История английского права
Говоря об истории английского права, следует упомянуть о спорном аспекте, не дающим спать спокойно многим правоведам: является ли "Англо-саксонская правда" (7-9 вв.) – древнейший памятник английской правовой системы – чисто английской или представляет собой сочетание обычаев англичан и романизированных бриттов.
Можно указать на малую вероятность слияния этих двух племён в ту эпоху, когда возникали очертания английской правовой системы. Эпоха расселения англичан была временем жестокой борьбы между захватчиками и туземцами, которая завершилась оттеснением последних в западную часть страны [1]. При этом нельзя забывать, "Англо-саксонская правда" распространялась не на всю территория Англии, а лишь на некоторые её части. Дело в том, что во времена "Английской правды" государство как таковое еще не существовало. Подавляющее больштинство не умели ни читать, ни писать. По этой причины законы записывались в упрощенной форме. Все законы получали свое название от имен королей, которые или при которых их придумывали.
Начальной точкой английского право большинством все-таки принято считать не разрозненную и хаотичную "Англо-саксонскую правду", а законы, вступившие в силу после победы Вильгельма Нормандского в 1066 году. Благодаря Вильгельму была создана функциональная система судов. Суды подразделялись на локальные и центральные. После принятия норм права Вильгельма Нормандского большинство крестьян освободились от крепостного гнета. Именно им было создано английское право, именно английское, а не нормандское или римское.
Большой интерес представляет система разъездных судов в Англии. В начале судьи ездили с целью заработка, однако в дальнейшем их разъезды приобрели правовой характер. Они действительно стали разрешать судебные споры. Проблемой являлось, то, что судьи использовали для решения споров местные обычаи. Но корона хотела административного единства и единообразия. По этой причине королевским судьям пришлось свести все обычаи к единому праву, которое могло применяться на все территории государства. Эти нормы использовались в судах Вестминстера.
Постепенно Англия приобрела общее право. Авторитет суда как института рос. Первое подробное изложение общего права создано рукой Генриха Бреттона. Он заседал в Суде королевской скамьи и был разъездным судьей в средине XIII века. Но с другой стороны, сам Бреттон признал в заглавии своего труда ("О законах и обычаях Англии"), что обычай служил ему одним из источников творчества [2].
Очевидно, что на английское право оказывали влияние другие правовые системы. Более того, они принимали прямой и косвенное участие в его создании. К таким системам относят и каноническое и купеческое право.
Источники феодального права Англии
Обычаи были основными источниками права в раннефеодальных государствах на территории Англии. В ряде государств издавались сборники обычаев, но по причине малой грамотности населения они мало кого интересовали. До того, как норманы завоевали территорию Англии в 11 столетии, основным источником права обычаи сохраняли свою главенствующую роль среди источников права. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний.
В IX в. король уже выступает как главный гарант "королевского мира", как защитник и господин своих подданных.
В те времена активно работала королевская канцелярия, которая издавала приказы, которые составлялись на основе жалоб или заявлений населения. Эти приказы были направлены на решение спорных вопросов, устранение проблем. Позднее появились судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику – явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица.
В процессе правового развития приказы стали более содержательные. Они стали подразделяться по категориям требований, исков. Затем, они стали классифицироваться по видам правонарушений.
Эволюции судебных приказов способствовали ассизы Генриха II. Именно они установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле.
В средневековой Англии стороны споров не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на эти образцы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло.
Король не справлялся с решением потока жалоб. Многие из них оставались без ответа. По этой причине часть полномочий по решению судебных вопросов перешла к лорду-канцлеру. Начиная с 16 столетия лорд-канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.
Среди источников англо-саксонского права почетное место занимали нормы торгового и канонического права.
Консервативный формализм "общего права", не способствующий развитию рыночных отношений, предопределил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. [3].
Особенностью права феодальной Англии можно считать тот факт, что роль церковных судов то снижалась, то увеличивалась в зависимости от градуса междоусобиц и королевских амбиций.
Проблема средневекового права состояла в том, что церковные догмы брали на себя роль источника права. Это продолжалось довольно долго. В 13 веке церковь решала не только вопросы семейных отношений, но и договорных используя термин грех "неоправдавшегося доверия". Решительную борьбу против расширения юрисдикции церковных судов вел Генрих II. В начале его царствования в списке форм исков королевских судов уже встречаются иски "о запрещении церковным судам разбирать тяжбы об имуществе и долгах". Статут Эдуарда I 1285 года запрещает церковным судам рассматривать дела "о нарушении обещания" на том основании, что они не относятся к сугубо "духовным делам", требующим "морального исправления".
