Цели и задачи обучения фонетике русского языка
Фонетика русского языка входит в обязательную программу. Согласно ФГОС, её изучают в 5 классе.
Фонетика представляет собой науку о звуках и звуковом строе языка. Фонетику изучают вместе с орфоэпией, которая является наукой о нормах произношения.
Современные нормы орфоэпии регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имен и отчеств и т. п. Кроме того, они е содержат правила постановки ударения в различных частях речи.
Структура фонетики как научной дисциплины
Фонетика, как элемент школьной программы по изучению русскому языку имеет следующие цели:
- Осознанное владение учащимися ключевыми аспектами звуковой системы русского языка;
- Знакомство школьников с орфоэпическими нормами русского литературного языка;
- Формирование орфоэпических навыков.
Исходя из ключевых целей, формируются задачи обучения фонетике в условиях современной школы:
- Закрепление знаний о звуковой системе;
- Развитие фонематического слуха;
- Формирование у школьников умения различать звуки и обозначать их буквами;
- Закрепление умения обозначать звуки буквами в соответствии с законами графики и орфографии;
- Формирование у школьников правильного произношения.
Основы изучения фонетики в школе
Основной единицей фонетики является звук, который имеет свои особенности и характеристики.
Звук – кратчайшая единица языка.
Звук делят на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Фонетика изучает транскрипцию, как способ передачи звуков схематично. Для того, чтобы транскрипция отражала особенности каждого звука используют определенные элементы: знак мягкости, знак ударения, долготы и квадратные скобки.
Звуки, будучи исполнителями смыслоразличительной функции, рассматриваются в составе единиц других языковых уровней, таких как морфема, словоформа, словосочетание и предложение.
Морфема – самая маленькая значимая единица языка. Она выделяется составе слова и выполняет функции словообразования и формообразования.
Словоформа – слово в узком смысле, то есть обладающая признаками слова цепочка фонем, формально отличающаяся от другой.
Словосочетание – это два или несколько слов, объединённых по смыслу или грамматически.
Фонетика изучает слог, который представляет собой часть фонетического слова, которая произносится одним выдыхательным толчком. Слоги могут быть ударными и безударными. Ударение в русском языке подвижно и ему свойственна разноместность.
Помимо вышеперечисленного, фонетика рассматривает орфоэпические нормы русского языка.
В процессе изучения фонетики у школьников формируются различные умения, которые позволяют совершенствовать процесс коммуникации. Прежде всего, развивается умение различать гласные и согласные звуки, указывать их основные признаки. Например: слово "озеро" содержит 2 согласные и 3 гласные. Обе согласные "з" и "р" звонкие. Гласная первая "о" является ударной, а "е" и вторая "о" являются безударными.
Школьники должны уметь сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и легко определять звук, благодаря которому слова звучат по-разному.
Учащиеся получают умение производить фонетико-графический анализ слов. Его цель – выяснить соотношение звуков и букв в слове.
Фонетико-графический анализ проводится по следующему алгоритму:
Запись слова в графической форме.
- Выполнение фонетической транскрипции исследуемого слова.
- Деление слова на слоги и составление характеристики каждого слога.
- Определение акустической, функциональной, графической и артикуляционной характеристик для каждого звука.
- Выполнение фонематической транскрипции исследуемого слова.
- Определение соответствия фонетического слова графическому, то есть сравнение количества звуков и букв.
- Составление характеристики фонетических чередований в исследуемом слове.
- Определение в слове отступления от слогового принципа русской графики, если таковое имеет место быть.
Важное место среди умений, формируемых при изучении фонетики -деление слова на слоги и определение ударения.
Фонетика формирует умение правильно произносить слова и пользоваться словарем ударений и орфоэпическим словарем.
Обучение фонетики на уроках русского языка опирается на систему принципов:
- Обучение фонетике опирается на речевой слух учащихся.
- Необходимо рассматривать звуки в составе морфем, чтобы выявить изменения звуков в зависимости от позиции в слове.
- Нужно учитывать сопоставление звуков и букв для усвоения правил орфографии.