Творчество А.А. Фета

Афанасий Фет – это явление в русской поэзии уникальное. Он был чужд политики, не проявлял гражданскую позицию в стихах. Он творил чистое искусство.
Рубрика: Литература
Теги: Фет  реализм
Автор: Ирина Нестерова ✔ 29.09.2021

Нестерова И.А. Творчество А.А. Фета // Энциклопедия Нестеровых


Краткая биография А.А. Фета

Афанасий Фет

Афанасий Фет знаменитый русский поэт, переводчик и член Российской Академии Наук родился в 1820 году в деревне Новоселки в Орловской губернии. Его отец был потомственным дворянином Афанасий Шеншин, но привилегии Фету не достались по причине того, что родители поженились после его рождения. Кроме того, в возрасте 14 лет он был лишен фамилии отца и вынужден был взять фамилию первого мужа матери Иоганна Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет получал образование дома. Его обучали гувернантки, няньки, повара, камердинеры и семинаристы. Большое влияние на воспитание Фета оказала природа, деревня и общение с простым людом. В возрасте 14 лет юный Афанасий Фет был отправлен в немецкий пансионат Крюммера. Позднее он перебрался в Москву, чтобы обучаться в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина. После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом. Позднее он перевелся на философский факультет.

С первого года обучения в Москве Афанасий Фет начал писать стихи. Они были тепло восприняты критиками. Сам Белинский высоко оценил поэзию А.А. Фета. Первый сборник стихов юного поэта вышел в 1840 году под названием "Лирический пантеон".

Афанасий Фет всю жизнь стремился вернуть себе дворянский титул. Именно для этого он сразу после окончания обучения в институте пошел на военную службу. Свою военную карьеру поэт начал в южных провинциях России в кирасирском полку, а затем был переведен в кавалерийский полк, возле Петербурга. Военная служба не мешала поэту творить великолепные стихи. В 1850 году Афанасий Фет выпустил второй сборник стихотворений, который очень хорошо приняли читатели.

Уже в 1855 году Фет вошел в число авторов, которые печатались в знаменитом "Современнике". Его взял под свое крыло Иван Тургенев, который переработал его стихи и помог в 1856 году повторно издать его первый сборник, переименовав его в "Стихотворения А.А. Фета". Поэт был недоволен редактурой Тургенева. От стихов Афанасий Фет перешел к написанию поэм.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Прожив недолго в Москве, семья переезжает в имение Степановка на родине Фета. Потеряв надежду вернуть титул, поэт уходит с военной службы и посвящает себя имению.

В 1863 году Афанасий Фет выпускает двухтомник своих стихов. Не все восприняли новые стихи поэта хорошо, заподозрив его в "помещичьих замашках".

Следующий сборник стихов поэт выпустил лишь спустя 20 лет в 1883 году. К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения "для немногих". В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в "земной рай" и проведет там оставшиеся годы жизни.

Афанасий Фет умер 21 ноября 1892 года от сердечного приступа после неудачной попытки убить себя ножом. Поэт был похоронен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Особенности поэзии А.А. Фета

Афанасий Фет создавал красочные стихи о красоте, любви и природе. Особенностью творчества поэта является полное неприятие либеральных демократических ценностей и отсутствие четкой гражданской позиции выраженной через стихи. Будучи убежденным монархистом, Фет считал, что поэзия – это не способ передачи политического и идеологического посыла, а инструмент для открытия читателю мира прекрасного, полного красоты и гармонии. Его стихи представляли собой зарисовки о природе, любви и гармонии. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения "Я пришел к тебе с приветом".

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Лирика Фета рисует идеальный мир, в который можно уйти благодаря стихам. В каждой строчке оживает природа. Но при этом, природа не земная, а небесная, чистая и идеальная.

Уход от реальности – особенность лирики А.А. Фета.

У А.А. Фета все предметы наделены музыкой. Она сквозит сквозь строки, и именно возможность слышать и чувствовать эту музыку и создает восхитительную и цельную картину в каждом стихотворении поэта. Так, например, звуковая организация стихотворения "Пчелы" помогает поэту найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто "украшение", а "пучок смыслов", способ передачи чувств и эмоций.

Для того, чтобы стихи звучали музыкально и мелодично поэт использовал следующие художественные средства:

  1. аллитерацию;
  2. ассонанс;
  3. ритмику;
  4. повторы.
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Однако лирике А.А. Фета не чужда грусть, вселенская печаль и одиночество. Тоску поэта можно почувствовать в стихотворении "Я тебе ничего не скажу…" написанное в 1885 году.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Стихотворение относится к тому периоду творчества поэта, когда он начал переосмысливать свою жизнь, черпать вдохновение из прошлых ошибок, неудач. В строках звучит тоска по потерянной любви. Поэту пришлось сделать сложный выбор между благосостоянием и любовью. Несмотря на долгий брак с Боткиной, он не мог забыть девушку из молодости, которая трагически погибла спустя некоторое время после свадьбы поэта. Считается что он всю жизнь винил себя в смерти Марии Лазич (так звали девушку, которую он любил в молодости). А.А. Фет не счел нужным сказать правду жене, так как не хотел заставлять ее страдать. Об этом свидетельствует кольцевая композиция стихотворения. Поэт дает понять читателю, что решение принято, и он его не изменит.

Любовная лирика А.А. Фета обладает гармонией. В ней нет трагедий, драмы. Она музыкальна.

В Стихах Афанасия Фета мало глаголов, много прилагательных. Все в стихах направленно на создание воздушной красоты, небесной. Любовная лирика наполнена красивой печалью, которая передается через природу. В стихотворении "Alter ego" от 1878 года читатель видит обращение к любимой, которая своей "душой младенческой поняла" силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой "суждено влачить" существование, но их "нельзя разлучить" и суждено встретиться на высшем суде. Тут очевидно возвращение к теме тоски по Марии Лазич.

Стихи Афанасия Фета легли в основу множества песен и романсов. Прекрасные слова поэта не нашли отклика в сердцах многих современников, которые считали их бессмысленными, так как они не призывали к общественным резонансным событиям. Поэт понимал, что его стихи не для всех. Его творчество опередило свою эпоху и дало начало символизму в поэзии XX века.

Читайте также
Тема Родины и любви в рассказе Бунина Чистый понедельник.
Жанровое многообразие творчества Виталия Бианки.
Различные подходы Шолохова и Платонова к художественному представлению коллективизации в Поднятой целине и Котловане.
Особенности мировосприятия и художественные средства в лирике Сергея Есенина.
Понятие роман-эпопея и его жанровое своеобразие. Роман-эпопея в русской литературе.