Эволюция менеджмента

Эволюция теории менеджмента и современная концепция понятия "менеджмент".
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 19.01.2019

Нестеров А.К. Эволюция менеджмента // Энциклопедия Нестеровых


Наиболее общее определение менеджмента, характеризует его как процесс управления организацией. В различные периоды эволюции управленческой мысли менеджмент рассматривался как специфический процесс обеспечения эффективного функционирования предприятия или отдельного его подразделения.

Вклад различных школ в эволюцию менеджмента

Современная методология и практика менеджмента формировалась постепенно, обобщая достижения различных школ управления. Центральными были три явления – управленческая деятельность, задача, человек. Вначале развития управленческой мысли для ученых было характерно выделение одного их этих трех явлений в качестве приоритетного.

Ниже представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.

Вклад школ управления в эволюцию менеджмента

Эволюция менеджмента

Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития менеджмента как науки, то можно отметить, что современная парадигма управления отражает все лучшие достижения каждого направления, которое внесло вклад в развитие управленческой мысли, и в то же время отрицает все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.

  1. Сегодня основным принципом является ориентация каждой организации на рынок и потребителя. Главной задачей фирмы становится приспособление к прямым и косвенным факторам среды. Одним из инструментов управления, ориентированного на рынок, является маркетинг.
  2. Необходимо стратегическое планирование деятельности организации. Оно должно осуществляться с учетом возможных изменений в отрасли, где действует предприятие. В то же время важную роль играют внутренние ресурсы и компетенции фирмы, которые позволили бы предприятию завоевать преимущества перед конкурентами.
  3. Важным изменением для создания современного менеджмента явилось изменение взглядов на управление персоналом. Вначале был сделан отказ от автократичного стиля в пользу демократического как более эффективного. Согласно современной теории управления, организация будет действовать особенно успешно, если ее менеджмент руководствуется такими принципами, как формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры и др.

Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития менеджмента как науки, то можно отметить, что современная концепция понятия менеджмента отражает все лучшие достижения каждого направления, которое внесло вклад в развитие управленческой мысли, и в то же время отрицает все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.

В современной парадигме управления авторитарная система взаимоотношений между начальством и подчиненными исключает принцип антагонизма верха и низов, трансформируясь либо в жесткие иерархические системы без признаков противостояния, либо в симбиотические союзы, в котором все равны.

Жесткая конкуренция на рынке оказывает сильное давление на предприятие и усиливается с такой скоростью, что зачастую становится неприемлемым для некоторых компаний, которые вынуждены уходить с рынка. Поэтому в таких условия организации просто не могут неэффективно использовать потенциал своих сотрудников, иначе предприятию грозит кризис на рынке.

Меняется и взаимодействие со средой организации, на рисунке ниже схематично представлена наиболее общая система таких взаимоотношений, в самом общем виде такое окружение имеет любая организация.

Организация и окружающая среда

Схема отношений организации с окружающей средой

Современная концепция понятия менеджмент

Учитывая многогранный характер природы управления, как особой категории, представляется очевидным, что в современной литературе существует множество подходов к определению сущности менеджмента.

понятие менеджмент

Наиболее комплексным представляется такое определение понятия менеджмента:

Менеджмент, управление организацией – совокупность принципов, методов, средств и форм управления внутриорганизационными процессами, разработанных и применяемых с целью достижения поставленных целей, решения задач и повышения эффективности функционирования организации.

Если учесть, что принципы и методы управления должны быть ориентированы, в конечном итоге, на достижение целей и задач организации, увеличение результативности и продуктивности ее деятельности, то следует согласиться с подходом, согласно которому управление организацией представляет собой целостную систему. Соответственно, будет справедливой и такая формулировка понятия менеджмента:

Менеджмент являет собой систему комплексных теоретических и прикладных знаний о принципах, методах, средствах и формах управления организацией в целях обеспечения ее эффективного функционирования.

Понятие системы управления формируется, таким образом, из двух взаимосвязанных частей:

  1. Внутренняя упорядоченность управленческой деятельности в организации;
  2. Согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого, которым является организация.
Система менеджмента – форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры организации, которая определяется составом основных подразделений и органов управления организацией, а также характером их взаимодействия и взаимосвязи.

Следовательно, система управления выражается через функционирование связей и отношений между ее элементами. Кроме того, необходимо учитывать состав отдельных внутриорганизационных подразделений, специфику основной деятельности организации, а также природу сформировавшейся структуры организации.

Достаточно объективным определением структуры управления организации представляется такой подход:

Структура организации – совокупность ее подразделений (структурных единиц) и фиксированных взаимосвязей между ними и ее работниками, которую является сложившейся схемой взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.

В этой связи структура управления является отражением системы управления организацией. Соответственно, в рамках системы управления организацией учитываются специфические особенности ее деятельности, цели, задачи, в рамках структуры и системы управления непосредственно реализуется процесс управления.

Вместе с тем для организации деятельности административных органов в рамках системы управления важны специализация организации, департаментализация, соотношение централизации и децентрализации, а также координация деятельности организации в целом.

В совокупности, это находит отражение в деятельности администрации, органов, аппарата управления в организации.

Литература

  1. Астахова Н.И. Теория управления. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.
  2. Афанасьев В.Я. Теория менеджмента. – М.: Юрайт, 2014. – 478 с.
  3. Балашов А.П. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2013. – 428 с.
  4. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2015. – 614 с.
  5. Генкин Б.М., Управление человеческими ресурсами. – М.: Норма, 2013. – 464 с.
  6. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352 с.
  7. Латфуллин Г.А. Теория и прикладные аспекты управления. – СПб.: Питер, 2014. – 312 с.
  8. Основы управления. / под ред. А.А. Петрова. – М.: Проспект, 2015. – 240 с.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)