Идея романа Преступление и наказание

Сущность, философская идея и отношение Достоевского к герою романа Родиону Раскольникову.
Рубрика: Литература
Автор: Ирина Нестерова ✔ 08.05.2020

Нестерова И.А. Идея романа Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

Каждое произведение великого Ф.М. Достоевского имеет глубокий философский подтекст, основанный на переживании о судьбе России и русского народа. Идеи романа гуманны и религиозны. В "Преступлении и наказании" громко звучит голос автора, который сопровождает Раскольникова в каждом его поступке.


История появления романа Преступление и наказание

Идея романа Преступление и наказание

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Первоначально главным героем должен был стать Мармеладов. Однако в процессе работы над романом писатель полностью поменял концепцию и вывел на главную роль Родиона Раскольникова.

Писать роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский начал в Германии в Висбадене. Заключив договор с издательством, Достоевский проиграл в карты весь гонорар и мучаясь от душевных терзаний и голода приступил к созданию романа. В ноябре 1865 года он уехал в Санкт-Петербург. Там писатель сжёг наброски произведения и начал писать заново. К завершению назначенного издателем срока, готово было менее половины. При этом масштабы замысла росли. Роман печатался в "Русском вестнике" по мере создания Достоевским новых глав. Произведение было принято критиками очень неоднозначно: одни говорили, что это шедевр, другие оценивали произведение весьма скептически.

Философия романа Преступление и наказание

Проблему идеи романа "Преступления и наказания" первым затронул Белинский. Он считал, что идея романа не сконцентрирована в образе Родиона Раскольникова, а как мозаика собирается из мировосприятия ключевых персонажей. Идея романа "Преступление и наказание" неразрывно связана с философским мировоззрением Ф.М. Достоевского, для которого деяние Родиона Раскольникова – это преступление против заповедей и совести. В романе мы видим столкновение идей, а именно философии гуманизма, религиозной философии и теории Раскольникова. Создавая свою философию, главный герой практически отрекался от всех традиционных общественных ценностей и норм морали.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский противопоставляет идею Раскольникова о делении людей на два вида "тварей дрожащих" и "право имеющих" православной религиозной догматике.

По мнению Ф.М. Достоевского, Родион Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все – "твари дрожащие", а он, "право имеющий".

Старуха процентщица воплощает собой алчность, жестокость и беспринципность. Она – соблазн для Раскольникова. Она – способ проверить его теорию.

Важным персонажем повествования Достоевского является Сонечка Мармеладова. Она – носитель идеи духовного начала, мира и любви. Её страдания – отражения трудностей идущего по пути добродетели.

Элементы идеи романа Преступление и наказание

Составляющие идеи романа Преступление и наказание

Полной противоположностью Сонечке Мармеладовой, является Свидригайлов, который воплощает в себе Раскольникова в будущем: без принципов, без сожалений и совести. Он является одним из важных героев, формирующих идею романа "Преступление и наказание". Его образ призван подчеркнуть, что Раскольников без покаяния не имеет будущего. В. Б. Шкловский подчеркивал, что Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего, кроме своих желаний, и приходящего к смерти. Отсюда и безоговорочное понимание того, что Свидригайлов покончил с собой.

Порфирий Петрович является носителем идей справедливости и неизбежности наказания. Он вносит в повествование идею неотвратимости расплаты и подчеркивает ее важность. Порфирий Петрович убедительно доказывает, что выбор бегства не соответствует выбору свободы.

Отсюда можно сформулировать идею романа следующим образом: "Преступление – гибель. Покаяние – шанс на будущее". Раскольников на краю гибели сумел раскаяться, тем самым освободился от нежизнеспособной теории и познал любовь.

Отношение Достоевского к философии Раскольникова

Достоевский не поддерживал теорию Раскольникова. Он всячески подчеркивает её нецелесообразность и нежизнеспособность, так как русскому человеку чужд индивидуалистичный подход, сдобренный гордыней и нигилизмом.

Ф. М. Достоевский показывает, что наказание способно вызвать искреннее раскаяние, способное искупить любой грех. Но путь к раскаянию тернист. Не каждый способен пройти его от начала и до конца. Чистая совесть и легкость на душе – вот награда искупившему свою вину. Однако, если же человек не раскаивается, то он все глубже вязнет в пучине бездуховности, превращаясь в тень самого себя. Важную роль в изображении философской мысли Ф.М. Достоевского играют сопутствующие образы матери, сестры и друга. Благодаря им, он внятно оформляет идею того, что как бы человек не стремился к одиночеству погрязнув в пучине заблуждения – семья изначально является спасательным тросом, способным спасти заблудшую душу.

Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.

Роман "Преступление и наказание" представляет собой не просто детектив или "криминальный роман" – это сложная многоуровневая философская проза, направленная на раскрытие человеческой природы. Будучи человеком религиозным Ф.М. Достоевский отразил беду души человеческой сквозь призму религии.

Читайте также
Краткая биография писателя Джеймса Олдриджа
Особенности художественного представления юмора в романе "Поднятая Целина".
Особенности и смысловая нагрузка образа Евгения Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин".
Хозяева "темного царства" в драме Островского Гроза.
Особенности представления христианских мотивов в романе Преступление и наказание