До XVI века никто не отвергал законность папской юрисдикции в таких вопросах, как ортодоксальность веры и богослужения, чистота нравов, законность браков, законнорожденность детей и составление завещаний.
В 16 столетии Парламент издал акт, согласно которому действие норм канонического права в Англии сохраняется. При этом, единственным законом, касавшимся пересмотра канонического права, стали постановления Кентерберийского и Иоркского соборов, введенные в действие Генрихом VIII под названием "Letters of business" [4].
Право собственности в средневековой Англии
Право феодальной собственности, особенно земельной, определяло во многом характер всей правовой системы страны.
Его сложность была связана с рядом исторических обстоятельств, в частности, с сохранением определенного слоя свободных крестьян – собственников земли, с верховной собственностью на землю английского короля. В английском праве различалось движимое и недвижимое имущество, но традиционным было деление вещей на реальную и персональную собственность. Это деление было связано с различными формами исков, которыми защищалась реальная или персональная собственность.
Реальными исками защищались родовая недвижимость и только такие права на землю, которые носили характер свободного держания. Кроме того, эти иски носили абсолютный характер, в случае удовлетворения этих исков утраченная вещь возвращалась её владельцу. К ним относили права на феодальный титул. Все другие вопросы защищались персональными исками, по которым можно было требовать возмещения ущерба.
По статуту 1290 г. лорды получали право продажи земли при условии, что на нового её держателя переходят все служебные повинности прежнего. Статут подтверждал также содержание ранее изданного статута 1279 года, запрещавшего продавать или иным образом передавать землю в "мертвые руки" церкви. Такая передача влекла за собой полное исключение земли из феодального оборота, так как ни прежний лорд, ни король, в случае отсутствия наследников лорда, не могли рассчитывать на её возвращение.
Последующее расширение прав феодальных владельцев земли и привело к утверждению самой перспективной формы свободного держания в феодальном праве Англии- означающей наиболее полное по объёму прав владение, близкое к частной собственности.
Её отличие от частной собственности выражалось только в том, что земля при отсутствии наследников держания не становилась выморочной, а переходила к прежнему лорду или его потомкам, даже самым отдаленным. Это положение сохранялось в Англии до принятия в 1925 году Закона о собственности.
Чисто английским институтом вещного права стал институт доверительной собственности. Возникновение института доверительной собственности связано также с особенностями феодального землевладения, к числу которых относятся ограничение круга наследников земли и ограничения продажи земли церкви, монастырям, религиозным орденам.
Суть этого института заключалась в том, что одно лицо – учредитель доверительной собственности – передает своё имущество с тем, чтобы получатель управлял имуществом, использовал его как собственник в интересах другого лица, выгодоприобретателя, или для осуществления иных целей, например, благотворительности.
Уголовное право в средневековой Англии
По отдельным фрагментам права первых англосаксонских королей видно, как сложно и неоднородно, но упорно и закономерно создавался основной инструмент уголовно-правового регулирования. Это объясняется тем, что подлинной власти права еще не существовало, а власти государства было недостаточно. Прежде всего, потому что еще долго средневековое общество ощущало остаточные явления перехода от власти общины к власти государства. Доминирование уголовно-правовых норм в период обычного права возникает из определенных материальных условий в жизни англосаксонского общества [4].
В англосаксонских правдах можно встретить различные виды преступлений. В наиболее ранних судебниках понятие государственного преступления отсутствует, а существует лишь упоминание о нарушении "королевского покровительства". Позже этот вид преступления разъясняется довольно четко. Особое внимание уделялось преступлениям против собственности. Упоминаются также преступления против семьи (измена супругов), религиозные (работа в воскресенье, кража в церкви) и военные (уклонение от участия в походе).
