателя.
В свете изучения типологии реализма вопросы этнографизма, этнографического направления, этнографической школы представляются весьма значительными. Этнографизм придаёт особый характер реализму, В эстетической системе сентиментализма этнография и фольклор занимают незначительное место. Выдвинув культ чувств, сентименталисты обратились к фольклору как к миру человеческих переживаний, рассматриваемых вне связи с условиями быта, национального существования, самобытности. В фольклоре их привлекало искреннее, свободное выражение чувств, не искаженное условиями современной им цивилизации. Интерес был обращен к лирическим фольклорным жанрам – народным песням. Однако, по словам В.Е. Петровой сентиментализм явился новым и существенным этапом в истории взаимоотношений русской литературы и фольклора.
Этнографизм в русской литературе
В XVIII – XIX вв. русская литература осваивала изображение крестьянских характеров, народно-крестьянское понимание жизни по мере углубления её в художественную самобытность, выражая приверженность к общенациональным ценностям.
В понимании национальной идеи, национального характера русская литература и философия перекликались. Философы и писатели исследовали вечные вопросы бытия:
- человек и народ,
- человек и Бог,
- добро и зло,
- идеальное и материальное в природе человека,
- нравы, традиции, мораль и идеал,
- доминирующие социокультурные ценности (вера, гуманизм).
Они разрешались на уровне разных сфер человеческой жизни – социально-исторической, религиозно-нравственной, национальной. И писателей и философов отличал глубокий интерес к человеку, к проблемам нравственности, духовности, православия, христианского миропонимания и религиозного сознания русского народа. Их привлекала идея соборности как выражение единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Этнографические же черты оказались присущи их произведениям, и, прежде всего, в жанре путешествий и писем.
Особенности этнографического элемента в художественной литературе и его роль.
Этнографический элемент, прежде всего, выражается в языке художественного произведения. Обогащение художественного текста просторечьем и является внесением этнографического элемента в художественное произведение. Также описание традиций и обрядов народа является проявлением этнографического элемента в тексте. В художественной литературе могут быть отмечены отдельные разновидности этнографических элементов, преобладающие в литературных произведениях: социальные, бытовые, историко-хронологические, батальные, ландшафтные, статистические, православно-бытовые, регионально-областные, географические.
Чернов А.В. пишет, что "этнографические зарисовки углубляют социальное звучание жизненно – бытовых картин в художественном произведении." Он подчеркивает, что "изучение особенностей семантики, функций, лингвокультурной адаптации кулинарных этнографизмов так же позволяет взглянуть на национальную культуру с позиции глюттонического или другими словами гастрономического дискурса, а также расширить понимание художественного текста посредством выявления основных лингвостилистических функций данных единиц"[3].
Очень важна роль этнографических элементов в описании национального характера. Важно помнить, что национальный характер, по словам А. Л. Фокеева, не только "этико-психологическая категория, определяющаяся нравственно-эстетическими критериями писателя, но это и этнопсихологический тип, в основе создания которого лежат и глубоко этнические факторы. К ним относятся этнографические черты образа жизни народа, отражённые, прежде всего в фольклоре".[2] Особенности национального характера наиболее отчётливо выступают в пословичной фразеологии. Пословицы – своего рода этностереотипы, отложившиеся в народной памяти. Б.Н. Путилов своей монографии "Фольклор и народная культура" пишет, что "условия быта порождают национальное самосознание, этнографические признаки вписываются в культурно-исторический стереотип русского народа. Фольклор и этнография являются источниками создаваемого литературой национального характера"[4].
В науке установлено, что могут быть определены типы и уровни этнографизма и отдельные этнографические элементы в связи с преобладающими в тексте их разновидностями. Следует, вместе с тем, заметить подвижность жанровых границ, смещение стилевых, художественных акцентов, относительное соответствие жанровых категорий, их несовпадаемость. Так, наиболее типичный по признаку жанровой характеристики этнографический очерк, имеющий целью показать историко-хронологические, научно-достоверные факты освещения быта, социальной, экономической, культурологической сторон жизни народа, приближающийся по своей природе к научной точной фиксации фактов, часто выходит за пределы своей жанровой природы, соединяя в себе как признаки очерка, так и рассказа с его художественными элементами.
Различного рода вариации этнографизма в одном литературном произведении могут проявляться по отдельности, что свидетельствует о разнообразии явлений, описываемых в данном произведении. Однако, разные виды этнографизма могут сочетаться с другими, в результате чего образуется этнографический субстрат, который будет носить целостный характер и показывать общность описываемых явлений.
