Финансовое обеспечение здравоохранения

Структура здравоохранения в РФ и особенности его финансирования.
Рубрика: Экономика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 04.03.2019

Нестерова И.А. Финансовое обеспечение здравоохранения // Энциклопедия Нестеровых


Система здравоохранения в РФ

Система здравоохранения в Российской Федерации имеет строгую иерархическую структуру. Она была построена базе здравоохранения СССР с внесением структурных и правовых изменений. Основное отличие современной российской системы здравоохранения от советской состоит в том, что медицина стала страховой. Появилось большое количество платных услуг.

Здравоохранение

Здравоохранение РФ

В настоящее время ряд специалистов выделяют в системе здравоохранения РФ три ключевых блока:

  • государственная медицина;
  • частная медицина;
  • муниципальная медицина.

Система здравоохранения РФ

Система здравоохранения РФ

К государственной системе здравоохранения относится уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно Министерство Здравоохранения Российской Федерации, на который возложены функции разработки и реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан.

Государственная система здравоохранения включает в себя:

  • находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,
  • образовательные учреждения,
  • фармацевтические предприятия,
  • аптечные учреждения,
  • санитарно-профилактические учреждения,
  • учреждения судебно-медицинской экспертизы,
  • предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники,
  • иные предприятия, учреждения, организации.

К блоку частной медицины относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, федерального и региональных органов управления здравоохранением, а также органов местного самоуправления [1].

Вся система здравоохранения Российской Федерации регламентируется законодательством РФ. Во главе системы здравоохранения стоит Министерство здравоохранения РФ. Структура Министерства представлена ниже.

структура министерства здравоохранения

Министерство здравоохранения РФ

На 2019 год министром здравоохранения Российской Федерации является Вероника Скворцова. Министерство наделено обязанностями и полномочиями, которые в полной мере представлены Регламенте Министерства здравоохранения Российской Федерации, который был утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 903н "Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Особенности финансирования здравоохранения в РФ

В Российской Федерации финансирование здравоохранения осуществляется посредством федерального бюджета и средств населения. Государственное финансирование является самым масштабным. Так по каналам местных бюджетов в РФ реализуется финансирование больниц, поликлиник, амбулаторий и т. д. Бюджетные средства являются наиболее крупным источником финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ, где записано, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно" [2].

Система финобеспечения здравоохранения

Система финансового обеспечения здравоохранения В РФ

Специфика финансов здравоохранения заключается в том, что их нельзя полностью отнести ни к сфере государственных финансов, ни к сфере финансов организаций. К тому же особенностью системы финансирования здравоохранения является активное участие частного сектора. Участие государства и частного сектора экономики в системе финансирования отрасли обусловливает двойственность их целей. Для государства основной целью является развитие человеческого капитала, а для частного сектора – получение прибыли.

В 2018 году в Российской Федерации финансирование системы здравоохранения составляло 4.1 % ВВП. К сожалению по данным на 2018 год, программа государственных гарантий остается дефицитной.

Государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. составили примерно 3952 млрд. руб. Расходы складывались из трех источников:

  • средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС),
  • средства федерального бюджета,
  • средства региональных бюджетов.

Среди прогрессивных тенденций на 2019 год следует отметить, что суммарный объем расходов на оказание паллиативной медицинской помощи в 2019 г. вырастет до 23 млрд. руб. В 2018 г. он достиг 21 млрд. руб., превысив показатель 2017 г. на 24%. С 2018 г. из федерального бюджета на софинансирование этого вида помощи регионам выделяется более 4 млрд. рублей [3].

На финансовое обеспечение отрасли в 2019 году планируется направить 9 млрд. 865,6 млн. рублей. Из федерального бюджета дополнительно выделено 682,3 млн. рублей, в том числе 391 млн. рублей – на реализацию национального проекта "Здравоохранение" и 32,6 млн. рублей – на демографию. Расходы на лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготных категорий граждан составят в общей сумме 665,5 млн. рублей. На обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до 3-х лет – 50 млн. рублей.

В рамках реформирования системы здравоохранения в РФ в 2019году планируется внести следующие изменения, которые отразятся на финансировании отрасли:

  • планируется повышение заработной платы врачам;
  • численность мест в стационаре будет уменьшена, а также и дни, отведённые на лечение в стационаре;
  • будут открыты паллиативные кабинеты в клиниках, с целью проведения диагностики и лечения.

Литература

  1. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи /Под ред. И. Шейман, Сер. Шишкина – М: Дело, 2018
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Минздрав: в 2019 году финансирование паллиативной помощи достигнет 23 млрд рублей // https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-v-2019-godu-finansirovanie-palliativnoi-pomoshi-dostignet-23-mlrd-rublei.html

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)