После нормандского завоевания круг наказуемых деяний расширился. Появляется много новых видов преступлений. Расширилось понятие государственного преступления. Правонарушением, которое каралось огромными штрафами и тюремным заключением, считалась заготовка дров, строительного леса и охота в королевских заповедниках без соответствующего разрешения короля. Наказанию подвергались также крупные лорды, нарушившие запрет на содержание феодальных свит. Все большее внимание уделяется преступлениям против "святой церкви". Характерной чертой развития английского уголовного права с середины XII в. стала его практическая направленность. Такая направленность уголовно-правового регулирования была избрана в качестве приоритетной еще во времена правления Генриха I, однако лишь при Генрихе II, который провел соответствующую правовую реформу, суды выработали новые правовые нормы, совокупность которых в дальнейшем начала именоваться общим правом. Богатый практический опыт, накопленный королевскими судьями, периодически обобщался теоретическими работами, которые позволяли решать теоретические проблемы и вырабатывать единую доктрину права, в том числе уголовного. В то, что именно в середине XII в. в правление Генриха II существенно изменилось английское право нельзя не поверить, поскольку "даже самое поверхностное сравнение между Leges Henrici Primi и трактатом Гленвиля показывает, что на протяжении столетия происходило нечто близкое к революции" [4].
Из преступлений, входящих в понятие фелонии начинает выделяться измена (treason). Одним из видов измены считалось crimen falsi, т.е. подделка королевской печати на хартии или указе, а также чеканка фальшивой монеты. До Эдуарда III государственная измена, как мы видим, не получила ясного определения. Это видно также из статута 1352 года, в котором отмечается:
Классификация государственной измены из статута 1352 года
В англосаксонских сборниках XI в. начинает проявляться устрашение в качестве основного принципа наказания за тяжкие уголовные преступления. В Законах Кнута отменялся выкуп за такие тяжкие преступления как разрушение дома, поджог, воровство с поличным, тайное убийство и измену господину. В виде наказания широкое распространение получило членовредительство (отрубание руки или ноги, отрезание языка, носа, ушей и т.п.). Смертная казнь, как наказание, порой носила массовый характер.
После нормандского завоевания ситуация изменилась и уже в XII в. фелония получила хотя и не совсем четкое, но достаточно ясное понятие путем перечня преступлений, которые определяются ее названием. К ней относили:
- Смертоубийство, которое может быть духовное и телесное; по простому случаю. Сюда же относят умышленное убийство (murder), совершаемое тайно и без свидетелей.
- Поджог – преступление, совершаемое, когда кто-то мятежно бунтуясь, учинил поджог злостно и коварно;
- Изнасилование;
- Грабеж и разбой;
- Кража.
Важная группа уголовных преступлений – это мисдиминор. Она объединяла менее тяжкие преступления.
Мисдиминор – меньшие и более легкие преступления, которые преследуются гражданским порядком, как по частным искам об обиде, так и по искам короны, в виду их связи с нарушением королевского мира [4].
Обидой считалось то, что не согласуется с законом, при этом одни влекут за собой уголовные наказания, а другие и штрафы, и тюремное заключение или только штрафы в зависимости от содеянного.
Во времена правления нормандских королей наказания в значительной степени были произвольными и зависели от судей. Английский феодальный суд был мало связан точными нормами в определении размера наказания. Прецедентная система была весьма гибкой. Она давала судьям возможность толкования правовых норм.
Произвольные действия при определении наказаний продолжались вплоть до Эдуарда II. В эпоху правления Эдуарда II и Эдуарда III сложилась четкая шкала наказаний, представленная на рисунке ниже.
Шкала наказаний, сложившаяся при Эдуарде II и Эдуарде III
Систему наказаний нарушала так называемая привилегия духовного статуса, прикрываясь которой до Эдуарда III, клирики пытались выйти из-под действия уголовного права. Статут, изданный в 1352 году, ограничил влияние такой привилегии и постановил, что подлежат уголовному наказанию все клирики, уличенные в измене или фелонии, направленной против короля. На женщин, имеющих духовный сан, данная привилегия никогда не распространялась.
Все изменения, происходившие в феодальном праве, начиная с XII в., благотворно влияли на развитие уголовного права Англии, зарождая саму ее концепцию, которая неразрывно связана с наиболее яркими моментами английской истории. Эта концепция заключалась в беспрерывной заинтересованности общества в последовательном формировании наиболее полного и всеобъемлющего уголовного права. Воплощение идей концепции берет начало с несовершенных и неотесанных определений и не устоявшихся институтов, сложившихся в XIII в., которые непрерывно совершенствовались путем сохранения своих главных характерных свойств и путем изменения или дополнения определенной части права, уже непригодного к применению. Именно в уголовном праве эти изменения были связаны с повседневной жизнью человека больше, чем в других отраслях права. Важная роль уголовного права в феодальной Англии заключалась в том, что оно оказывало сильное влияние на моральный аспект жизни человека. Прежде всего, человек испытывал моральное давление при осуждении. Помимо потери жизни, собственности или личной свободы, его имя было обесчещено, что являлось клеймом позора для всей семьи. Постепенное изменение моральных устоев в обществе, в частности, отношение к преступлению, не влияет на само законодательство или наказание. Это связано с тем, что политический и государственный интерес в этом вопросе никогда не стоял ниже, чем моральный интерес.