Этнографические художественные элементы могут различаться по степени своей выразительности в отношении наполнения литературного произведения описываемыми в нем явлениями. Наличие данной особенности обусловлено значимостью данных явлений и мнением писателя относительно их включения в произведение. Проявление этнографических элементов и явлений в каждом художественном произведении не является их условным изображением, а мера проявления этнографических элементов является неоднозначным показателем, который существенно влияет на восприятие произведения читателем. Воздействие этнографических элементов и их роль в произведении может меняться в ходе повествования, но, независимо от этого, писателем преследуются четкие концептуально-идейные цели, которые призваны как можно более полно отобразить культурную сторону народа, описываемого в художественном произведении. Могут быть определены типы и уровни этнографизма и отдельные этнографические элементы в связи с преобладающими в тексте их разновидностями. Следует, вместе с тем, заметить подвижность жанровых границ, смещение стилевых, художественных акцентов, относительное соответствие жанровых категорий, их несовпадаемость.
Одним из факторов, определяющих литературное развитие, как отмечает Ю.Б. Борев, является фольклор, этнографические особенности народного быта, народные обычаи и обряды, мифы, ритуалы. В.Е. Хализев также отмечает, что "наряду с универсалиями вселенского природного и человеческого бытия и в неразрывной связи с ними искусство и литература неизменно запечатлевает культурно-исторические реалии в её (литературы) многоплановости и богатстве. Литературой постигаются черты племени, народа, нации, религиозных конфессий. Присущий подобным общностям тип сознания, укоренённые в них культурные традиции, формы общения, бытовой уклад с его обычаями неизменно отзываются в плодах художественной деятельности... В художественных произведениях преломляется также национально-специфическое, ритуально-обрядовая сторона жизни, её этикетность и церемониальность".[5]
Этнографические элементы в художественной литературе делают её ярче, самобытней. Этнографические элементы позволяют читателю увидеть народ и его традиции во всей самобытности и красоте. В литературе этнографизм используется в качестве ведущего экспрессивного средства, несущего информацию о ментальности народа, его нравственных нормативах и национальной истории.
Фольклорно-этнографические элементы в русской прозе первой половины XIX века
Как отмечает Лескин М.В. "на протяжении XIX века этнографические элементы в русской литературе существенно меняют изображение "народного характера" и "народного быта". От поверхностной иллюстрации авторских мировоззренческих установок изображение народного характера движется к углубленному художественному исследованию и осознанию его автономной бытийной, исторической, эстетической и религиозной реальности. Неудивительно, что именно под знаком "народности", поисков форм её выражения проходит практически весь "золотой век" русской литературы".[6]
В русской литературе XIX века заметно усилилась тенденция развития направления, утверждающего значимость народной культуры, обратившегося к истокам образотворческой стихии фольклора и народного языка
Согласно В.В. Кускову возможно, что "генеалогия этнографической беллетристики идёт от Нестора. Он называет летописца первым русским этнографом".В древней литературе, например в "Повести временных лет", этнографизм древней литературы может быть рассмотрен как особое явление. В произведениях древнерусской литературы этнографический рисунок воспроизводится из отдельных этнографических элементов, этнографических материалов самого разнообразного содержания, а также создаётся при помощи лексической системы, являющейся в данном случае элементом этнографии, создающим картины быта.
В литературе XVIII века замечается своеобразное преломление этнографизма, близкое к его освоению бытовой повестью XVII века как элемента фольклора. Однако в литературе сентиментализма проявление этнографизма более связано со спецификой жанра, чем стилевой структурой, им диктуемой. В литературном процессе этого периода фиксируются ощутимые связи с народной поэзией и этнографией, введение в художественный текст анекдотов, пословиц, поговорок, сатирических жанров и создание на основе народной поэтики новых литературных жанров и форм. Через фольклор как предмет этнографии освещаются этнопсихологические особенности народа, раскрываются его философские воззрения и нравственные идеалы. Обращение к народной поэзии приобретает характер свободного введения фольклорного материала в качестве равноправного и естественного элемента художественной системы [2].
Особые черты этнографизма как элемента литературно-фольклорного синтеза присущи и литературному процессу XVIII века.
В теории и практике писателей сложилось и проявилось своё отношение к фольклору. В их художественном творчестве этнографические детали и черты являются элементами объекта изображения, зафиксированного фольклором, несмотря на то, что классицизм далёк от поэтики устного народного творчества.
Упоминания об этнографической школе содержатся в статьях и монографиях Г.С.Виноградова и В.Ф.Соколовой.
Работа В.Ф.Соколовой "Проблема этнографизма в русской литературе 40-70-х годов XIX века", посвященная проблемам этнографизма очень сильно заинтересовала меня по причине четкости изложения материала и обширности информации по проблеме этнографизма. Это одна из наиболее полных работ по заданной тематике. В ней исследовательница рассматривает проблему народа в русской литературе 1850-х годов, становление народной драмы, роль народоведческих изысканий в развитии русского социально-психологического романа [7].
