Формирование образа профессии психолога

Что такое образ профессии и как он формируется. Образ профессии психолога. Почему будущие психологи должны формировать профессионально-ролевые представления с опорой внутреннее восприятие профессии, адекватную модель профессии и профессиональной деятельности. Как эволюционировал образ профессии «психолог».
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 15.12.2018

Нестерова И.А. Формирование образа профессии психолога // Энциклопедия Нестеровых


Образ профессии

Образ профессии

Понятие "образ профессии" является содержательным, так, по мнению А.Н. Леонтьева, путь решения проблемы исследования любого образа идет от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу [1]. В психологической науке образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ профессии представляет собой субъективное восприятие человеком объект труда (профессиональную деятельность) и его субъект (профессионала). Образ профессии строится на принципе комплексного изучения конкретной профессии с социальной, психологической, физиологической, экономической и производственно-технической сторон.

В процессе вузовского обучения у будущих психологов формируется образ профессии. Он базируется на Я – реальное и Я – идеальное в будущей профессиональной деятельности. В процессе вузовского обучения возможны деформация представлений о будущей профессии. Она происходит по причине разочарования в психологии. Как следствие снижается интерес к учебе. Происходит изменения в сфере профессионально-ролевых представлений будущих психологов.

Все эти изменения связанные с формированием образа профессии состоят из следующих важных компонентов:

  • когнитивный – содержит знания о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале;
  • эмоциональный – предполагает принятие или непринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии, удовлетворенность своей профессиональной деятельности.

Исследование образа профессии ведется по различным направлениям, чаще всего, изучается образ в той или иной профессии, условия и факторы его формирования.

Образ профессии изучается достаточно давно. Прежде всего, следует рассмотреть саму трактовка данного термина в психологической литературе.

Данный термин привлекал внимание таких авторов как Е.А. Климов, А.М. Сосновская, С.В. Зиброва и др. Так Е.А. Климов рассматривает образ профессии как наличие адекватной системы субъективно интерпретированных ценностных представлений специалиста на основе собственно профессиональных знаний. С.В. Зиброва под образом профессии понимает внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса, с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности – с другой. А.М. Сосновская в своем исследовании образ профессии определяет как представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [2].

Изучив подходы к трактовке образа профессии, следует резюмировать следующее: образ профессии – это представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.

Эволюцию образа профессии

Эволюцию образа профессии у будущих психологов изучала Н.В. Курбет. По её мнению существуют три стадии формирования образа профессии. Они отражены на рисунке ниже.

Стадии формирования образа профессии

Стадии формирования образа профессии

Н.В. Курбет считает, что развитие образа профессии зависит от следующих акмеологических условий:

  • организационных (создание профессиональнопедагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития совершенного уровня образа профессии у студентов);
  • социально-психологических (востребованность обществом специалистов, обладающих способностью к саморазвитию, воспитание готовности у студентов к личностно-профессиональному развитию);
  • технологических (диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека, формирование системы профессиональных ЗУН) [3].

Также наличие определенных условий в процессе формирования образа профессии показано в работе Е.Ф. Платаш. Автор указывает, что для формирования образа профессии экономических специальностей необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

  1. установочно-целевых
  2. логико-структурных
  3. инструментально-технологических
  4. диагностико-результативных.

Следовательно, правильное соблюдение перечисленных условий способствует формированию и развитию образу профессии у студентов.

Изучая особенности образа профессии у будущих психологов, формирование образа профессии можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности.

А.И Донцов считает, что, говоря о профессии психолога, следует учитывать тот факт, что сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы.

А.И Донцов утверждает, что формирование профессионального мировоззрения студентов-психологов, имеет черты внутренней противоречивости, эклектизма, "стереотипизированности".

Г.Ю. Любимова указывает на то, что имеющийся образ профессиональной деятельности у студентов часто диффузен, неструктурирован и во многом нереалистичен. Значительную роль здесь играет неясное представление студентов о характере и содержании деятельности психолога, а также мифологизированное представление о психологии и психологах, существующее в обществе.

Для многих студентов психология – это, прежде всего, прикладная наука. Проблемы, относимые к предмету психологии личности, социальной и клинической психологии, воспринимаются студентами-психологами как более доступные, близкие и личностно значимые. В качестве главного качества личности психолога выступает коммуникативная компетентность. Интеллект психолога упоминается студентами намного реже, не говоря уже о таких профессионально значимых личностных качествах, как развитое самосознание и хорошая рефлексия.

Чаще всего упоминаются следующие качества личности психолога: талантливый, душевный, активный, сильный, открытый, доступный, включенный, демократичный, радостный, оптимист. Эти данные свидетельствуют о том, что облик психолога в глазах самих будущих психлогов вполне соответствует обыденным преставлениям о нем, отражает стереотипы массового сознания, в соответствии с которыми наиболее важными качествами психолога выступают умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность добиваться поставленной цели, эмоциональная стабильность [4]

Для изучения формирование образа профессии у будущих психологов используют не одну, несколько методик. Ниже приведены самые актуальные методики:

Методики формирования навыков

Методики изучения формирования профессиональных навыков

Cформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной сфере деятельности, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза. Итак, теперь можно следующие выводы:

  • образ профессии – это представления человека о своей работе, профессиональной деятельности и о себе как профессионале;
  • проблема формирования образа профессии изучена недостаточно, это выражается в отсутствии единого подхода к процессу формирования образа профессии у студентов;
  • формирование образа профессии психолога предполагает процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Образ профессии психолога в процессе обучения в вузе начинает активно формироваться, развиваться и совершенствоваться. Необходимо отметить, что на начальном этапе обучения, образ профессии сформирован не достаточно, для того, чтобы студенты успешно освоили выбранную ими профессию.

Литература

  1. Леонтьев, А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения. – М.: Политиздат, 1983
  2. Сосновская, А.М. Журналист: личность и профессионал. Монография – Спб.: Роза мира, 2005
  3. Курбет, Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Н. Курбет. – М.: 2007
  4. Помаз Г.С. Детерминанты развития представлений о профессии студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ростов н/Д, 2006.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)