Наиболее общее определение менеджмента, характеризует его как процесс управления организацией. В различные периоды эволюции управленческой мысли менеджмент рассматривался как специфический процесс обеспечения эффективного функционирования предприятия или отдельного его подразделения.
Вклад различных школ в эволюцию менеджмента
Современная методология и практика менеджмента формировалась постепенно, обобщая достижения различных школ управления. Центральными были три явления – управленческая деятельность, задача, человек. Вначале развития управленческой мысли для ученых было характерно выделение одного их этих трех явлений в качестве приоритетного.
Ниже представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.
Вклад школ управления в эволюцию менеджмента
Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития менеджмента как науки, то можно отметить, что современная парадигма управления отражает все лучшие достижения каждого направления, которое внесло вклад в развитие управленческой мысли, и в то же время отрицает все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.
- Сегодня основным принципом является ориентация каждой организации на рынок и потребителя. Главной задачей фирмы становится приспособление к прямым и косвенным факторам среды. Одним из инструментов управления, ориентированного на рынок, является маркетинг.
- Необходимо стратегическое планирование деятельности организации. Оно должно осуществляться с учетом возможных изменений в отрасли, где действует предприятие. В то же время важную роль играют внутренние ресурсы и компетенции фирмы, которые позволили бы предприятию завоевать преимущества перед конкурентами.
- Важным изменением для создания современного менеджмента явилось изменение взглядов на управление персоналом. Вначале был сделан отказ от автократичного стиля в пользу демократического как более эффективного. Согласно современной теории управления, организация будет действовать особенно успешно, если ее менеджмент руководствуется такими принципами, как формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры и др.
Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития менеджмента как науки, то можно отметить, что современная концепция понятия менеджмента отражает все лучшие достижения каждого направления, которое внесло вклад в развитие управленческой мысли, и в то же время отрицает все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.
В современной парадигме управления авторитарная система взаимоотношений между начальством и подчиненными исключает принцип антагонизма верха и низов, трансформируясь либо в жесткие иерархические системы без признаков противостояния, либо в симбиотические союзы, в котором все равны.
Жесткая конкуренция на рынке оказывает сильное давление на предприятие и усиливается с такой скоростью, что зачастую становится неприемлемым для некоторых компаний, которые вынуждены уходить с рынка. Поэтому в таких условия организации просто не могут неэффективно использовать потенциал своих сотрудников, иначе предприятию грозит кризис на рынке.
Меняется и взаимодействие со средой организации, на рисунке ниже схематично представлена наиболее общая система таких взаимоотношений, в самом общем виде такое окружение имеет любая организация.
Схема отношений организации с окружающей средой
Современная концепция понятия менеджмент
Учитывая многогранный характер природы управления, как особой категории, представляется очевидным, что в современной литературе существует множество подходов к определению сущности менеджмента.
Наиболее комплексным представляется такое определение понятия менеджмента:
Менеджмент, управление организацией – совокупность принципов, методов, средств и форм управления внутриорганизационными процессами, разработанных и применяемых с целью достижения поставленных целей, решения задач и повышения эффективности функционирования организации.
Если учесть, что принципы и методы управления должны быть ориентированы, в конечном итоге, на достижение целей и задач организации, увеличение результативности и продуктивности ее деятельности, то следует согласиться с подходом, согласно которому управление организацией представляет собой целостную систему. Соответственно, будет справедливой и такая формулировка понятия менеджмента:
Менеджмент являет собой систему комплексных теоретических и прикладных знаний о принципах, методах, средствах и формах управления организацией в целях обеспечения ее эффективного функционирования.
Понятие системы управления формируется, таким образом, из двух взаимосвязанных частей:
- Внутренняя упорядоченность управленческой деятельности в организации;
- Согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого, которым является организация.
Система менеджмента – форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры организации, которая определяется составом основных подразделений и органов управления организацией, а также характером их взаимодействия и взаимосвязи.
Следовательно, система управления выражается через функционирование связей и отношений между ее элементами. Кроме того, необходимо учитывать состав отдельных внутриорганизационных подразделений, специфику основной деятельности организации, а также природу сформировавшейся структуры организации.
Достаточно объективным определением структуры управления организации представляется такой подход:
Структура организации – совокупность ее подразделений (структурных единиц) и фиксированных взаимосвязей между ними и ее работниками, которую является сложившейся схемой взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.
В этой связи структура управления является отражением системы управления организацией. Соответственно, в рамках системы управления организацией учитываются специфические особенности ее деятельности, цели, задачи, в рамках структуры и системы управления непосредственно реализуется процесс управления.
Вместе с тем для организации деятельности административных органов в рамках системы управления важны специализация организации, департаментализация, соотношение централизации и децентрализации, а также координация деятельности организации в целом.
В совокупности, это находит отражение в деятельности администрации, органов, аппарата управления в организации.
Литература
- Астахова Н.И. Теория управления. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.
- Афанасьев В.Я. Теория менеджмента. – М.: Юрайт, 2014. – 478 с.
- Балашов А.П. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2013. – 428 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2015. – 614 с.
- Генкин Б.М., Управление человеческими ресурсами. – М.: Норма, 2013. – 464 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352 с.
- Латфуллин Г.А. Теория и прикладные аспекты управления. – СПб.: Питер, 2014. – 312 с.
- Основы управления. / под ред. А.А. Петрова. – М.: Проспект, 2015. – 240 с.