История появления романа Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Первоначально главным героем должен был стать Мармеладов. Однако в процессе работы над романом писатель полностью поменял концепцию и вывел на главную роль Родиона Раскольникова.
Писать роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский начал в Германии в Висбадене. Заключив договор с издательством, Достоевский проиграл в карты весь гонорар и мучаясь от душевных терзаний и голода приступил к созданию романа. В ноябре 1865 года он уехал в Санкт-Петербург. Там писатель сжёг наброски произведения и начал писать заново. К завершению назначенного издателем срока, готово было менее половины. При этом масштабы замысла росли. Роман печатался в "Русском вестнике" по мере создания Достоевским новых глав. Произведение было принято критиками очень неоднозначно: одни говорили, что это шедевр, другие оценивали произведение весьма скептически.
Философия романа Преступление и наказание
Проблему идеи романа "Преступления и наказания" первым затронул Белинский. Он считал, что идея романа не сконцентрирована в образе Родиона Раскольникова, а как мозаика собирается из мировосприятия ключевых персонажей. Идея романа "Преступление и наказание" неразрывно связана с философским мировоззрением Ф.М. Достоевского, для которого деяние Родиона Раскольникова – это преступление против заповедей и совести. В романе мы видим столкновение идей, а именно философии гуманизма, религиозной философии и теории Раскольникова. Создавая свою философию, главный герой практически отрекался от всех традиционных общественных ценностей и норм морали.
С первых страниц романа Ф.М. Достоевский противопоставляет идею Раскольникова о делении людей на два вида "тварей дрожащих" и "право имеющих" православной религиозной догматике.
По мнению Ф.М. Достоевского, Родион Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все – "твари дрожащие", а он, "право имеющий".
Старуха процентщица воплощает собой алчность, жестокость и беспринципность. Она – соблазн для Раскольникова. Она – способ проверить его теорию.
Важным персонажем повествования Достоевского является Сонечка Мармеладова. Она – носитель идеи духовного начала, мира и любви. Её страдания – отражения трудностей идущего по пути добродетели.
Составляющие идеи романа Преступление и наказание
Полной противоположностью Сонечке Мармеладовой, является Свидригайлов, который воплощает в себе Раскольникова в будущем: без принципов, без сожалений и совести. Он является одним из важных героев, формирующих идею романа "Преступление и наказание". Его образ призван подчеркнуть, что Раскольников без покаяния не имеет будущего. В. Б. Шкловский подчеркивал, что Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего, кроме своих желаний, и приходящего к смерти. Отсюда и безоговорочное понимание того, что Свидригайлов покончил с собой.
Порфирий Петрович является носителем идей справедливости и неизбежности наказания. Он вносит в повествование идею неотвратимости расплаты и подчеркивает ее важность. Порфирий Петрович убедительно доказывает, что выбор бегства не соответствует выбору свободы.
Отсюда можно сформулировать идею романа следующим образом: "Преступление – гибель. Покаяние – шанс на будущее". Раскольников на краю гибели сумел раскаяться, тем самым освободился от нежизнеспособной теории и познал любовь.
Отношение Достоевского к философии Раскольникова
Достоевский не поддерживал теорию Раскольникова. Он всячески подчеркивает её нецелесообразность и нежизнеспособность, так как русскому человеку чужд индивидуалистичный подход, сдобренный гордыней и нигилизмом.
Ф. М. Достоевский показывает, что наказание способно вызвать искреннее раскаяние, способное искупить любой грех. Но путь к раскаянию тернист. Не каждый способен пройти его от начала и до конца. Чистая совесть и легкость на душе – вот награда искупившему свою вину. Однако, если же человек не раскаивается, то он все глубже вязнет в пучине бездуховности, превращаясь в тень самого себя. Важную роль в изображении философской мысли Ф.М. Достоевского играют сопутствующие образы матери, сестры и друга. Благодаря им, он внятно оформляет идею того, что как бы человек не стремился к одиночеству погрязнув в пучине заблуждения – семья изначально является спасательным тросом, способным спасти заблудшую душу.
Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.
Роман "Преступление и наказание" представляет собой не просто детектив или "криминальный роман" – это сложная многоуровневая философская проза, направленная на раскрытие человеческой природы. Будучи человеком религиозным Ф.М. Достоевский отразил беду души человеческой сквозь призму религии.