Обучение фонетике русского языка

Понятие и роль фонетики в изучении русского языка. Цели и задачи обучения фонетике. Структура фонетики как научной дисциплины. Особенности понятийного аппарата фонетики русского языка. Фонетический анализ в условиях школьного обучения русскому языку.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 12.06.2021

Нестерова И.А. Обучение фонетике русского языка // Энциклопедия Нестеровых


Цели и задачи обучения фонетике русского языка

Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка входит в обязательную программу. Согласно ФГОС, её изучают в 5 классе.

Фонетика представляет собой науку о звуках и звуковом строе языка. Фонетику изучают вместе с орфоэпией, которая является наукой о нормах произношения.

Современные нормы орфоэпии регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имен и отчеств и т. п. Кроме того, они е содержат правила постановки ударения в различных частях речи.

Структура фонетики как научной дисциплины

Структура фонетики как научной дисциплины

Фонетика, как элемент школьной программы по изучению русскому языку имеет следующие цели:

  • Осознанное владение учащимися ключевыми аспектами звуковой системы русского языка;
  • Знакомство школьников с орфоэпическими нормами русского литературного языка;
  • Формирование орфоэпических навыков.

Исходя из ключевых целей, формируются задачи обучения фонетике в условиях современной школы:

  • Закрепление знаний о звуковой системе;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Формирование у школьников умения различать звуки и обозначать их буквами;
  • Закрепление умения обозначать звуки буквами в соответствии с законами графики и орфографии;
  • Формирование у школьников правильного произношения.

Основы изучения фонетики в школе

Основной единицей фонетики является звук, который имеет свои особенности и характеристики.

Звук – кратчайшая единица языка.

Звук делят на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Фонетика изучает транскрипцию, как способ передачи звуков схематично. Для того, чтобы транскрипция отражала особенности каждого звука используют определенные элементы: знак мягкости, знак ударения, долготы и квадратные скобки.

Звуки, будучи исполнителями смыслоразличительной функции, рассматриваются в составе единиц других языковых уровней, таких как морфема, словоформа, словосочетание и предложение.

Морфема – самая маленькая значимая единица языка. Она выделяется составе слова и выполняет функции словообразования и формообразования.

Словоформа – слово в узком смысле, то есть обладающая признаками слова цепочка фонем, формально отличающаяся от другой.

Словосочетание – это два или несколько слов, объединённых по смыслу или грамматически.

Фонетика изучает слог, который представляет собой часть фонетического слова, которая произносится одним выдыхательным толчком. Слоги могут быть ударными и безударными. Ударение в русском языке подвижно и ему свойственна разноместность.

Помимо вышеперечисленного, фонетика рассматривает орфоэпические нормы русского языка.

В процессе изучения фонетики у школьников формируются различные умения, которые позволяют совершенствовать процесс коммуникации. Прежде всего, развивается умение различать гласные и согласные звуки, указывать их основные признаки. Например: слово "озеро" содержит 2 согласные и 3 гласные. Обе согласные "з" и "р" звонкие. Гласная первая "о" является ударной, а "е" и вторая "о" являются безударными.

Школьники должны уметь сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и легко определять звук, благодаря которому слова звучат по-разному.

Учащиеся получают умение производить фонетико-графический анализ слов. Его цель – выяснить соотношение звуков и букв в слове.

Фонетико-графический анализ проводится по следующему алгоритму:

Запись слова в графической форме.

  1. Выполнение фонетической транскрипции исследуемого слова.
  2. Деление слова на слоги и составление характеристики каждого слога.
  3. Определение акустической, функциональной, графической и артикуляционной характеристик для каждого звука.
  4. Выполнение фонематической транскрипции исследуемого слова.
  5. Определение соответствия фонетического слова графическому, то есть сравнение количества звуков и букв.
  6. Составление характеристики фонетических чередований в исследуемом слове.
  7. Определение в слове отступления от слогового принципа русской графики, если таковое имеет место быть.

Важное место среди умений, формируемых при изучении фонетики -деление слова на слоги и определение ударения.

Фонетика формирует умение правильно произносить слова и пользоваться словарем ударений и орфоэпическим словарем.

Обучение фонетики на уроках русского языка опирается на систему принципов:

  1. Обучение фонетике опирается на речевой слух учащихся.
  2. Необходимо рассматривать звуки в составе морфем, чтобы выявить изменения звуков в зависимости от позиции в слове.
  3. Нужно учитывать сопоставление звуков и букв для усвоения правил орфографии.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)