Очень важным аспектом исследования этнографизма является освещение процесса проникновение фольклора в литературу XIX века. А.Л. Фокеев указывает на то, что "рождение фольклорного сюжета, мотива, образа, сложение целостного текста, равно как и формирование определенной фольклорной системы – с набором жанров, кодов, идей, связей, – остается одной из великих загадок культуры. В самом общем плане можно сказать, что мы имеем здесь дело не с бесконечным множеством однократных актов сочинительства, которые не поддаются фиксации лишь в силу их устного характера, но с процессами, по существу не знающими ни начала, ни конца, совершающимися бессознательно, в силу внутренних закономерностей культуры. Одна из этих закономерностей заключается в том, что процессы эти непосредственно включены в различные стороны жизнедеятельности общества происходят внутри нее, составляют неотделимую ее часть. Вербальность придает творческим процессам специфические формы, определяет способы выражения общих для культуры идей, реализации общих целей, кодирования общих значений. И, конечно же, вербальность многое обусловливает в самом характере, в механизме материализации идей и значений в реальные тексты и составляющие их сюжеты, мотивы, образы. Именно поэтому проникновение фольклорных элементов в художественную литературу сложный процесс, базирующийся на множестве факторов"[8].
В творчестве писателей-романтиков получили верное и глубокое толкование основные принципы романтизма – народность и национальная самобытность литературы, смысл которых они видели прежде всего в демократизме искусства. Воплощение этих принципов романтики связывали с использованием народного творчества как образца национальной самобытности. О. М. Сомов в трактате "О романтической поэзии" определил основные принципы гражданского романтизма:
- национальную самобытность,
- патриотизм,
- усвоение художественного опыта фольклора,
- использование народного языка.
Эти принципы были осуществлены в творчестве декабристов, Пушкина, П. А. Катенина, Н. М. Языкова. Создавались сказочные поэмы, баллады и песни. Н. В. Гоголь ярко воплотил эти принципы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки". В его повестях положительное начало представляет молодежь – жизнерадостная, веселая, остроумная, певучая.
Народные начала явились исключительным фактором, определяющим пути развития русской литературы второй половины XIX века. Фольклор и этнография становятся тем литературным явлением, которое определяет эстетический характер многих литературных произведений 1840-1860-х годов. В этот период заметно формирование этнографического направления, этнографической школы, изменение прозаических жанров – появление этнографического очерка, а также особого типа писателя – фольклориста-этнографа. Этнографические тенденции оказываются устойчивыми в литературе и способствуют формированию новых жанрово-структурных и стилистических образований этнографического характера: литературно-фольклорного синтеза, как элемента бытия фольклора, так и интерпретации фольклорной стилистики, образов, мотивов, сюжетов в литературе, осуществляемой по-своему различными писателями. Замеченные явления относятся как к поэтике отдельных произведений, так и характеризуют общие тенденции литературного развития, что позволяет говорить о формировании этнографического направления.
В своей диссертационной работе Фокеев Александр Леонидович пишет, что "фольклорно – этнографические тенденции характерны для литературного процесса романтизма в XIX веке, всех его течений и временных периодов." Он также подчеркивает тот факт, что "идейно-художественная интерпретация фолькпорно-этнографических материалов зависит от эстетической природы романтического искусства, специфики его течений, жанрового своеобразия и определяется эстетическими концепциями романтического направления"[2].
Ю.М. Лотман в своей книге "Беседы о русской культуре" подмечает, что теоретические концепции романтиков дают основание для толкования своеобразной специфики фольклорно-этнографического соприкосновения с литературой.[9] В практике писателей проявляется особый склад народнопоэтического мышления, основанный на живом непосредственном восприятии художественной народной старины как определённого предметного мира и, в то же время, как целостной основы поэтики романтической повести со всеми её структурно-композиционными художественными элементами, породившими особый тип художественного творчества – фольклорно-фантастическую и фольклорно-этнографическую повесть. Включение народных поверий в художественную образную структуру литературных произведений способствовало поиску новых прозаических жанров, выражающих "дух народа" и его миропонимание. Старинные предания трансформируются в литературном произведении в художественную повесть. Сам же способ инкорпорирования фольклора может быть определён как переосмысление народных преданий в художественный текст, как некая интертекстуальность.[19]
Для литературы XIX в. характерно широкое обращение к устному народному творчеству.
В связи с выходом былин, записанных Киршей Даниловым, и в связи с расширением знакомства с русским фольклором вообще появились обработки былинных сюжетов.
Среди наиболее важных примеров взаимопроникновения народного творчества и русской литературы XIX века хотелось бы выделить закрепление песен, созданных деятелями литературы и искусства в народный репертуар: "Вниз по Волге-реке" А. А. Шаховского, "Что затуманилась зоренька ясная" А. Ф. Вельтмана, "ямщицкие песни": "Тройка" Ф.Н. Глинки ("Вот мчится тройка удалая"), "Тройка" П. А. Вяземского ("Тройка мчится, тройка скачет"). Эти произведения создавались на народно-поэтической основе. Таковы же песни А. А. Дельвига, Н. Г. Цыганова.
