Урок как форма обучения

Понятие урока в дидактике. Какие бывают типы уроков. Виды уроков в современной дидактике. Актуальные подходы к организации урока. Перечень ключевых вопросов, на которые должен ответить учитель после каждого проведенного урока.
Рубрика: Педагогика
Теги: урок
Автор: Ирина Нестерова ✔ 07.06.2021

Нестерова И.А. Урок как форма обучения // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и роль урока

Урок как форма обучения

Современная дидактика определяет урок как ведущую форму обучения. Существует несколько подходов к трактовке термина урок. Ниже приведено определение представленное И.В. Новгородцевым:

Урок – законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок рабочего времени, сложный и ответственный этап учебного процесса [1].

В тоже время схожую трактовку предлагает Л.В. Мардахаев в словаре по социальной педагогике:

Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели содержанием излагаемого материала, а также воспитательное воздействие на них с учетом возможностей данного учебного занятия [2].

Урок требует от педагога не только педагогического мастерства, но и великолепного знания своего предмета и психологической готовности к тому, что в процессе обучения у школьников могут возникнуть сложности с восприятием и нового материала. По этой причине нельзя забывать о том, что помимо образовательных задач, современный урок решает воспитательные задачи, которые направлены на развитие у школьников логического мышления, их эмоционально-волевой сферы и положительное восприятие обучения в школе в целом, и уроков русского языка в частности.

Типы уроков

В педагогике урок рассматривается с точки зрения того его многообразия. Есть несколько его типов в зависимости от дидактической цели и предметных задач, от метода обучения.

Так с опорой на цели и задачи распространена следующая классификация:

  • Урок объяснения нового материала;
  • Урок формирования умений и навыков;
  • Урок повторения и обобщения;
  • Урок контроля;
  • Комбинированный урок.

В зависимости от методологической составляющей уроки делят на:

  • урок – лекция;
  • урок – семинар;
  • урок – практикум.

В современной дидактике имеет место деления урока в зависимости от формы на традиционные и нетрадиционные формы урока.

типы уроков

Типы уроков в педагогике

Теперь рассмотрим каждый тип урока. Начать следует с урока объяснения нового материала. Основа данного вида уроков – подача материала, разъяснение понятийного аппарата в рамках новой темы и осмысление полученной информации учащимися через дидактические материалы.

Дидактические материалы – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом [3].

Урок, направленный на формирование новых умений и навыков служит для закрепления полученных на ранее знаний. В дидактике имеют место строго закрепленные требования к дидактическим материалам. Так, для уроков русского языка необходимо использовать только высокохудожественные тексты, интересные учащимся и доступные им по содержанию.

На уроках повторения и обобщения формируется навыки использования полученных знаний в процессе творческой деятельности. Цель таких уроков не только поддержать на нужном уроне знания теоретических аспектов изучаемого предмета, но и совершенствование умений и навыков, полученных в процессе усвоения учебного материала. На уроках повторения и обобщения используются различные средства обучения в зависимости от особенностей изучаемого предмета.

На уроках контроля педагог проводит контрольные, проверочные, самостоятельные работы. Учитель разрабатывает тестовые задания в зависимости от уровня владения темой учащимися.

Комбинированный урок представляет собой урок, на котором совмещены действия характерные для других типов. Например, объяснения нового материала может сочетаться с самостоятельной работой в конце урока.

В зависимости от метода обучения широкое распространение получил урок-лекция. Данная форма характерна для старших классов. Учитель должен хорошо подготовиться к уроку-лекции, так как любая ошибка может отразиться на восприятии материала школьниками. На подобных уроках рекомендуется использование средств наглядности: презентаций, раздаточного материала и т.д.

Урок-семинар помогает закрепить знания, сформировать навыки самостоятельной работы и коммуникативные навыки. О проведении урока-семинара учитель предупреждает заранее, чтобы учащиеся смогли полноценно подготовиться к нему.

Традиционные формы урока были перечислены выше. Что касается нетрадиционных форм, то к ним относят:

  • урок-спектакль или исполнение сказочного сюжета;
  • урок фантазирования;
  • урок-игра;
  • урок-зачет;
  • урок взаимообучения;
  • урок-путешествие;
  • круглый стол;
  • урок-состязание;
  • урок экскурсия;
  • т.д. и т.п.

Урок имеет определенную структуру, которая зависит от учебной дисциплины. Каждый тип урока имеет определенные цели и задачи. Так, уроки русского языка направленные на развитие речи и проводятся с целью организации деятельности школьника по овладению нормами русского языка, как литературного, так и разговорного. В этой связи изучается грамматика, стилистика и строй языка. Большое внимание на таких уроках уделяется вопросам культуры речи.

Анализ урока

Каждый проведенный урок обязательно подвергается анализу с целью выявления слабых и сильных сторон. Учитель должен анализировать следующие аспекты:

  • постановку целей,
  • организацию урока,
  • способы мотивации учащихся,
  • соответствие требованиям ФГОС,
  • содержание урока,
  • методики, примененные на уроке,
  • психологические моменты.

Рассмотрим перечень ключевых вопросов, на которые должен ответить учитель после каждого проведенного урока:

  • Насколько правильно были сформулированы цели и задачи урока? Соответствуют ли они его структуре и тематике?
  • Учтены ли особенности уже пройденного материала? Имеет ли место межпредметная связь?
  • Насколько эффективны методы, которые были выбраны для обучения на уроке?
  • Мотивированы ли учащиеся к восприятию темы урока?
  • Какой дидактический материал был использован на уроке для объяснения, обобщения или контроля?
  • Какое домашнее задание было предложено школьникам?
  • Какие ИКТ были использованы на уроке?
  • Достигнута ли экономия организующих действий на уроке?
  • Соблюдены ли этические нормы по отношению к учащимся?

Литература

  1. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин – М.: Флинта, 2018
  2. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов //Автор-составитель: Мардахаев Л.В. – РГСУ, 2016

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)