Текст – что это?
Текст представляет собой культурный феномен. Ткань текста представляет собой изысканное переплетение творческих и мыслительных нитей для того, чтобы каждый читатель смог понять и проникнуться определенной информацией.
О том, что текст важен для лингвистики, говорит наличие такой области науки как "теория текста". Она берет свое начало в 70 – 80-е годы XX в. Фокус интересов теории текста переместился с отдельно взятого текста на текст в его связях с человеком, окружающими текстами, на совокупность текстов. Этому способствовали такие фундаментальные изменения современной науки последней четверти века, как развитие системного подхода, принципа деятельности, антропоцентрический поворот, которые стали своего рода визитной карточкой науки нашего времени, а также идеи о взаимодействии текстов, высказанные в предыдущие десятилетия [1].
Текст – это явление в современной лингвистике, требующее не только постоянного и пристального внимания, но и контроля за эволюцией и коррекции.
Так что такое текст? Само слово произошло от латинского "textus" – ткань, сплетение, соединение. Отсюда и общая тенденция восприятия текста как "единой сети", "сплетения" во всех определениях термина "текст", которая прослеживается в лингвистике. Ряд лингвистов, в том числе и Г.И. Фазылзянова, воспринимают текст как "языковое произведение неограниченной длины" [2].
Существует несколько трактовок термина текст в современной науке. Они представлены в таблице.
Термин | Трактовка | |
---|---|---|
Текст | ЭТО | группа предложений, объединённых общим смыслом и структурой [3]. |
Текст | несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью[4]. | |
Текст | совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически [5]. |
Текст обладает важными признаками. Они представлены на рисунке ниже.
Признаки текста
Текст как феномен подразделяется на следующие ключевые виды:
- Художественный текст
- Публицистический текст
Текст как культурный феномен
Текст является серьезным феноменом в структуре языка. Определение текста как культурного феномена звучит несколько иначе, чем простая трактовка термина "текст". Так, Г.И. Фазылзянова пишет, что "текст" иногда, особенно в литературоведческом и культурологическом контексте, употребляется в особом абстрактном смысле, приблизительно в следующем: связная совокупность концептов" [2].
Текст как культурный феномен основан на отношениях между культурой и текстом, текстом и автором и автором и культурой, текстом и реципиентом
Любой текст обладает культурной стороной. Однако степень "культурности" варьируется от высоко культурных текстов, но низкосортных тестов, где культурная составляющая ничтожно мала.
Культурная составляющая текста напрямую зависит от его стилистической направленности. Основные стили отражены на рисунке ниже.
Стили текста
От стиля текста так же зависит его культурные характеристики и ценность.
Текст как семиотический феномен
На текст как феномен семиотики обратил внимание в своих работах еще Ю.М.Лотман. Он писал: "Понятие семиосферы связано с определенной семиотической однородностью и индивидуальностью. Оба эти понятия (однородность и индивидуальность), как мы увидим, трудно определимы формально и зависят от системы описания, но это не отменяет их реальности и хорошей выделяемости на интуитивном уровне. Оба эти понятия подразумевают отграниченность семиосферы от окружающего ее внесемиотического или иносемиотического пространства" [6].
Cемиотика – это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию[7].
Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом.
Признаки текста как семиотического феномена
Текст как семиотический феномен во многом зависит от его интерпретации. Процесс интерпретирования текста базируется на том, что для понимания текста необходимо использовать свой опыт. Другими словами, любой субъект, интерпретирующий текст как семиотический феномен, должен воспринять его содержательность таким образом, чтобы она стала частью субъекта, затем разделить его содержательность как отражение чужого опыта в согласии с опытом субъекта.
Текст как социальный феномен
Рассматривая текст как социальный феномен, особое внимание следует уделить вопросу социализации исторических текстов. Однако проблема социальных текстов важна не только в историческом, но и в иных смыслах. Например, рекламные тексты, без сомнения, относятся к социальным текстам, давая ученым возможность изучать само понятие "текст" как социальный феномен.
Текст впитывает в себя все социальные тенденции той эпохи, в которой он создается. Текст волей не волей становится проводником социальных конфликтов или социальной напряженности.
Литература
- Панченко Н. В., Качесова И. Ю., Комиссарова Л. М., Чувакин А. А., Земская Ю. Н. Теория текста – М.: Флинта-Наука, 2000
- Фазылзянова Г.И. Текст как культурный феномен // Журнал Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2011 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-kulturnyy-fenomen
- Марк Меерович, Лариса Шрагина Технология творческого мышления – М.: Альпина Паблишен, 2016
- Текст и его строение основные виды переработки текста // http://apple-tour.ru/uchebnik/tekst-i-ego-stroenie-osnovnye-vidy-pererabotki-teksta/
- Шалаева Г.П. Краткий справочник школьника. 5–11 класс – М.: Олма-пресс, 2003
- Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста – Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992. – С. 129-132
- Степанов Ю.С. Семиотика – М.: Ленанд, 2018