Многие исследователи развития этнографических элементов в русской литературе считают, что истоками этнографических тенденций является и "романтический этнографизм" Н. В. Гоголя. Среди них и В.Е. Гусев по мнению которого именно "Вечера на хуторе близ Диканьки" богаты описанием национального колорита и насыщены элементами фольклора. Стремление отразить народный дух идёт у Н.В. Гоголя от поэтики романтиков. Оно основано на обращении к народному творчеству. Повествование пропитано разнообразными народными жанрами, отражающими мировоззрение крестьян. Используя их, Н.В. Гоголь создаёт картины жизни, национальный характер народа. Из мотивов украинского и русского фольклора, героико-исторических дум, лирических и обрядовых песен, сказок писатель создаёт романтически-яркий, поэтический народный мир, внося в его изображение национальный колорит. Эти произведения Н.В. Гоголя явились теми истоками этнографических тенденций, к освоению плодотворных традиций которых в изображении народа обратилась русская литература в последующий период.
В дальнейшем, в процессе развития русской литературы, традиции Н.В. Гоголя будут преемствоваться беллетристами 50-60-х годов. Красочность, яркость народного мира, высокая духовная культура, народный быт, национальный характер, идея православия русского народа, воссозданные писателем, окажутся близки П.И. Мельникову-Печерскому, С.В. Максимову и многим другим русским писателям.
Среди писателей второй половины XIX века необходимо выделить творчество А.Н. Островского, писателя, чья роль очень значительна в изучении русского народознания. Например, в пьесе А.Н. Островского "Гроза" очень реалистично отражен народный быт и традиции во всей их жестокости.
Во второй половине XIX века, как отмечает М.П. Шустов, было замечено формирование этнографического направления, этнографической школы, изменение прозаических жанров, появление этнографической прозы и художественно-этнографического очерка.
В творчестве В. И. Даля этнографические тенденции выразились наиболее ярко. Судя по замечаниям В. Г. Белинского в целом ряде его критических статей, критик воспринимал Даля как бытописателя и этнографа. Он называет В.И. Даля "человеком бывалым", коротко ознакомившимся с бытом России почти на всех концах ее"[10].
Следует полагать, что с творчеством В.И. Даля этнографические тенденции приобретают характер этнографического течения, что проявляется в широком движении литературы к изучению этнографии и народной культуры, к истокам образотворческой стихии фольклора и народного языка.
Сфера влияния далевской школы распространяется на творчество других писателей XIX века. Так, например, взгляды В.И. Даля повлияли разработку Н.С. Лесковым, талантливым русским писателем, крестьянской темы, особенностей русского национального характера, изучение изображения народа и стихии народного языка, на роль этнографии местности в типизации народного героя, деталей внешней этнографии, этнографической среды как явления типового быта, как этнографической категории характеристики народа.
В 60-е годы XIX века, характеризующиеся ростом национального самосознания, в поле зрения писателя был широкий охват действительности, быт и нравы дореформенного и послереформенного крестьянства. Уже здесь Лесков явился бытописателем русской жизни, как писал позднее А.М.Горький "пронизавшим всю Русь, прекрасно чувствующим то неуловимое, что называется душою народа".
Сама атмосфера 60-х годов с увлечением устным народным творчеством, с усиленным вниманием литературы к разработке крестьянской темы способствовала всестороннему изучению писателями фольклора и обращению к картинам жизни народа в своих произведениях.
Литература
- Капитанова Е. Н. Русская литератутура XIX века: проблемы и открытия // Вестник ЮФУ, № 2 С.341.
- Фокеев А.Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тип творчества, история развития, диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук, Москва: 2004.
- Чернов А.В. Русская беллетристика 20–40-х г. XIX в. (вопросы генезиса, эстетики и поэтики): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж: ВГУ, 1996.
- Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. Монография СПб.: Наука, 1994.
- Хализев В. Е. Теория литературы- М.: Высшая школа, 1999
- Лескинен М.В. Понятие "нрав народа" в российских этнографических концепциях XIX века // Славянский альманах, 2006 http://slav-almanakh.narod.ru/2006/Leskinen.htm
- Соколова, В. Ф. Проблемы этнографизма в русской литературе 40-70-х годов XIX века: автореф. дис.. д-ра филол. наук / В. Ф. Соколова. – Л.: 1986.
- Фокеев А.Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тип творчества, история развития, диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук, Москва: 2004.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре – Спб.: Владос, 1994
- Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 т. – М.:1959, Т. 8.