Семейное брачное право
В традиционном укладе средневекового общества семья была одной из главных микростуктур, определяющих статус человека, форму его поведения, систему личных взаимоотношений. Изучение традиционных семейных укладов в различных социальных слоях дает возможность, опосредованно, через морально-этические установки каждой группы, понять специфику их корпоративных и индивидуальных представлений [5].
Заключение брака, его действительность, личные отношения супругов регулировались каноническим правом. Но имущественные отношения супругов, правовое положение замужней женщины и детей определялись "общим правом", закреплявшим главенство мужа и отца в семье. Движимое имущество жены переходило к мужу; принадлежащая ей недвижимость находилась в управлении и пользовании мужа и возвращалась ее родственником после ее смерти в случае бездетности брака. Подарки, сделанные жене, в этом случае, возвращались мужу. Фактически жена была лишена дееспособности: она не могла самостоятельно участвовать в договорах и сделках, не могла завещать свое имущество.
В низших слоях феодального общества замужняя женщина имела дееспособность: во многих городах и графствах Англии она имела права на управление своим имуществом, на заключение договоров и даже на самостоятельные занятия торговлей.
Положение внебрачных детей было очень тяжелым, они не имели никаких прав не только в отношении отца, но и матери: даже узаконенные их последующим вступлением в брак родителей было запрещено.
В Англии в XII веке законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала о том властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка она подлежала смерти.
Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным, церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак сохранялся, брачные отношения разрывались [5].
Брак между близкими родственниками в Средневековой Англии не допускался. Но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню. Тем не менее церковь закрывала глаза на проистекавшие из этого неизбежные кровосмешения.
Правомерность физического наказания жены сохранялась в течение всех средних веков, а в самое раннее время феодализма не возбранялись ни ее продажа, ни даже убийство ее.
Следует указать на то, что женщина-крестьянка более свободна, чем жена или дочь феодала. Положение этих последних было обусловлено тем, что отношения между супругами, а также между родителями и детьми определялись интересами охраны и поддержания феодальных земельных владений. Мужчина не только считался главой дома, но он захватывал все имущество жены, которое поступало после ее смерти по праву "любезности". Женщина была лишена всякой дееспособности. Напротив, во многих городах и местах Англии среди крестьян, ремесленников и купцов женщина могла управлять своим имуществом, заключать договора и даже самостоятельно заниматься торговлей.
Положение внебрачных детей было исключительно тяжелым, т.к. они были лишены права требовать что-либо от своих родителей. Попытка церкви допустить узаконение внебрачных детей последующим браком встретило резкое сопротивление баронов, добившихся издания Мертонского статута (1235 год), по которому узаконение внебрачных детей было воспрещено[6].
Таким образом, мы рассмотрели особенности становления и развития английского права, показали, как регулировалось имущественное, обязательственное право в феодальной Англии. Не стоит забывать и про семейно-брачные отношения.
Одним из важнейших правовых институтов является судебный процесс. Именно в Англии, начиная с XVI века, складывается "судебный прецедент". Не менее важное место занимает уголовное право.
Нельзя отрицать роль норманнского завоевания в становлении английского права. Есть и признаки проникновения римского права в Англию. Но все же английское право не похоже ни на одну правовую систему других стран. Ему свойственна преемственность и автономность развития. Английское право сочетает в себе как коренные нормы, возникшие из обычаев, так и нормы, принятые из систем других стран. В этом и заключается самобытность и неповторимость права Англии.
Литература
- Дженкс Э. Английское право. М., 1947. стр. 19
- Журнал История государства и права, 2006, № 5., стр. 43.
- Петрушевский Д.Н. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в., М., 1918, стр. 39.
- Хатунов.: С.Ю.Уголовное право Средневековой Англии// Сборник научных трудов. Серия "Гуманитарные науки", вып. № 10 СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
- Ливанцев К.Е.История средневекового государства и права. - СПб.: СПбГУ, 2000.
- Юрченко Е.Н. Семейные взаимоотношения в средневековой Англии Автореф. канд. дис. ЮФУ 2008.